У активно продвигаемой губернатором Московской области идеи укрупнения районов региона в городские округа появились серьёзные противники. Теперь, видимо, придётся сворачивать проект.
Напомню, на данный момент уже стали городскими округами 7 из 29 районов области. Ещё 5 готовят к этому - сейчас в Коломенском, Можайском, Наро-Фоминском, Серпуховском и Павлово-Посадском районах проводятся общественные слушания, на которых и должно быть принято решение о преобразовании. В перспективе руководство Подмосковья планирует проделать такую операцию со всеми районами. Однако мнения по поводу оценки населением такой реформы расходятся: команда губернатора Андрея Воробьёва, представители Мособлдумы и Всероссийского совета местного самоуправления всячески её поддерживают, говоря о выгодах, которые это несёт новым образованиям, а руководители районов, депутаты, главы городов и сельских поселений и вообще большая часть населения нескольких районов выступают против. Среди лидеров "сопротивления" - Серпуховской и Люберецкий районы.
Дошло до того, что совет депутатов города Запрудня (Талдомский район) направил в Госдуму запрос, попросив дать оценку проводимой Андреем Воробьёвым реформе местного самоуправления. Ответ из думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного управления оказался крайне неприятным для губернатора: объединение муниципалитетов и укрупнение районов в городские округа признали незаконным.
В ответе, подписанном главой комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного управления Алексеем Диденко (фракция ЛДПР), отмечено, что "Конституция предусматривает осуществление местного самоуправления прежде всего в городских и сельских поселениях, а уже потом на других территориях". Также Диденко напомнил, что двухуровневая система местного самоуправления (МСУ) - "концептуальное положение" закона об МСУ, целью принятия которого было "приближение власти к населению". В соответствии с законом в России имеется два уровня самоуправления: на первом - городские и сельские поселения, на втором - муниципалитеты (районные и городские округа). В случае укрупнения всех районов Московской области в городские округа регион лишится первого, базового, уровня местного самоуправления, что, по мнению депутатов, недопустимо.
Кроме того, в ответе из Госдумы указывается, что в случае укрупнения "ресурсы концентрируются в поселении, ставшем центром" и даже в случае, если социальное и экономическое развитие укрупнённых территорий продолжится, "явным образом снижается участие населения в осуществлении местного самоуправления". То есть фактически депутаты поддержали заявления главы Серпуховского района Александра Шестуна и ряда депутатов из районов области, говоривших о том же.
В заключительной части думского ответа на запрос депутатов из Запрудни указано, что "объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, в новое муниципальное образование со статусом городского округа противоречит действующему законодательству и всей логике муниципального развития, базирующегося на Конституции".
Комментируя историю с укрупнением Подмосковья для Ъ, Алексей Диденко отметил: "Это вопрос подхода региональных властей. Объединение в округа нарушает закон." По его словам, такие преобразования можно производить только внося изменения в законодательство на перспективу, "чтобы практика везде была единообразной".
Раскритиковали укрупнение районов и в президентском Совете по правам человека. Член президиума СПЧ Евгений Бобров заявил: "Если мы сейчас за МСУ не заступимся, о нём можно вообще забыть. Будет чиновничий капитализм, в этих городских округах, особенно в Московской области, всё будет застроено высотными зданиями." Бобров сообщил, что обсуждал это с первым замглавы АП Сергеем Кириенко и планирует поднять этот вопрос на встрече главы государства с СПЧ, которая должна состояться завтра, 8 декабря.
В то же время появляются у идей подмосковного губернатора и новые сторонники. Так, глава комитета Мособлдумы по местному самоуправлению Анатолий Наумов (КПРФ) считает, что предложенная Воробьёвым реформа абсолютно законна: "Споры по преобразованию районов в округа идут с момента принятия закона о местном самоуправлении. Это вопрос интерпретации законодательства. В Московской области такие объединения проходили, при этом преобразование Озёрского района в городской округ оспаривалось в Верховном суде, он признал его законность."
Руководитель экспертного совета Всероссийского совета местного самоуправления, сенатор Вячеслав Тимченко сложно относится к реформе территориального устройства Московской области. С одной стороны, он отмечает, что такое укрупнение "противоречит логике МСУ". Но в то же время Тимченко не считает это явным нарушением закона: "Здесь нужно подходить индивидуально. Например, в Подмосковье есть Домодедовский городской округ, преобразованный из района ещё несколько лет назад. Конечно, это нетипичный случай и, возможно, это не совсем то, что предполагал законодатель во время работы над законом об МСУ, но исполнение полномочий местного самоуправления там нисколько не страдает."
Депутат горсовета Химок Вячеслав Наганов ("Яблоко"), последовательно выступающий против укрупнения районов, заявил, что ответ думского комитета поможет ему и его сторонникам: "Мы будем использовать ответ Госдумы при проведении общественных слушаний, рассказывать людям, что реформа по объединению муниципалитетов незаконна. Кроме того, позиция комитета будет очень ценна в судебных заседаниях по оспариванию объединений."
Активистка из Томилино (Люберецкий район), где сегодня должны состояться публичные слушания по поводу укрупнения, Ирина Астахова говорит: "У нас высокопрофицитный бюджет, который позволяет муниципалитету нести социальную нагрузку. Кроме того, в поселениях можно строить не выше семи этажей, в городском округе этажность другая - этим будут пользоваться. Но инфраструктура к таким домам не готова. Увеличатся пробки."
В Оболенске (Серпуховской район) городской совет депутатов принял постановление, которым выразил своё несогласие с укрупнением района в городской округ "с учётом мнения жителей городского поселения, а также принципа гарантии прав жителей района на местное самоуправление".
В общем, укрупнение идёт не так гладко и получает не такую однозначно положительную поддержку депутатов и населения на местах, как это старается подать команда Андрея Воробьёва. Теперь вот и Госдума однозначно высказалась о том, что инициатива губернатора незаконна. Наиболее логичной реакцией в таких обстоятельствах было бы свёртывание проекта "до лучших времён" и начало поиска компромиссных решений, которые привели бы к желаемому (для областной администрации) результату - изменению статуса "вкусных" территорий и повышению контроля за местным самоуправлением - без вхождения в конфликт с действующим законодательством. Но Воробьёв вряд ли на такое пойдёт уже потому, что такой путь требует существенно больших затрат по времени, а до окончания его губернаторского срока (2018 год) не так много осталось. И на фоне расхождения его предвыборных заявлений (например, о том, что он выступает за "малоэтажное Подмосковье" и не допустит высотного строительства в сельских районах) с реальными действиями его шансы переизбраться на второй срок многим кажутся сомнительными. Не добавляют оптимизма в этом смысле и участившиеся в последнее время критические высказывания в его адрес и разного рода конфликты с его участием (в т.ч. недавняя история с формированием состава Мособлизбиркома).
Свою оценку воробьёвской реформы МСУ для
"Давыдов.Индекс" озвучил кандидат искусствоведения, координатор экспертной группы по разработке проекта социально-экономического развития Москвы до 2025 года, директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев: "Основным мотивом губернатора Подмосковья при создании реформы местного самоуправления было желание улучшить управляемость. В этом смысле управлять меньшим количеством территориальных единиц, безусловно, при всех прочих равных удобнее, нежели более разрозненным рядом территориальных образований. Другое дело, что местное самоуправление в России сейчас находится в очень тяжелой ситуации. Единственная форма, с моей точки зрения, эффективного хода на дальнейшую реформу в этом слое - это переход к формату прямой демократии. Такой процесс сложно осуществлять на федеральном и региональном уровнях. <...>
В настоящее время необходимо повышать систему местного самоуправления через переход к новым форматам обсуждения перспектив и стратегий на конкретных территориях."
Политик, общественный деятель Юлия Галямина (Москва) выступает против реформы Воробьёва: "Любое укрупнение ведёт к снижению прав граждан на самоопределение. Для меня дико удивительно, что комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению назвал объединение муниципалитетов в Московской области противоречащим закону, потому что по логике депутаты должны были поддержать идею Воробьёва, так как она в духе правящего режима. <...> Объяснение того, что реформу раскритиковал комитет Госдумы, кроется в том, что руководит им Алексей Диденко - депутат-одномандатник. Одномандатники больше прислушиваются к мнению народа, на мой взгляд. Но заявление Диденко про объединение округов, которое можно проводить только "путём изменения закона", свидетельствует о том, что он не осуждает само укрупнение, а сетует на несовершенство закона. Данное заявление позволяет сделать вывод, что укрупнение в Подмосковье рано или поздно будет. Хотя много депутатов выступало против реформы Воробьёва, был даже митинг в парке "Сокольники". <...> В стране происходит укрупнение, унифицирование местного самоуправления - это хорошо для власти, но плохо для граждан России."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
Подмосковье укрупняется Укрупнение Подмосковья: депутаты противПодмосковная реформа получила отрицательный отзыв