Регионы ограничат в деньгах

Nov 02, 2016 13:01

Минфин сократит бюджетные кредиты регионам, заменив их дотациями. Таким образом, ведомство хочет добиться оздоровления финансовой ситуации в субъектах федерации.




Планы Минфина следуют из проекта федерального бюджета на 2017 - 2019 гг. В нем говорится, что в ближайшие три года регионы получат только 250 млрд бюджетных кредитов (100 млрд - в 2017, еще столько же - в 2018 и 50 млрд - в 2019 году). Отмечу, что только в 2016 году их будет выдано 338 млрд рублей. Ставка по таким кредитам минимальна - всего 0,1%, но фактически это все равно долг, который подлежит возврату.

В качестве компенсации сокращений по кредитам будут увеличены объемы безвозмездных перечислений. Так, согласно представленной информации, объем дотаций для регионов будет увеличен в 2017 году на 100 млрд рублей, и таким образом достигнет 614,6 млрд рублей. На этом же уровне дотации планируется оставить и в дальнейшем.

- Учитывая, что предоставляемые бюджетные кредиты также являются долговыми обязательствами регионов, хотя и требующими минимальных расходов на их обслуживание, увеличение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации положительно отразится на сбалансированности региональных бюджетов и динамике государственного долга субъектов, - заявили РБК в пресс-службе Минфина.

Чиновники уверены, что отказ от бюджетных кредитов не приведет к тому, что регионы вновь начнут больше брать кредитов коммерческих, так как с субъектом, который претендует на дотации из бюджета, будет заключаться соглашение. Согласно ему руководство региона обязано будет предпринимать меры по оздоровлению своего финансового состояния.
- В соглашениях будут фигурировать и параметры долга. По уже действующим соглашениям регионам ограничивают возможность заимствований, - говорят в Минфине.

Объем дотаций также будет ограничен и не будет превышать 20% от объема консолидированного бюджета за 2015 год.
Сейчас наиболее сложная ситуация складывается в 14 регионах, где объем госдолга превысил 100% объема доходов. Это Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская области, ЕАО и Чукотская АО. Известно, что после консультаций с Минфином они уже подготовили и утвердили программы по своему оздоровлению.

В качестве мер воздействия на субъекты федерации министерство готово даже инициировать отставки губернаторов в случае невыполнения условий соглашения.

В регионах говорят, что размер дотаций не покроет тех средств, которые можно привлечь с помощью кредитов. В то же время федеральный центр готов предоставить еще часть бонусов в виде зачисления части средств от увеличения акцизов на топливо в региональные дорожные фонды и возможности оставлять себе прирост поступлений от налога на прибыль.
Еще одним негативным моментом называют то, что муниципалитетам вряд ли достанется большая часть этих дотаций, и им, как и прежде, придется занимать деньги в коммерческих банках. В лучшем случае регионы смогут им частично компенсировать разницу в процентных ставках между коммерческими и бюджетными кредитами.

В частности, так придется действовать властям Костромы. Со слов замглавы администрации города Екатерины Чижовой в следующем году город не планирует увеличения бюджетных кредитов - будет занимать на коммерческом рынке. Ставка по коммерческим кредитам в городе сейчас в среднем составляет 13,5%.

Председатель Приморского регионального отделения «Деловой России» Алексей Тимченко считает, что переход от кредитов к дотациям - это хороший вариант, позволяющий создавать условия для развития экономики.
- Как в старой шутке о том, что безработному надо давать удочку, а не рыбу - инструмент, а не конкретный результат, так же и здесь - региональные администрации необходимо мотивировать на создание механизмов развития региональной экономики.
В режиме перехода к дотациям такие условия как раз создаются. Стратегической задачей является постепенный переход к большей экономической самодостаточности регионов, что логично в условиях федеративного государства.

Полагаю, что эффективность работы региональных властей должна оцениваться комплексно - как по показателям работы с бюджетными "выравнивающими" дотациями, так и по показателям развития экономики - количество новых рабочих мест, зарегистрированных реально действующих предприятий и ИП и так далее. Тогда будет сформирована прозрачная и понятная система оценки деятельности губернаторов и заложены принципы улучшения работы на региональном уровне, - уверен он.

В условиях ограниченных доходов выход только один - сокращение расходов. Поскольку сейчас предпосылок для резкого роста доходов не в одном регионе нет - приходится сокращать расходы, заявляет доцент кафедры учета и финансов Челябинского государственного университета Анна Клейман. В этой связи все программы финансового оздоровления субъектов РФ будут связаны с урезанием региональных бюджетов, считает она.
- Другое дело как власти при уменьшении статей расходов расставят приоритеты. Нельзя урезать зарплаты, финансируемые из областных бюджетов. Губернаторы могут сократить расходы на приобретение основных средств, модернизацию оборудования, ремонт зданий и дорог.

Уверена, что в сложившихся условиях мера по сокращению бюджетных кредитов регионам необходима. Экономика сегодня сжимается. В этой связи сокращение расходов всеми доступными методами неизбежно. Логично, что при урезании федеральных статей бюджета, Минфин предлагает сократить региональный бюджет. В сложившихся обстоятельствах нельзя оставить областные бюджеты в том виде, в котором они были два года назад. Безусловно, сокращать всегда тяжелее, чем наращивать. В субъектах РФ бюджеты будут резать по живому, но другого выхода сегодня нет, - резюмирует эксперт.

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Источник: Минфин впервые за несколько лет резко сократит бюджетные кредиты регионам

бюджет, регионы России, региональный бюджет, Минфин

Previous post Next post
Up