В России может появиться аналог американской онлайн-платформы Hulu, которая объединит топовый контент всех основных российских телеканалов.
Цель - монетизировать собственный контент в интернете и развивать исключительно отечественный ресурс, без иностранного участия. Впрочем, действующую модель и общую организацию процесса, судя по всему, обсуждать будут еще долго.
Как пишет «Ъ», о планах российских медиахолдингов запустить
совместную онлайн-платформу рассказал менеджер, участвующий в разработке проекта. Если договоренностей удастся достичь, то к созданию «русского Hulu» могут подключиться такие участники, как «Первый канал», «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница», «Матч ТВ» и др.), ВГТРК («Россия 1» и др.), НМГ («Пятый канал», РЕН ТВ) и «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Че»).
Пока что проект находится в стадии переговоров: потенциальные участники обсуждают экономическую составляющую. По словам наблюдателей, консультации проходят довольно тяжело и вероятнее всего, договариваться медиахолдинги будут еще долго, так как на данный момент сложно представить, как, например, как измерять онлайн-смотрение конкретного сериала или шоу и как участникам делить доходы между собой. Ключевые решения по этому вопросу планируют принять не раньше сентября.
На сегодняшний день у каждого из холдингов есть собственные онлайн-сервисы, на которых размещаются производимые ими продукты: у «Первого канала» - собственный сайт 1tv.ru, где сериалы можно смотреть по подписке, у ТНТ - онлайн-витрина на Rutube.ru, у СТС - на сайте Videomore.ru.
Тем не менее, как говорят эксперты, ключевым игроком рынка станет тот, кто сможет объединить все эти ресурсы и предоставить максимальный доступ к контенту, так как потребителю по большей части все равно, чей сериал он смотрит - телеканала ТНТ или СТС - главное, чтобы это было удобно.
Сейчас продажа телевизионного контента производится главным образом через ресурсы с иностранным участием (крупнейший из них - ivi.ru), а телекомпании хотят создать отечественную альтернативу и перераспределить рынок.
Объединение контента в один ресурс - это общепринятая практика. Так, сервис Hulu, о котором я говорил выше, принадлежащий медиакомпаниям Walt Disney, 21st Century Fox и Comcast, транслирует контент самых популярных американских телеканалов, включая Fox, ABC, NBC. Демонстрация происходит уже через день после показа в эфире.
В последнее время на российском медиарынке происходят активные движения. Как уже сообщал
«Давыдов.Индекс», в мае этого года ФАС разрешила Уральской горно-металлургической компании (УГМК) приобрести 74,99% «СДС медиахолдинга», который является единственным владельцем «Европейской медиагруппы». В апреле также стало известно, что Банк ВТБ выдал кредит в 3 млрд рублей компании «Бизнес-Гарант», принадлежащей продюсеру Владимиру Киселеву, который намерен купить «Русскую медиагруппу» («Русское радио», Monte Carlo, DFM, «Хит FM», радио Maximum и телеканал Ru.TV) и сделать из нее патриотический медиахолдинг.
Директор по развитию медиахолдинга PrimaMedia Александр Савицкий считает идею неплохой, но большого смысла в ней не видит: «Это попытка объединиться и сделать легальный с точки зрения авторских прав источник информации для потребителя. Ну почему бы и нет?
Что касается распространения этой схемы в интернете, то я в ней очень сильно сомневаюсь. Сейчас будущее делается скорее в Фейсбуке и прочих сетях, чем на страницах изданий. Поэтому задача в продвижении сайтов для привлечения контента - сделать что-то такое, чтобы твоя целевая аудитория чаще заходила чаще на сайт.
Поможет ли объединение повышению популярности? Для нас, например, для медиахолгингов, работающих на рынке информации, особого смысла в этом нет. <...> Я думаю, что главная задача этого объединения - усилить свою работу в условиях, когда поведение потребителя меняется. И здесь главное - увидеть, куда идет потребитель, что ему интересно, что будет дальше.»
Своим мнением о возможных перспективах этого проекта с
«Давыдов.Индекс» делится доктор филологических наук, профессор, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), почетный член Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Владимир Евстафьев: «Сегодня продавать рационально, продавать так, чтобы и рекламодатели были довольны, и каналы, можно только одним способом, когда это все делается централизованно. Это ни в коем случае не похоже на сговор, но это должно быть скоординировано. Только тогда можно без ненужного напряжения, перетягивания клиентов существовать успешно. Совершенно разумный вариант.
Потом очень важно, кто стоит во главе проекта. И когда выяснилось, что пригласили Соболева, который некоторое время назад уходил от управления Vi, и его заместителем стал отличный специалист Сергей Колчев, то команда получилась действительно сильная. Поэтому перспективы проекта очень хорошие.
Во-первых, проект продиктован естественной, здоровой необходимостью. Во-вторых, будущее в продаже рекламы невозможно без интернета. А такое объединение обеспечит большую прозрачность и чистоту в этом вопросе.»