Рейтинг Фонда «Петербургская политика» за апрель 2016 года

May 10, 2016 00:01



Аналитический комментарий

Приближение федеральных выборов повысило для регионов значение вопроса о том, какими они выйдут из выборного года. К весне здесь обозначился целый ряд развилок.

В экономике основной конфликт состоял в одновременном ожидании различного рода социальных авансов и уступок со стороны федеральной власти накануне выборов и доминировавшем в начале года экономическом пессимизме. Апрель не расставил всех акцентов, однако изменил ситуацию. Рост цен на нефть снизил уровень тревожности относительно экономической конъюнктуры и перевел на второй план ожидания секвестра бюджета, но не принес достаточной уверенности в способности федерального правительства изыскать значительные средства на предвыборные выплаты. Кроме того, в случае активизации предвыборных «раздач» главным выгодоприобретателем будет центральная власть, в то время как региональные элиты смогут лишь косвенно воспользоваться плодами такой политики - и то в случае реального роста социального оптимизма населения.

Во взаимоотношениях регионов и федеральной власти сохраняется интрига вокруг того, будет ли готов федеральный Центр позволить губернаторам укрепить позиции внутри своих территорий и создать лоббистские площадки в федеральном парламенте или же будут предприняты шаги, призванные снизить уровень политических притязаний губернаторского корпуса в целом или хотя бы отдельных глав. Тревожным сигналом для местных элит в апреле стала попытка председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко реанимировать тему укрупнения субъектов, традиционно малопопулярную у местных элит, однако открывающую возможность для серьезного изменения сложившегося статус-кво. Как показал ход обсуждения, к настоящему времени у проекта укрупнения не появилось новых мощных драйверов, однако гарантий «неприкосновенности» по-прежнему не имеют не только губернаторы, но и субъекты в целом.

В политической жизни регионов ключевым «послевыборным» вопросом является размер пакетов «голосующих акций», которыми будут обладать местные власти, региональные элиты, муниципальные сообщества, политические партии, а также силовые структуры.

Репетицией выяснения этого соотношения становятся праймериз «Единой России», сценарии которых станут индикатором адекватности имеющихся у региональных администраций «представлений о прекрасном» в политике реальной расстановке сил. В апреле подготовка предварительного голосования шла без серьезных эксцессов, однако напряженность накануне «Дня Икс», безусловно, существует. Одновременно разворачивается неформальный «праймериз» и по другой линии - конкуренция на нем идет между региональными администрациями и силовыми структурами, которые своими действиями в отношении местных чиновников также влияют и на расстановку сил, и на отношение общества к власти. В топ-10 регионов повышенного внимания правоохранителей можно по состоянию на начало мая включить Бурятию, Коми, Приморский и Хабаровский края, Воронежскую, Ивановскую, Сахалинскую, Свердловскую, Челябинскую области, а также Санкт-Петербург.

Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»
10 мая 2016 года
Топ-30 событий месяца в региональной политике

1.Проведение первого запуска ракеты с космодрома «Восточный»
2.Отмена досрочных выборов в подмосковной Барвихе
3.Убийство замначальника оперативного штаба УМВД Самарской области Андрея Гошта и 5 членов его семьи
4.Назначение Сергея Морозова врио губернатора Ульяновской области
5.Арест министра по управлению госимуществом Свердловской области Алексея Пьянкова
6.Отставка главы горизбиркома Санкт-Петербурга Алексея Пучнина
7.Подготовка к майским праймериз “Единой России”
8.Форум Общероссийского народного фронта в Йошкар-Оле
9.Формирование нового состава президиума Госсовета
10. Инициатива председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко об укрупнении регионов
11.Нападение в Москве “активистов” НОД на участников школьного исторического конкурса
12.Внесение в Госдуму законопроекта, позволяющего регионам вводить плату за проезд по автодорогам
13.Прекращение федерального финансирования особых экономических зон в связи с передачей полномочий по управлению ОЭЗ регионам
14.Скандал вокруг проекта изъятия земельного участка у Тимирязевской сельскохозяйственной академии
15.Сообщение Минвостокразвития о возможном переводе из Китая на территорию ДВФО 12 видов промышленных производств
16.Принятие Госдумой закона о дальневосточном гектаре
17.Подготовка к приватизации “Башнефти”
18.Дискуссии вокруг возможности возвращения прямых выборов Петрозаводска и Твери
19.Приговор к 1,5 годам колонии бывшей главе администрации Прионежского района Карелии Светлане Чечиль
20.Направление бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова под домашний арест
21.Арест депутата заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслава Нотяга по обвинению в получении взятки
22.Обыски в администрации Бурятии
23.Возбуждение уголовных дел по курильскому рыбокомбинату «Островной» на Шикотане
24.Внесение прокуратурой протеста на принятый советом депутатов Кемеровской области закон, запрещающий деятельность коллекторских агентств в регионе
25.Сильные паводки в ряде регионов
26.Самоподрыв террористов-смертников возле здания РОВД Новоселицкого района Ставропольского края
27.Передача расследования уголовного дела о нападении на журналистов на границе Чечни и Ингушетии в Следственный комитет России
28.Обрушение в Ульяновске автомобильной дороги из-за оползня
29.Резонансное ДТП с участием бывшего начальника Кемеровского областного управления ГИБДД Юрия Мовшина
30.Предложение госсовета Коми заменить часть трудовых мигрантов заключенными

РЕЙТИНГ

1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)



2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)



3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)




4. Регионы с пониженной устойчивостью (от 5,0 до 5,9 баллов)



5. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 5,0 баллов)




Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости



Краткое описание Рейтинга

Рейтинг Фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.

Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 - максимальная оценка, 1 - минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.

В Приложении публикуется Мониторинг важнейших социально-политических событий в субъектах РФ за прошедший месяц. В качестве позитивных, как правило, выделяются события, связанные с улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых проектов, преодолением внутриполитических кризисов и социальных волнений, получением федеральной поддержки, высокие результаты в различных региональных рейтингах (в том числе в сопоставлении с другими субъектами Федерации). В свою очередь, к негативным относятся события, указывающие на рост социальной, экономической, политической и внутриэлитной напряженности, активное вовлечение правоохранительных органов в политический процесс. Кроме того, как негативные нередко расцениваются серьезные кадровые и организационные изменения, разрушающие прежнюю схему принятия решений: в среднесрочной перспективе такие шаги способны принести положительный эффект, но в момент принятия они часто разрушают привычные для игроков правила игры и повышают общий уровень неопределенности в регионе.

рейтинг, регионы России, политики, Петербургская политика, губернаторы, Виноградов

Previous post Next post
Up