РПЦ продвигает исламский банкинг

Nov 07, 2015 17:01

Вслед за православной едой и православным вайфаем в России могут появиться и одобренные религией финансы.



РПЦ и Совет муфтиев России создали совместную межрелигиозную комиссию по поддержке традиционных финансов. Комиссию возглавят протоиерей Всеволод Чаплин и первый зампред Совета муфтиев Рушан Аббясов.

Основная цель новой структуры - продвижение финансовых принципов, базирующихся на «традиционных ценностях основных религий», и борьба с ростовщичеством.


Традиционные или партнерские финансы предполагают ответственное долевое участие основанное на принципах разделения прибыли и рисков, а также предоставление средств без «азарта и неопределенности».

Согласно мнению представителей обеих религий, именно такие финансовые отношения как раз и являются традиционными, а не процентное (ростовщическое) финансирование, которое распространилось по всему миру относительно недавно.

Всеволод Чаплин еще в ноябре прошлого года предложил создать в стране систему православного банкинга - по примеру исламского банкинга, который отказался от ссудного процента, но это «не убавило ему эффективности».

Исламским банкам религия запрещает давать деньги под проценты. Они работают по принципу проектного финансирования - инвестируют деньги в конкретные программы и получают доход от долевого участия.

Вклады банки тоже принимают не под проценты. Банк принимает средства от вкладчика, считая его инвестором, поскольку его средства банк объединяет в пул и вкладывает в инвестиционный проект, при этом полученная прибыль распределяется между банком и вкладчиком согласно предварительной договоренности.  Исламские банки никогда не фиксируют процент прибыли по вкладу и даже не гарантируют определенную прибыль инвесторам. Они лишь могут привлекать клиентов, показывая им прогнозную величину, основанную на исторической норме прибыли. Вознаграждение вкладчику выплачивается только в случае успешного завершения финансируемых за его счет операций. При этом стороны также несут обоюдные риски  возможных убытков по объективным, рыночным обстоятельствам.  То есть это такой своеобразный аналог уже существующим у нас паевым инвестиционным фондам - ПИФам.

При оказании же классических услуг  для населения , таких как выдача ипотечного и потребительского кредитов, банк покупает недвижимость или товар (автомобиль, бытовую технику) и продает его клиенту с заранее оговоренной наценкой.  То есть почти то же самое в смысле переплаты, но формально - без процентных займов.

Исламский банкинг в мире довольно стремительно набирает обороты. По оценке компании Ernst & Young, к 2018 году мировые активы мусульманских банков превысят 3 триллиона долларов.

В России пока законодательство не «заточено» под развитие таких финансовых институтов. Так что в целях продвижения традиционных финансов комиссия будет активно взаимодействовать с законодательными органами власти, профильными министерствами и Банком России.

Впечатление, надо сказать, эта инициатива оставляет двоякое.  С одной стороны - финансирование по исламской модели позволяет ограничить зависимость реального сектора экономики от жадности  банков, живущих на ссудные проценты. И денежные активы при этом вкладываются непосредственно в реальный сектор, который,  в конечном итоге, и определяет ставку дохода в финансовом секторе, а не наоборот.

Однако же история отечественных ПИФов, работающих примерно по тому же принципу, за последнее десятилетие говорит о том, что на особую прибыль клиентам рассчитывать, увы, не приходится. Во всяком случае, пока.

Что не так?

РПЦ, ислам, банки, религия, финансы, православие, исламский банкинг

Previous post Next post
Up