Этот день 70 лет назад.

Sep 05, 2009 05:22

ТЕЛЕГРАММА РИББЕНТРОПА, ВРУЧЕННАЯ МОЛОТОВУ 3 сентября 1939 г.

Мы определенно рассчитываем окончательно разгромить польскую армию в течение нескольких недель. Затем мы будем удерживать под военным контролем ту территорию, которая была определена в Москве как сфера германских интересов. Естественно, однако, что мы будем вынуждены по причинам военного характера продолжать боевые действия против тех польских вооруженных сил, которые будут находиться в тот момент на польской территории, принадлежащей к сфере русских интересов.
Пожалуйста, немедленно обсудите это с Молотовым и выясните, не считает ли Советский Союз желательным, чтобы русские вооруженные силы, выступили в соответствующий момент против польских вооруженных сил в районе сферы русских интересов и со своей стороны оккупировали эту территорию. По нашему мнению, это было бы не только облегчением для нас, но также соответствовало бы духу московских соглашений и советским интересам.
В этой связи, пожалуйста, выясните, можем ли мы обсудить этот вопрос с военными, которые только что сюда прибыли, и какой в общем статус Советское правительство предполагает им придать.*

*Имеется в виду бывший начальник штаба Белорусского особого военного округа Пуркаев, прибывший на должность военного атташе и сопровождавшая его группа военных.

ОТВЕТ - ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА, ВРУЧЕННАЯ МОЛОТОВЫМ ПОСЛУ ГЕРМАНИИ В СССР ШУЛЕНБУРГУ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ В БЕРЛИН.

5 сентября 1939 г.

Мы согласны с вами, что в подходящий момент нам будет совершенно необходимо начать конкретные действия. Но мы считаем, что этот момент пока еще не наступил. Возможно, что мы ошибаемся, но нам кажется, что чрезмерная поспешность может нанести нам ущерб и способствовать объединению наших врагов. Мы понимаем, что в ходе операций одна из сторон либо обе стороны могут оказаться вынужденными временно пересечь разграничительную линию между сферами влияния обеих сторон, но такие случаи не должны помешать точному выполнению принятого плана.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВА С ПОСЛОМ ПОЛЬШИ В СССР В. ГЖИБОВСКИМ

5 сентября 1939 г.

5 сентября польский посол г-н Гжибовский был принят т. Молотовым.
В беседе г-н Гжибовский поставил вопрос о товарообороте между СССР и Польшей, о снабжении Польши военными материалами и о транзите военных материалов из других стран через СССР в Польшу.
Тов. Молотов дал польскому послу следующее разъяснение. В 1939 г. между СССР и Польшей заключено торговое соглашение*, которое советская сторона намерена в точности выполнять. Что же касается поставки из СССР в Польшу военных материалов, а также их транзита через СССР из других стран, то это маловероятно в данной международной обстановке, когда в войне уже участвуют Германия, Польша, Англия и Франция, а Советский Союз не хочет быть втянутым в эту войну на той или на другой стороне и должен, в свою очередь, принимать меры по обеспечению себя нужными военными материалами и вообще по обеспечению своей внешней безопасности.

* Торговый договор между СССР и Польской республикой был подписан 19 февраля 1939 г.

ТЕЛЕГРАММА ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА В МОСКВЕ ШУЛЕНБУРГА В МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ.

5 сентября 1939 г.

Сегодня в 12.30 я снова просил Молотова, чтобы советское правительство со своей стороны оказало влияние на Турцию с тем, чтобы добиться от нее полного нейтралитета. Я указал, что циркулируют слухи о том, что Англия оказывает сильное давление на Румынию и что ставится вопрос о посылке туда англо-французских войск. Поскольку они могут следовать морским путем, в интересах Советского Союза уговорить Турцию полностью закрыть Дарданеллы.
Молотов ответил, что советское правительство имеет на Турцию большое влияние и использует его в выгодном для нас духе. Молотов добавил, что между Советским Союзом и Турцией существует лишь пакт о ненападении, переговоры относительно заключения пакта о взаимопомощи одно время велись, но оказались бесплодными*. Он проверит слухи относительно Румынии через советское посольство в Бухаресте.

*На самом деле в этот момент переговоры не были прерваны, но после начала мировой войны советская сторона изменила свою позицию на переговорах и стремилась использовать обсуждавшийся советско-турецкий пакт о взаимопомощи для того, чтобы ввести советские войска в зону черноморских проливов и на Балканы. Окончательно переговоры прекратились лишь спустя полтора месяца, после безрезультатного трехнедельного пребывания в Москве турецкой делегации во главе с министром иностранных дел Сараджоглу.
Previous post Next post
Up