![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3805/davidaidelman.bb/0_3a0a3_14d64170_XL.jpg)
Дети на этой неделе таки затащили меня на просмотр «Аватара».
Даню (который учится в авиационной) восхитили летательные аппараты, показанные фильмы. Ему же понравились насмешки над солдафонством.
Рината была поражена нечеловеческой красотой мира Пандоры и тем, что морпех в теле аватара все же делает правильный выбор.
Любимая Женщина заявила, что фильм левый, кроме спецэффектов ничего нового и всё это она смотрела в детстве про индейцев. И еще, выразила опасение, что этот фильм может быть использован арабами в антиизраильской пропаганде.
Мне показалось, что концентрация на спецэффектах и кассовости фильма немного заслоняет вопросы интерпретации.
Фильм действительно очень левый. Причем почти во всех идеологических смыслах. После победы Обамы на выборах в США «Аватар» самое крупное достижение американской и даже международной левой.
«Тhe media is the message» - утверждал Маршалл Маклюэн. Мessage - послание этого произведения, пропагандистский заряд в этом самом смотрибельном фильме наступившего тысячелетия нельзя недооценивать. Картина проста как советская песня и назойливо визуально убедительна в оценочных суждениях. Именно такой должна быть самая сильная пропаганда.
Ниже некоторые (конспективные) соображения по поводу ИДЕОЛОГИИ АВАТАРА
Пять человеческих качеств, которые согласно Аватару могут погубить человечество:
1) Жадность.
Единственная причина по которой люди занимаются незнакомой планетой, тратят 5 лет для полета до нее, мешают ее населению жить, исследуют покрытую буйной растительностью Пандору, является добыча и последующее использование полезных ископаемых, скрытых в недрах планеты. Ради добычи этих природных богатств алчные и беспринципные сотрудники корпорации, готовы на всё. В том числе и на геноцид. Паркер Селфридж говорит, что акционеры плохо относятся к скандальным заголовкам в прессе, но еще хуже к уменьшению доходов кампании.
«Они сидят на моих бабках!» - говорит он о деревне народа Оматикайя. Старательно минимизирующие затраты колонизаторы видели бы идеальный мирный вариант в ненасильственном трансфере, при котором дикари живущие на деревьях, убрались бы на другие деревья (благо везде там одни деревья), дали бы уничтожить святые для них места и… еще немножко прислуживали бы в обмен на образование (их же еще учить прислуживать надо) и медицинские услуги.
2) Жестокость.
Не гуманность человека выставляется во всем своем безобразии. Только человек может поблагодарить за убийство. «Не благодари! За это не благодарят. Это грустно! Очень грустно только!» - говорит Нейтири Джейку, когда он пытается поблагодарить ее за то, что она спасая его убила животное.
3) Недальновидность.
С ней связано и абсолютное неумение продумывать экологичность (последствия и побочные эффекты своих проектов) и примитивный макиавеллизм («Цель - оправдывает средства), и потребительское отношение, расхищение природных ресурсов, разрушение целостности экосистемы, уничтожающее окружающую среду. Люди слишком нетерпеливы - поэтому слишком агрессивны.
4) Абсолютизация силы.
Попытка решать сложные социальные проблемы простыми силовыми методами продавливания. Бунт энергичной примитивности против непонятной и отталкивающей сложности социального бытия. Отказ от понимания во имя воли, как в том анекдоте про прапорщика: «А чего думать - трясти надо».Научно-технический мир воинственных корпораций видит в насилие универсальный способ самоутверждения и решения проблем. Причем, если проблема не решается приложением силы, а только усугубляется, то люди не находят ничего лучшего, чем применить большую силу.
5) Невосприимчивость.
Невозможность понять другого, иной образ мира, иной уклад жизни. Исследование д-ра Грейс Огустин отвергаются: «Мне кажется, осталось только понять, что вы там у себя курите». «Мы питались учить небесных людей. Это трудно - наполнить чашу, которая польна» - говорит Моат Джейку Салли о безуспешных попытках контакта с людьми.
Человечество в целом выступает в «Аватаре» в роли антигероя, заставляя наиболее симпатичных своих представителей (которые задумались и разобрались) идти против своих.
Камерон, воздействуя на все уровни зрительского восприятия, заставил зрителей распроститься со своей человеческой идентичностью и видеть «хороших парней» в инопланетных синих трехметровых хвостатых аборигенах, которые борятся с людьми.
С одной стороны Камерон показывает красоту живой, насквозь пронизанной связанной разумностью планеты, где мистические семена Эйвы - пушинки благодати, медленно парящие среди древесных стволов, экзотических могучих животных, подчиняющихся воле благой Богини. А против нее отличные от гибких, ловких, нагих, естественных коренных жителей Пандоры, земляне - человеки, которые напяливают на себя и толкают перед собой груды металлолома, разрушают все, к чему прикасаются, и убивают все, что сопротивляется их тупому напору. Они глухи, поразительно несчастны, жалки в собственной алчности и слепоте, глубоко нечувствительны к окружающему их миру.
Словно не только Джейк Салли, но они все - калеки с поврежденным позвоночником - нервным стволом, соединяющим человека чем-то большим, чем он сам. И вся их техника -костыли, компенсирующие их убогую немощь.
«Аватар» - это фильм
1) Антивоенный
2) Антиимпериалистический и Антиколониальный
3) Антикапиталистический
4) Антишовинистический
И по причине всего вышесказанного очень
5) Антиамериканский
Положительные основы, базовые вещи положенные в идеологию Аватара:
1) Экология как идеология. Разрушение целостности экосистемы как преступление.
2) Мультикультурность.
3) Толерантность
4) Пацифизм
5) Политическая корректность
Ряд напоминаний о грехах Америки, которые легко находят отзвук, попадая в нужные струны ассоциаций массового сознания.
1) Уничтожение индейцев.
Хоть краснокожие заменены синекожими, но основные мифологемы апологетики индейцев (идущие еще от Фенимора Купера) в фильме играют ключевую роль.
2) Вырубленные леса
3) Вьетнам.
Джейк стал инвалидом после военных действий в стране на букву «В» - этого вполне достаточно, чтобы под Венесуэлой прочитывался собирательный образ «Вьетнама вообще». В кающемся американском искусстве ветеран войны во Вьетнаме несет в себе амбивалентность - участие в недостойной войне, в жестокой бойне, но и личный героизм и сохранение чистой души, при тяжелейших воспоминаниях. В конце фильма народ На’ви наблюдает за тем как побежденные солдаты в американского типа формах садятся в космические корабли, чтобы улететь на Землю.
4) Ирак.
«Вот, значит, как! Если у кого-то есть то, что тебе нужно - объявляешь его врагом, а потом спокойно грабишь». В популярной мифологии американская оккупация Ирака, как известно, объясняется желанием наложить руку на иракскую нефть… То, что этот миф имеет мало ощего с действительностью… Так мы же и говорим о притче, которая адресована массовому сознанию.
Интересно, что при вручение Оскара и призов британской киноакадемии фильм «Автар» обошел "мужской" фильм о суровых буднях группы саперов в ходе иракской войне "Повелитель бури", снятый бывшей женой Камерона Кэтрин Бигелоу.
5) Американизация всего остального мира.
Культура фаствуда и джинсов, которая зашагала по планете в силу своей высокой конкурентоспособности. «Что мы можем им предложить кроме дешевого пива и джинсов?» - спрашивает себя морпех.
Заменители заменителей
Что такое «аватар»? Это термин из индуисткого богословия. На русский его можно перевести как «воплощение» или «явление». Аватар - это проявление Бога, нисходящего в материальный мир.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/11/davidaidelman.bb/0_3a0a2_be416a46_L)
В интеренете Аватарка - «картинка пользователя» олицетворяет юзера, подменяя его лицо, в качестве одного из воплощений.
1) Джейк Салли (Сэм Уортингтон) - бывший морской пехотинец, инвалид-колясочник, лишенный возможности передвигаться на своих ногах. У него был брат- ученый, который должен отправиться на планету Пандору, но погиб, поэтому Джейк выступает заменителем брата (по причине генетической совместимости).
2) Джейк Салли профессиональный «воин из клана солдафонов», который в силу парализованности нижних конечностей, лишен возможности продолжать боевую профессиональную деятельность на планете Земля. Ее заменителем становится новая служба на Пандоре.
3) Джейк Салли говорит, что на земле с деньгами восстановить утраченные ноги - это не проблема. На Пандоре он должен заработать на новые ноги. Ноги обещает ему и полковник, требуя выполнения его спецзаданий. В конце концов полковник выполняет свое обещание - Салли должен отправиться на Землю и получить новые ноги. Но Джейк отказывается погружаться на шатл, предпочтя жизнь в виде аватара на Пандоре так и не выздоровевшим человеческим ногам. В то же время о своем аватаре он говорит: «Мои ноги становились все сильнее». Для него аватар является заманчивой возможностью вновь обрести ноги - новые, а не исправленные.
4) Вместо Джейка на Пандоре действует, любит и сражается его аватар - хвостатое синее тело, созданное по образу и подобию аборигенов, который должен разведать тайны коренные жители Пандоры и принимается восторженно бегать, прыгать, скакать на местных шестиногих лошадках и летать на местных четырехкрылых птеродактилях.
5) В ходе задания «казачок», засланный со шпионскими целями, обучаясь тайнам народа Салли изменяется и становится одним из народа Нави, готовым действовать против бывших своих. «Небесные люди пытаются доказать нам, что они здесь хозяева, и что никто их не остановит. Но нам есть что ответить! Вы полетите так быстро, как ветер, вы позовёте другие кланы. Скажите им, что их позвал Турук Макто! Летите со мной, братья и сёстры. Мы покажем небесным людям, что они здесь не хозяева! И что это - НАША ЗЕМЛЯ!» Он становится стратегом объединившихся племена и приводит их к победе над людьми.
«Аватар» - фильм действительно очень левый. Причем почти во всех идеологических смыслах. Кроме одного… Но это может быть главное.
Идеология «Аватара» - это очень консервативная идеология. В левый суповой набор (антикапитализм, борьба с транскакими-то корпорациями, пацифизм, экология, мультикультурность, политическая корректность и т.д.) автор добавил левого руссоисткого консерватизма - неверие в прогресс и требования вернуться к природе.
Возможной альтернативой погибающей нашей цивилизации фильм предлагает упоительный образ целиком нарисованного на компьютере мира На’ви с планеты Пандора, живущих в своем утопическом зеленом патриархальном первобытнообщинном мире.
Внедрив в голову огромадного количества зрителей простую мысль: земная цивилизация - это ложный путь, ведущий к смерти, «Аватар» указывает не трудно достижимую цель впереди, а вовсе лежащий в пределах досягаемости «Золотой век» племенного общества.