Интересно о
хоркруксах ((англ. Horcrux) - который в русском варианте переведен как «крестраж».
Хоркрукс - это артефакт и особая магическая практика, которая состоит в том, что маг, совершая самое ужасное деяние - преднамеренное убийство, разделяет свою душу и вкладывает одну часть в некоторый объект, который продолжает жить собственной жизнью.
При этом, главный злодей поттериады, который многочисленными хоркруксами напоминает Кощея, чья смерть, как известно, в игле, а игло в яйце, и т.д. и т.п., в отличие от Кощея не просто хранит свои жизни в защищенных местах, но эти жизни существуют отдельно от него. Хоркрукс - это часть самого Волан-де-Морта, его продолжение, живущее своей собственной жизнью.
Хоркрукс - это не просто предмет, но и определенная магическая практика и философско-теологическая концепция. Хоркрукс - это особая придумка Роулинг, ее находка, которая делает честь всей серии и которая концептуально останется, даже если все романы серии будут забыты.
Максутов в другой
публикации утверждает: « Хоркрукс - это не только и не столько идея разделения души и множественности душ, но именно весьма специфическая практика разделения души. Именно такой практики история религии и не знает в отличие от самой идеи множественности душ. Наличие множества "душ" идея действительно известная и распространенная в самых разных религиозных традициях, но практика создания артефактов, которые представляют собой часть души мага, заключенной в некий объект, продолжающий жить параллельно с самим магом, при этом сохраняя непосредственную связь с создателем, вещь уникальная. Такой практики история религии не знает, поскольку те проблемы, которые возникли перед человеком в эпоху постмодерна, раньше не вставали, да и встать не могли.
Будучи порождением своего времени, серия о Гарри Потере несет в себе отличительную идею этой эпохи - раздробленность, расщепленность. Эта раздробленность, расколотость личности оказывается основочертой зарождающейся культуры постмодерна, которая выражает в своих наиболее доступных, массовых продуктах эту идею.».
ИМХО: Максутов здесь излишне категоричен. Налицо перекодировка.
Добрая идея о том, что хороший человек остается в вещах и каббалистические байки типа «закончив дело, в этот день рабби почувствовал, что в него вселилась часть души Шимона Бар-Иохая» здесь ассоциируется со злодеем.
Таких примеров в литературе достаточно много.
Если вспомнить вышеупомянутого Кощея, у которого пленная Василиса выведала секрет его смерти, а потом передала его Иванушке. В основе этой сказки лежит тот же литературный мотив, что и в основе истории о Самсоне и Далиле. Кощей и Самсон не кажутся нам близнецами, только в силу того, что один герой положительный, а другой отрицательный.
Один из родоначальников сравнительного религиоведения и сравнительного метода в этнографии - английский антрополог Джеймс Джордж Фрэзер анализируя историю Самсона и Далилы приводит
множество сюжетов похожих на славянскую сказку о Кощее.
«Но все эти рассказы: славянский, кельтский и индийский, сходясь с легендой о Самсоне и Далиле в общих чертах, отличаются от нее в одном отношении. В библейском рассказе все симпатии читателя на стороне обманутого чудодея, который изображен в благоприятном свете, как патриот и борец за независимость своего народа: мы поражаемся его чудесным подвигам, мы сочувствуем его страданиям и смерти; нам внушает отвращение вероломство хитрой женщины, навлекшей на своего любовника незаслуженные несчастья лживыми уверениями в любви.
В славянском же, кельтском и индийском рассказах драматический интерес ситуации сосредоточен на противоположной стороне. В них обманутый колдун представлен в крайне неблагоприятном свете: он негодяй, злоупотребляющий своей силой. Нам внушают отвращение его преступления; мы радуемся его гибели и относимся не только снисходительно, но даже с одобрением к лукавству женщин, которые предают его, потому что они так поступают только для того, чтобы отомстить ему за большое зло, причиненное им или всему народу.
Таким образом, в этих двух разных обработках одной и той же темы роли злодея и жертвы меняются местами. В одном случае невинную жертву изображает колдун, женщина же играет роль хитрого злодея; а в другом случае в роли хитрого злодея выступает колдун, а женщина изображается невинной жертвой или, по меньшей мере, как в индийском рассказе, - любящей женой и освободительницей народа.
Не подлежит никакому сомнению, что если бы существовала филистимлянская версия рассказа о Самсоне и Далиле, то жертва и злодей поменялись бы в ней местами. Самсон бы фигурировал в качестве разбойника, без зазрения совести грабившего и убивавшего беззащитных филистимлян, а Далида явилась бы невинной жертвой его зверского насилия, своей находчивостью и мужеством сумевшей одновременно отомстить за причиненное ей зло и освободить свой народ от жестоких набегов чудовища.» - пишет Фрэзер.
Неожиданность с хоркруксами в Гарри Поттере - поскольку мы привыкли воспринимать «остался жить в…» или «весь я не умру» - только положительно, как ассоциирующееся только с творением, а не с уничтожением, с рождением, а не с убийством.
БОНУС
Какой Вы хоркрукс?
Вы дневник
Первый хоркрукс. Очарование и манипуляция - ваши проверенные пути достижения цели, которая была к вам очень близка! Может быть, вы поведаете нам захватывающие эпизоды из памяти шестнадцатилетнего Тома Риддла? Смерть Миртл - лишь один из них, хотя именно она послужила залогом вашего появления.
Пройти тест