Несколько дней назад предложил в своем блоге вопрос:
Если возможно определять политические взгляды по поведению и образу жизни, то кто он: правый и левый? Попытаюсь предложить аргументацию, которая не возникала в обсуждении.
Многократно читая описания либертарианцев (которые ныне являются авангардом правого лагеря в экономической и общественной сферах) часто шутил, что их идеальный гражданин - фрик в северном Тель-Авиве, косит от армии, уклоняется от уплаты налогов и старается свести свое общение с нелюбимым государством к минимуму.
Но сам этот фрик, сидя в своей тусовке именует себя левым.
Если возможно определять политические взгляды по поведению и образу жизни, то кто он: правый и левый?
У тельавивского фрика есть возможность объяснить почему он не просто левый, а ультралевый. Он не платит налоги, чтобы не субсидировать за свой счет религиозное засилье и совеленческое строительство на оккупированных территориях. Он не идет в армию, поскольку не хочет помогать оккупантам.
Израильский религиозный поселенец согласится с его самоопределением. Конечно, левый. Из митъявним. Предатель Родины. Впрочем, ликудники и в реальности и в ЖЖ мне часто говорили, что вязанные кипочки - не настоящие правые, а левые националисты.
И даже вконец деградировавшему в собственное мировоззрение либертарианцу будет эмоционально тяжело согласится, что тель-авивский «косящий» - не левый. Хотя он соответствует всем его либертарианским критериям.
Впрочем, возможно интеллектуально честный и неглупый либертарианец, являющийся неглупым и порядочным человеком (я с такими никогда не общался, но готов допустить, что они где-то могут быть) согласится, что - фрик из северного Тель-Авива таки правый.
Нынешние теоретики левого лагеря точно скажут вам, что он никакой не левый. Например, в
упомянавшейся уже в моем ЖЖ синенькой книжке
Эльдада Янива говорится: «Если ты честный человек - ты соблюдаешь условия Договора».
По Яниву суть общественного соглашения: если до сих пор я тебя охранял и берег, теперь твоя очередь меня охранять и беречь.
Это же легко понять: была моя очередь, теперь твоя.
Договор гражданский, общественный, межличностный и поколенческий.
Эльдад Янив, обращаясь к «косящему» заявляет: «Слышь, мужик, когда ты писаешь в штаны в кабинете армейского психиатра, сделай одолжение - не называй себя левым. Потому, что основной принцип левых - солидарность»
В девяностые годы в Израиле в разных местах можно было еще прочитать: «бе иркей тнуат ха-авода» (в духе ценностей рабочего движения). В духе ценностей рабочего движения работали общественные организации. В духе ценностей рабочего движения проводились конференции и выпускались книги. В духе ценностей рабочего движения работали учебные заведения.
Это уже тогда исчезало, ибо общество правело…
Но что это за дух ценностей?
В центре ценностного кейса рабочего движения стояла именно общественная солидарность - соидариут хеврати.
При нормальной левой постановке вопроса эта «солидариут» - стоит выше других приоритетов. Выше, чем мирный процесс. Выше «зеленых» с их экологией. Выше «красных» с их идеологическими примочками.
Израильская солидарность, которая создало это государство под руководством левого движения - это понимание того, что ты часть целого организма, общества, в котором все связаны взаимной гарантией благополучия друг друга.
Жизнь в этой стране всегда требует быть начеку.
Так было! Так есть! Так будет! Так будет в ближайшем обозримом будущем. Даже если наступит мир.
Исходя из подобной системы ценностей, «косить» от армии равноценно предательству. Армия или альтернативная служба - часть системы взаимных обязательств. «Косящий» предает общество, частью которого является. Общество, которое его вырастило и о нем заботилось. «Косить» - это как пробить дыру в корпусе корабля идущего в открытом море.
Кстати, так же предательством является «косить» от участия в общественной деятельности. От того, чтобы выходить на демонстрации, цели которых ты поддерживаешь.