Коротко о различных системах реализации прав.

Jan 20, 2009 15:41

Легитимационная система.

Основное отличие легитимационных систем - их заявительность. Основной смысл - узаконивание воли человека в обществе и невмешательство в волеизъявление.

Например, приходят два взрослых человека к священнику и заявляют о своём желании вступить в брак. Священник не проверяет никаких документов и не несёт никакой ответственности за достоверность и полноту сведений, сообщаемых брачующимися.
Задача священника лишь убедится в том, что люди понимают, что они делают и действуют добровольно.

Он спрашивает имена (ничего не проверяя) и спрашивает, согласны ли они вступить в брак, а также задаёт вопросы о наличии препятствий для заключения брака.
Всё бремя ответственности за всякую льжь и подлог несут сами брачующиеся.

Ровно то же самое и в любых других правоотношениях. Пример легитимационной системы - США. Нет внутренних паспортов. Нет обязательных документов, удостверяющих личность и нет санкций за отсутствие таких документов.

Паспортная система.

Основное отличие - разрешительный характер. Основной смысл - обязательность подтверждения всякого права и проверяемость всякого ответственного действия. Человек не может сказать, что он хозяин дома или автомобиля, если у него нет документов, подтверждающих его права на дом или на автомобиль.

Жители России знают что это такое. Ярчайший пример - прописка и безуспешные попытки отменить прописку, сохраняя при этом паспортную систему. Ничего не получается. Впервые прописку окончательно отменил ещё Совмин СССР осенью 1990 г. До сих пор различные органы отменяют и не устают отменять.

Ввели вроде бы регистрацию (в качестве уведомительного института в рамках паспортной системы). Принципиальное отличие пропики от регистрации в том, что в период действия прописки человек, после приобретения права на жилище (ордер, договор купли-продажи, свидетельство о праве на наследование, дарственная, договор найма и т.д.) должен был получить разрешение на прописку (Ф-1). Затем он должен был выписаться по предыдущему месту жительства. Затем прописаться по новому месту жительства. И только после этого имел право вселиться в жилое помещение.

Уведомительность же регистрации предполагает, что человек после приобретения прав на жилое помещение может, не дожидаясь разрешений, вселиться и уже после вселения обязан зарегистрироваться.

Полтора десятилетия прошло с введения регистрации и весь этот период - период борьбы за уведомительность. Ничего не получается (вот и в прошлом году Конституционный Суд что-то там опять признал неконституционным). Не получается. И не получится, пока для регистрации нужен паспорт. Пока человек должен доказывать, что у него есть право на вселение. Какой уж тут может быть уведомительный порядок, если нет заявительного порядка, т.е. если надо доказывать права.

Разрешительность прошита в самой идее правоподтверждения. Разрешительность - суть паспортной системы.

До 2000 г. каждый гражданин бывшего СССР имел право приобрести гражданство России в заявительном порядке - надо было лишь изъявить волю, т.е. обратиться в органы МВД (на территории России) или консульское учреждение (за пределами России). И никто немог отказать. Однако, для того, чтобы эту волю изъявить, необходимо было предъявить различные, никаким законом не предусмотренные, документы (перечень всё время менялся). Должностные лица не могли отказать в гражданстве, но зато могли не принимать заявление - что и происходило.

Люди десятилетиями законно жили на трерритории России и право имели на приобретение гражданства в заявительном порядке, но милиция принимала такие заявления только по месту жительства (т.е. по месту прописки). А у остальных не принимала. А потом в 2000 г. Кремль лицемерно заявил, что те, кто желал приобрести гражданство, имел на то законную возможность и им никто не мог отказать. Начались депортации.

Идентификационные системы.

Основное отличие идентификационных систем - невозможность совершения действий, не предусмотренных системой управления. Основной смысл - в непризнании неидентифицированных прав. Лишении их юридического смысла. Если в рамках легитимационных систем реализация всякого права поставлена в зависимость от волеизъявления правообладателя, а в рамках паспортной системы в зависимость от согласования воли правообладателся с правоприменителем, то в рамках идентификационных систем отрицается само право, если это право не зарегистрировано в системе управления.

Я был неправ, когда говорил, что идентификационные системы невозможны, т.к. входят в противоречие с теорией государства и права. В действительности всё наоборот - сама теория государства и права, положенная в основу конституционного обустройства России устарела. Нужно эту теорию пересматривать, раз уж она не отвечает действующим практикам и развивающимся правоотношениям. Не вижу никаких усилий юристов-теоретиков в этом направлении. Может быть я ошибаюсь, но по-моему идентификационные системы маскируются под паспортные в России и под легитимационные в США.

Чтобы опять не нагородить непонятностей, подробнее про идентификационные системы попробую после обсуждения вышеизложенного.

В первую очередь приветствуются комментарии юристов (что неясно? что упущено? где ошибки?)

UPD см. также дискуссию к этому тексту http://david-gor.livejournal.com/31582.html
Previous post Next post
Up