Требование паспортных данных при продаже ж/д билетов.

Mar 29, 2008 15:22


Антифлейм (для комментариев по смежным вопросам)
О документах (доказательствах)
  Цели сбора персональных данных при продаже ж/д билетов
Уничтожение персональных данных, собранных при продаже ж/д билетов (юридическая сторона)
Уничтожение персональных данных, собранных при продаже ж/д билетов (техническая сторона)
ОРД и РЖД

Выношу в отдельный пост, дабы не утопить в флейме дискуссию о возможности/невозможности уничтожения персональных данных в системах учёта.

Согласно ч.3 ст. 55 Конституции России, права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из ст. 27 Конституции право на свободу передвижения является конституционным правом, которое может быть ограничено исключительно федеральным законом. Единственная обязанность, возложенная на пассажира законом - оплатить услугу (ГК).

Ни один федеральный закон не обязывает гражданина предоставлять персональные данные перевозчику. Нет такой обязанности. Следовательно, отсылочная норма Федерального Устава никак не может трактоваться как норма, возлагающая на гражданина обязанность предъявлять паспорт (или, если угодно, паспортные данные) перевозчику в качестве условия предоставления услуги.


К изложенному следует добавить, что возложение на гражданина бремени бязанностей, связанных с проверкой достоверности и полноты внесённых в билет сведений уж ни в какие рамки не лезет. Мало того, что это прямо нарушает целый ряд норм закона "О защите прав потребителя", но и противоречит всяким представлениям об отношениях услугодатель-потребитель. А то получается, что если кассир РЖД неправильно укажет в билете номер поезда или дату его отправления, то это вина кассира, а если тот же кассир неверно скопирует данные из паспората, то виноват пассажир.

Я уж не говорю о том, что строго говоря пассажир вовсе не обязан уметь читать и писать. Нет такого закона, который его бы обязывал быть грамотным. Мы-то понимаем для чего фарисеи от Минтранса внесли эту норму в Правила.Таким путём они обошли недопустимость проверки документов сотрудниками РЖД. Нет у них на то ни полномочий, ни компетенции. Кассиры РЖД не милиционеры, не пограничники, не сотрудники прокуратуры или ФСБ. Кассиры РЖД равно как парикмахеры, официанты, таксисты и прочие услугодатели не имеют никаких прав совать нос в чужие документы, удостоверяющие личность, собственно это и лежит в основе того, что им всё равно предъявляется ли при приобретении билета непосредственно паспорт или бумажечка с выписанными паспортными данными (для них сам паспорт такая же бумажечка).

Поэтому они и переложили это бремя на гражданина, который уж точно вправе проверять свои документы. Вправе, но не обязан ни одним законом. Например, в СССР, если помните, при посадке на самолёт обязательно проверялся паспорт, но паспорт проверял милиционер, а билет стюардесса и это было правильно.

Требование паспортных данных при продаже билета незаконно ещё и потому, что ни один закон не обуславливает возможность передвижения железнодорожным транспортом с наличием или отсутствием паспорта вообще. Человек может вовсе не иметь паспорт и это будет административным нарушением, но даже если он где-то совершил какое либо административное или даже уголовное нарушение (перешёл дорогу в неположенном месте или убил кого ни будь), из этого вовсе не следует, что он должен быть лишён всех прочих прав и свобод (в том числе свободы передвижения). Иное означало бы отмену презумпции невиновности.

С любым человеком мы обращаемся так, как будто он ничего незаконного не совершил до того момента, пока обратное не будет установлено судом. А за каждое нарушение человек может быть подвергнут лишь тем санкциям, которые прямо предусмотрены законом. Лишение права на пользование услугами железнодорожного транспорта не предусмотрено в качестве санкции в отношении нарушителя какой либо нормы. А если бы и было предусмотрено, то и в этом случае такая санкция могла бы быть применена только в отношении тех лиц, которые признаны нарушителями в судебном порядке. Возможно ли перед оказанием любой услуги проводить проверку соблюдения услугополучателем всего массива законодательства?

Другие ссылки по теме:
http://www.lawrussia.ru/texts/legal_527/doc527a291x544.htm
http://david-gor.livejournal.com/22812.html
http://forum.tr.ru/read.php?7,646630,page=all
http://city-rat.livejournal.com/664831.html
http://bbb.livejournal.com/1925006.html

UPD. C 14 августа 2007 г. есть таки закон, обязывающий граждан предоставлять персональные данные перевозчику, а именно Закон "О транспортной безопасности" спасибо city-rat
ОДнако, и этот закон не обязывает гражданина проверять правильность внесённых в билет сведений. И здесь явная юридическая дыра, которая может быть преодолена лишь неуказанием этих данных в билете (никто не сказал, что в билете должны быть какие-либо персональные данные). Про конституционность этого закона я вообще молчу, т.к. не хочу пока этим заниматься.
Previous post Next post
Up