Один раз в семестр у студентов есть возможность совершенно откровенно (причем анонимно) высказать все что они думают о своих профессорах, и им ничего за это не будет. Называется это faculty evaluations.
В конце одного из уроков (обычно где-то в районе последних двух недель семестра), профессор выдает своим ученикам анкету, в которой студенты высказывают свое мнение о своем преподавателе в этом конкретном классе. Первая часть анкеты состоит из стандартных вопросов, на которые студенты дают численные ответы. Например, на вопрос "На сколько преподаватель был подготовлен к занятиям" можно выбрать от "отлично" (10) до "очень плохо" (1), и так далее по списку. Вот еще несколько вопросов из типичной анкеты, на которые даются численные ответы:
В целом курс был
Участие преподавателя в классе
Эффективность преподавателя в подаче материала
Организация курса
Внятность произношения преподавателя
Объяснения преподавателя
Способность преподавателя предложить альтернативное объяснение изучаемого материала в случае таковой необходимости
Качество вопросов, поднимаемых преподавателем
Энтузиазм преподавателя
Поощрение студентов преподавателем
Открытость преподавателя к точке зрения студентов
Интеллектуальная нагрузка в классе
Во второй части анкеты студенты могут выразить свое мнение прямым текстом, в отдельно отведенном для этого месте.
Ответы студентов сканируются и передаются вице президенту университета, ответственному за преподавательский состав, на ознакомление. В некоторых университетах зарплата профессоров в некоторой степени зависит от этих самых faculty evaluations. Кроме этого, качество преподавания учитывается при рассмотрении кандидата на постоянную позицию (tenure) (мои предыдущие посты про tenure
1,
2).
Разумеется, самый простой способ получить хорошие отзывы от студентов, это ставить всем пятерки. Но, во-первых, просто так, незаслуженно никто пятерки ставить не будет (хотя
инфляция оценок, конечно, присутствует), а во вторых это легко проверить. Все оценки находятся в базе данных университета, и каждый профессор с подозрительно высокими отзывами студентов может быть проверен на тему особо либерального выставления пятерок.
Раздав анкеты, профессор должен выйти из класса и не мешать студентам отвечать на вопросы. После того, как все заполнят свои анкеты, их собирает один студент из класса и относит в соответствующую контору университета, занимающейся их обработкой. Результаты опроса студентов попадают в руки преподавателя только после того, как они будут обработаны и просмотрены вице президентом университета. Таким образом исключается возможность субъективного влияния на оценки студентов преподавателем на основе их отзывов.