"Первый отечественный зомби-апокалипсис" или "Валькин Дед по-русски: и не Валькин и не Дед"

Mar 11, 2014 03:02



Америка давно и успешно тиражирует сюжет нашествия зомбей. Это уже фактически часть их национального фольклёра.
Фильмы, мультфильмы, комиксы, романы, серьёзные и шуточные, пародии, пародии на пародии...
Но то американцы, это часть их посконной духовости, так сказать.

А у нас зомби никогда серьёзным элементом фольклора не были. Разве что Круз пописывает свои книжки бесконечные об одном и том же - но у него весьма узкая аудитория, кроме того он их пописывает не так давно. Поэтому массовый отечественный зритель знает о зомбях преимущественно по киносаге с Милой Йовович. Вернее так было до недавнего времени, потому что СТС снял отечественный телесериал про локальное нашествие зомбей в Москве. Называется "Выжить после".

Уж не знаю, как этот сериал мимо меня прошёл наверное потому что у меня нет телевизора.
Короче говоря я про "выжить после" узнал пару недель назад: взял и безыскусно пересмотрел весь первый сезон подряд (пока отснят только один сезон, премьера была в ноябре 2013). Никогда не хватало терпёжки смотреть по одной серии, предпочитаю подождать и потом всё сразу...

Так вот, к сериалу: получилось мягко говоря неоднозначное зрелище.

С одной стороны - все каноны условно соблюдены: влиятельная корпорация, теневое правительство, генетические эксперименты, гениальный профессор, которого принуждают создавать биологическое оружие, а он в душе весь гуманист, либерал и за международные ценности. Дочка гениального профессора, которая с ним не общается потому что. Естественно - вирус гениального профессора, который естественно случайно выходит из под контроля: "Oh Shi..." или я всего лишь попытался сорвать эксперимент и тут понес...

С другой стороны - зомбивирус нифига не соответствует канонам. Он тупо косит народ как чума, причём короткое время а потом теряет активность на воздухе. И убитые заболеванием валяются по Москве простым антуражем. Мёртвые не оживают, не ходят и не хотят сожрать мозг. А кто же тогда зомби, возникает вопрос? Вирус щадит только фертильных женщин: молодых, красивых, здоровых, способных к деторождению - и чтобы всё это по максимуму. Они превращаются в мутанток, начинают вопить ультразвуком и жрать почём зря всех, кто не спрятался, потому что...
[внимание, спойлер!]...потому что вирус планировался на другое: перестроить общество сделав всех кто не идеален - стерильными, а самых здоровых женщин превратить в свиноматок, которые будут рожать без остановки новую расу идеальных людей, лишённых накопления рецессивных аллелей. Но вирус в итоге всех просто убивает, а женщинам инстинкт размножения подменяет агрессией. А ещё они формируют единый коллективный разум, бгггг.

С одной стороны в центре сюжета с первых секунд - случайная подборка обитетелей мегаполиса, от гламурной кисы охотницы на олигархов до быдлогопа с бритой черепушкой и в красных подтяжках. Социальная стратификация весьма точная, "каждой твари по штуке"(тм). И этой нифига не подготовленной гопкомпании предстоит играть в сурвайвал. Сначала в замкнутом пространстве бункера бороться за жизнь со всеми вытекающими эффектами, включая социальные игрища. Потом выйдя из бункера - выживание в опустошённом городе, где всё уже разграбили до них, где вооружённые патрули зачищающие Москву от выживших, мутантки и вообще тотальный кабздец...

С другой стороны в фильме огромное количество косяков медицинских, биологических, технических, да даже просто логических провалов, когда по сюжету происходит феерическая фигня... Есть вещи просто не объясняются  никак особенно это касается некоторых технических решений типа электросилового забора вокруг города, сдеданного из редкостоящих столбов и "силового поля".Топорность, евпочя.


Отечественный телесериал экономит бюджет, поэтому мутантки - это просто чёрные линзы на глаза и немножко клюквенного сока. Никакого грима полуразложившихся тел, ничего сложного и дорогого. Крайне простые нафотошопленные общие планы опустевшей столицы с нарисованными дымами и крупные планы, созданные путём хаотичного разбрасывания бумаги и "тел". Дёшево и сердито.

То есть вроде как зомбиапокалипсис, но какой-то странный. Не такой как мы привыкли. А тут ещё и актёры, которые... Почти все - молодые и малоизвестные и это в общем-то ничего не значит, просто каждый второй персонаж получился... наигранным что ли. Картонным. Не искренним. Сын макаревича в роли компьютерного супер-гика - не убедителен. Профессор этот и его дочка с постоянно выпученными глазами...

Есть ещё правда традиционный аргумент: первый блин комом. Дескать "первое отечественное что-угодно" даже если оно крайне неудачное, достойно похвалы и оваций лишь за то, что оно "первое" и "отечественное".
"Нашего русского человека надо благодарить хотя бы за его намерения..."(ц)
Но только ерунда всё это и ни разу не довод в пользу того чтобы смотреть первый отечественный зомбиапокалипсис, потому что он хоть и косячный, но первый и отечественный.

А стоит ли тогда вообще смотреть этот сериал?
Отвечу за себя. Смотреть стоит. Хотя бы ради игры двух актёров. На фоне общего картонно-манекенного актёрского искусства ярко выделяются двое.

Первый - Сергей Годин, выпускник мхата 2011 года. Играет "нацбола Валеру", конкретного такого пацана, расово верного, со всеми атрибутами, включая берцы, подтяжки, обломок трубы, говорок в стиле "Слыш, епта!", походку чуть с присядью, расставленные в стороны руки и прочие невербальные составляющие. И играет отменно.


"Валера" оживляет любую сцену, делает картонное повествование живым, настоящим, приближенным к реальности, до боли знакомым и легко узнаваемым. Очень талантливая игра. Я смотрел "пожизнёвые" видеоролики и интервью с Сергеем - так вот вне съёмки он вежливый, интеллигентный, этакий человек с ТДО. То есть не тот случай когда мы орки из клана орков позвали быдлогопа сыграть быдлогопа то есть самого себя. А ведь получился, самый настоящий, без каких-либо нареканий. Причём персонаж претерпевает очень серьёзную эволюцию характера, не вызывающую недоверия. В то время как многие другие персонажи картины никуда не развиваются за весь сериал. Очень яркая, сильная роль.

Второй - Василий Михайлов, для которого сериал "выжить после" вообще стал первым серьёзным опытом киносъёмок. Он играет Женю aka "Ботан".


Роль короткая (Ботан - это первая смерть, ещё в бункере), но очень пронзительная: параноик, психически неуравновешенный с самого начала, а не срывающийся по ходу развития катастрофы. То есть натурально уже несколько декомпенсированный юноша со взором горящим, с целым набором фобий, который просыпается в запеатанном бункере с амнезией и в окружении незнакомых людей. Чувствуете, чем пахнет? Как человек, связанный с психиатрией, могу сказать что убедительно сыграть настоящего психа оооочень сложно. Не знаю, как  к этому относятся профессиональные актёры, но психически нездоровый человек - это тот образ, на котором любая фальшь, картонность и ненастоящесть буде видна сильнее всего. Тут схалявить не получится. Василий справился с этой задачей на пять с плюсом, его параноик абсолютно убедителен.

Этим двум актёрам просто хочется аплодировать стоя. И именно ради их персонажей стоит смотреть этот сериал. Такое вот моё ИМХО ;)

P.S. А ещё в сериале очень характерный "тревожный гнетущий саундтрек"(тм): даже наши кинопроизводители слямзили пресловутое "вруууум" у композитора фильма "Начало". Докатились, называется. До музыки к фильму "28 дней спустя" - как до луны =)))))

занимательная социология, фантастика, выживаемость, пост-апокалипсис, кино, телевидение

Previous post Next post
Up