Обработка фотографии начинается с подбора оптики. Рассматриваемый здесь агрегат оставил о себе смешанные впечатления; кажется, что конструкторы находились на некоем распутье, пытаясь определиться, что же предпочесть - резкость или светосилу?
Индустар 26м 2,8/50 «П»
Тип объектива: дальномерный объектив Класс: нормальный Фокусное расстояние: 50мм Минимальная дистанция фокусировки: 1 м Предназначение: фотоаппараты ФЭД Крепление: резьба М39 Рабочий отрезок: 28,8 мм Диапазон диафрагмы: f 2,8 - 22
Имеющийся у меня экземпляр - серийный, около 1960 года выпуска, произведен на заводе «ФЭД». Индекс «м» в названии означает «модернизированный» [1]. Объектив слегка потрепан, в линзоблоке находилось заметное количество пыли. Сейчас все, что должно работать, исправно работает, и, в целом, состояние объектива я оцениваю на «очень хорошо».
Примеры фото в разных режимах и панорамные сборки.
Данный объектив имеет явные сходства с объективом Юпитер 8, не только внешние, но и конструктивные. Так, например, если говорить о резкости, то конкретно мой экземпляр по этому показателю гораздо ближе к Юпитеру, чем к Индустару. На открытой диафрагме бесконечность короткая, и дальше 50 метров начинается характерное, опять же для Юпитера, размытие. Пока что это - первый объектив, на котором мне для съемки пришлось прикрыть диафрагму, пусть и всего до f 4. При хорошем свете, оптимальное прикрытие - f 5,6 - дает приемлемую резкость. Сама диафрагма, кстати, тоже размечена, как у большинства «полтинных» Юпитеров, до f22.
Тест ГРИП на бесконечности: f2.8, f4, f5.6.
Начиная с f 8 проявляется «индусская сущность» - в кадре становится слишком темно, и увеличивается время выдержки. В неярко освященном помещении а f5.6 уже заметна шевеленка.
Значения диафрагмы: f2.8, f4, f5.6.
Впрочем, последующая практика показала, что для этой линзы много значат условия съемки. Так нижеприведенные кадры, сделанные на открытом воздухе, показывают неплохую картинку в целом и по-индустаровски уверенную резкость в частности.
В солнечный полдень дела еще лучше.
Маркировка литерой «П» говорит об особом просветлении. Если сопоставить этот факт с максимальным закрытием диафрагмы до f 22, можно прийти к выводу, что особое просветление как раз для того и предназначено, чтобы обеспечить отработку объективом заявленного значения диафрагмы, поскольку Индустар построен на базе далеко не самой светосильной оптической схемы.
Слева - f2.8, справа - f22.
Не знаю, что в этом агрегате попытались реализовать конструкторы, но даже при несильном контровом свете наблюдается заметная засветка, что лично для меня непривычно. Впрочем, прикрытие диафрагмы вполне от нее спасает. На открытой же - легко словить большого «зайца».
Контровой свет (вверху: слева - f2.8, справа - f22) и зайцы (внизу).
Первые кадры, сделанные еще зимой, показывали заметное «подхолаживание» - преобладание синего в цветовой гамме. Сейчас его почему-то не наблюдается [2]; цветопередача вполне естественная как в авторежиме, так и при приоритете диафрагмы, не говоря уже о мануальном.
Тест Боке f2.8, f8, f22.
Зимний тест Боке показывает довольно мелкие - вполне индустаровских размеров - кругляшки.
Ночная съемка, честно говоря, не обрадовала. Впрочем, от Индустара я и не ожидал каких-то особенных результатов, поскольку, несмотря на столь явное конструктивное сходство с Юпитером, светосила у объектива осталась все-таки родная. А вот цветопередача - вполне естественная.
В целом объектив оставил о себе приятные впечатления, хотя, по правде сказать, ничего особенного в плане цветопередачи я не заметил. По некоторым свойствам он даже в чем-то уступает другим своим собратьям, что, впрочем, естественно. Еще немного снимков этим объективом находится здесь.
Спасибо за внимание.
[1]Источник [2] Была высказана мысль, что синит он из-за снега, но в помещении этот эффект тоже наблюдался.