В выходные запилил на велосипеде в Беловежскую пущу - как по польской, так и по белорусской стороне.
Это не так уж далеко от Варшавы - вообще, вся Европа невелика и вполне проезжаема на велосипеде.
Вот несколько стандартных (зубры и лес) и не очень стандартных (но оттуда же) фотографий.
Православная церковь в Хайнувке на западной границе польской Беловежской пущи.
Военное кладбище советских воинов в той же Хайнувке - почти в идеальном состоянии и на очень заметном месте, по дороге в Пущу.
Такая же надпись сделана по-польски и по-белорусски.
Место расстрела советских военнопленных в лесу на первых километрах Пущи - в стороне от дороги.
Надпись гласит: "Место, освященное кровью советских военнопленных и 22 гражданских лиц, расстрелянных гитлеровцами в январе 1942 года. Хайнувка, июль 1964."
К модной теме пожаров. В мае почти полностью сгорел известный отель "Соплицово" в Беловежи - главном городке польской Беловежской пущи.
Местный житель сказал, что загорелся от камина, а крыши всех построек были тростниковыми. Никто не пострадал.
Владелец отеля намерен его восстановить - Беловежа является очень популярным местом, живущим исключительно с туризма, и живущим очень небедно на фоне иных деревень северо-восточной Польши.
Переночевал в Беловежи случайно - не собирался, но с разными отвлечениями добрался до Беловежи в субботу уже к вечеру, возвращаться в Варшаву по ночным дорогам (еще 140 км до первой электрички, откуда приехал) было лень, да и Белоруссии не видел. Ткнулся в первый попавшийся двор агротуристики (их там десятки), мест нет, но там же встретил двух велосипедистов, которые сами предложили запасную палатку, а хозяйка дала два одеяла, разрешив задармо поставить палатку на своем участке. Отчаливая в 6 утра, небольшую денежку ей у двери, конечно, оставил.
Раннее утро в Беловежи (в самом городке - в большом парке). Поездив часа полтора по городку и все осмотрев,
порулил на границу с Белоруссией.
Заповедный лес - это по белорусской стороне, но на польской такой же.
Зубров повидал только в белорусских вольерах (в польских аналогично, но там утром еще было закрыто) - примерно по гектару, если не больше, выделено разному зверью (зубры, кабаны, лоси, сарны и другие), тут им несравненно привольнее, чем в зоопарке.
Дуб-отшельник на белорусской стороне. Из сопроводительной таблички: "Раньше тут было болото, простор для выросшего на краю дуба. Такие отшельники невысоки, но быстро толстеют - диаметр этого всего лишь 300-летнего дерева - полтора метра! Одну из трех огромных ветвей в ХХ веке вырвал ураган, в возникшем дупле поселилось семейство муравьев-древоточцев, которые являются лесными санитарами - не трогают живую ткань дерева, перерабатывая отмершую."
Еще один житель дупла.
Памятник на территории белорусской заставы - не зная, зашел туда (сказать, что рулю обратно в Польшу),
сфотографировал, и тут же прибежал часовой с автоматом, не уследивший за вторжением постороннего.
Сказал, что влепят ему слегка за это - но кто ж знал.
Надпись на памятнике.
На пути от белорусской заставы непосредственно к границе. Вряд ли это секретная надпись. В белорусской части Пущи - совершенно идеальные и пустые дороги, да и на пограничном переходе (он только для пеших и велосипедистов) - никого. Чтоб мне пройти через границу, надо было просто ждать, когда подойдет белорусский пограничник с заставы (пара сотен метров) с ключом, рацией и граблями - последними он после моего прохода восстанавливает контрольно-пропускную полосу, или как она по науке называется. А по рации непрерывно отмечает все свои и мои действия, вдруг я террорист. Были и другие забавности.
Разговорился в центре белорусской Пущи (исключительно ухоженное место с вольерами, музеем, общепитом, гостиницами и т.п.) с двумя москвичками - на двоих 10-дневная путевка с жильем в гостинице обошлась им в 11 тысяч рублей, - дешевле, чем в подмосковном санатории. Очень довольны. Сосновый воздух после Москвы - ну, понятно.