В один из сентябрьских выходных съездил в Демблин - городок с одноименной известной крепостью на Висле, примерно в 100 километрах к юго-востоку от Варшавы. Крепость существует с середины XIX века, до 1915 года она называлась Иван-городом - в честь российского наместника Царства Польского, фельдмаршала Ивана Паскевича. На период его правления (1832-1856) и пришлось строительство цитадели.
На фото - вход в цитадель с юга, Люблинские ворота (Brama Lubelska). Других фотографий крепости я не делал (да и эта сделана через ячейку проволочного ограждения), цитадель принадлежит министерству обороны, свободного входа нет, за исключением одного дня в году, как мне сказали. Фотографировать КПП перед северным входом (Варшавские ворота) не стал, чтоб не дразнить солдат. Для интересующихся фортификациями - в интернете легко найти фотографии крепости разных лет. Ежи Тшасковский, написавший о крепости Демблин интересную книжку (Jerzy Trzaskowski, „Twierdza Iwangorod - Dęblin, 1837 - 1944”, Dęblin 2011, 208 страниц), отмечает, что нынешняя принадлежность цитадели военным идет ей на пользу, поскольку так она лучше сохраняется - в отличие от фактически бесхозной, если не считать местных энтузиастов, другой знаменитой крепости Модлин (в царские времена - Ново-Георгиевск) к северо-западу от Варшавы, там я тоже недавно был. Но и тут есть потери - например, во второй половине ХХ века в центральной части цитадели была разобрана большая каменная православная церковь - судя по старым фотографиям, интересный образец сакральной архитектуры.
Но вернемся к теме. Вот два десятка моих (две штуки - не мои) фотографий с рассказом о захоронениях узников фашистского лагеря в Демблине. А в конце - о встретившейся в том же Демблине могиле красноармейцев с польско-советской войны 1920 года.
С осени 1941 до февраля 1944 года в Демблинской крепости - цитадели и нескольких соседних фортах - размещался немецкий Шталаг 307, через который прошли около 150 тысяч советских военнопленных. Более половины из них погибли - от голода, холода, болезней (особенно, в зиму 1941-1942, когда гибли до 500 человек в сутки) или будучи расстрелянными охранниками по любым поводам и даже для забавы. Единовременно в лагере пребывали до 120 тысяч пленных (январь 1942). Условия содержания узников были нечеловеческими, многие размещались под открытым небом на лагерном плацу, да и в казармах с голыми каменными полами было лишь немногим лучше. Чуть ли не единственным продуктом питания служил хлеб из древесной муки, перемолотой соломы и травы (эта мука называлась Spelzmehl). А траву, выраставшую на территории лагеря, узники просто съедали. Задокументированы случаи каннибализма. Часть больных и раненых переводили в находившийся неподалеку форт Балонна, считавшийся госпиталем, из него пленники не возвращались, им делали смертельные уколы и хоронили поблизости в массовых могилах. Погибших же в цитадели хоронили в нескольких местах вдоль крепостных стен, а также на военном кладбище в километре от цитадели.
Вскоре после войны советскими военными захоронениями в Польше занимались специально созданные комиссии, проводя выборочные эксгумации и оценивая число погибших. Вот изложение официального заключения (взято с польского сайта Interia.pl:
http://facet.interia.pl/obyczaje/historia/news-stalag-307-twierdza-zaglady,nId,451287 ): «С 16 по 21 октября 1947 года Польская государственная комиссия и Специальная советская комиссия провели расследование преступлений, совершенных немцами в отношении советских военнопленных из Шталага 307. На основе показаний свидетелей и результатов советской судебно-медицинской экспертизы установлено, что через лагерь прошли 120-150 тысяч военнопленных. Из-за голода, холода, отсутствия элементарных санитарных условий, эпидемий, бесчеловечноых издевательств и от расстрелов в Шталаге 307 в 1941-1942 годах погибли около 80 тысяч военнопленных.»
Осенью 1943 года в лагерь начали поступать итальянские военнопленные, а от советских военнопленных лагерь постепенно освобождался - уцелевших переводили в лагеря на территории Германии. В феврале 1944 года Шталаг 307 был переименован в Офлаг 77 (офицерский лагерь), основной контингент составляли итальянцы, всего через лагерь их прошло около 16 тысяч. Просуществовал лагерь фактически до лета 1944, а 26 июля 1944 Демблин был освобожден советскими войсками. Еще через два дня в тяжелые бои при переправе на левый берег Вислы (Демблин лежит на правом) вступили подразделения Войска Польского.
Как ни странно, по итальянцам в Демблине, как и в других немецких лагерях на территории Польши, количественная информация весьма неопределенная, я и раньше с этим сталкивался. И не так уж много людей вообще об этом знают. Это отдельная тема, суть которой в том, что в сентябре 1943 года сменившееся правительство Италии (тоже фашистское) подписало «прекращение огня» с англичанами и американцами, назадолго до этого Муссолини был смещен со своих постов и арестован. В ответ немцы, контролировавшие большую часть Италии и Франции, разоружили и интернировали примерно 700 тысяч итальянских военнослужащих, отказавшихся воевать на их стороне (хотя Италия и не объявила войны Германии). Так часть итальянских солдат и офицеров разного ранга, включая много альпийских стрелков, попала в Демблин.
[Отвлекусь. На территории Польши были и другие немецкие лагеря с итальянцами, но о некоторых из них, по-моему, вообще ничего не известно. Я слышал о лагере в 30 километрах от Варшавы, между Бялобжегами и фортом Беняминув, где много раз бывал, но сейчас там лес, все заросло - и кроме общих слов типа «вроде бы» никто ничего не знает. Возможно, какие-то спецы этим занимаются намного серьезнее, по документам, а не как я, лишь накручивая свои велокилометры.]
В начальный период лагерной жизни итальянцев условия их содержания были несравненно лучшими, чем для советских военнопленных, но с безнадежным обострением немецкой ситуации на фронте их положение тоже усугубилось, пришли голод, холод, болезни и издевательства охраны. Количество умерших или расстрелянных в Демблине итальянцев оценивают в приблизительно от тысячи до 6 тысяч человек, чаще других встречается число 2 тысячи. Хоронили итальянцев зачастую вместе с советскими военнопленными.
1) Братская могила вблизи крепостной стены.
Монумент на братской могиле военнопленных вблизи крепостной стены и Варшавских ворот. Он был сооружен студентами Варшавской Политехники в 1947 году. В цоколь тогда же была вмурована плита с надписью по-русски: «Вечная память солдатам Красной Армии, погибшим от рук немецких фашистов в 1941-1944 годах за свободу и независимость народов мира». Как видно, время не пощадило ни могилы, ни монумента. Про плиту и текст я тогда не знал. Текст, кстати, характерный, о военнопленных тогда явно говорить не очень полагалось, подобные примеры в своих велопоездках встречал не раз.
Но все оказалось не так уж плохо - на захоронении вовсю трудились несколько строительных рабочих. Это в субботу-то.
Мы разговорились, и их настороженность от забредшего на велосипеде русского почти сразу сменилась готовностью поговорить на разные темы. На прощание сфотографировал их вместе и пообещал прислать отпечатки, что и сделал через несколько дней, дописав пожелание удачи и слова благодарности за работу.
А совсем на днях неожиданно получил е-майл от дочки строителя, которому и посылал отпечатки для них всех. По просьбе отца девушка прислала фотографии обновленного монумента, вот они (в очередной раз убедился, что нормальные поляки и русские всегда найдут общий язык):
Фото W.S., октябрь 2012. Обновленный монумент. Он уже без звезды, но причина этого все-таки не антисоветская или еще какая-то зловредная, как следует из следующей фотографии.
Фото W.S., октябрь 2012. Надпись на мемориальной плите: «Братская могила убитых немцами военнопленных Красной Армии из Шталага 307, а также военнопленных итальянской армии из Офлага 77. Честь их памяти. Демблин - 2012 г.»
На обложке еще одной присланной мне книжки о лагере в Демблине (Tadeusz Opieka, „Twierdza śmierci. Stalag 307”, Towarzystwo Przyjaciół Dęblina, Dęblin 2010, 168 страниц) рядом с ценой в 19 злотых указано, что 15 злотых из этой суммы идут на сооружение памятника погибшим советским и итальянским военнопленным. Как понимаю, речь идет именно об этом монументе, обновленном благодаря усилиям местных энтузиастов из «Объединения друзей Демблина» и тех рабочих, что на фотографиях выше.
2) Советские и итальянские захоронения на городском коммунальном кладбище.
Камни в память погибших итальянских (1943-1944) и советских (1941-1944) военнопленных, евреев из четырех демблинских трудовых лагерей (1940-1943) и полегших в боях за освобождение Демблина и окрестностей солдат Красной Армии (1944) и Войска Польского (1944).
«Братская могила советских военнопленных, убитых в Демблинской крепости в 1941-1944 годах.»
Братская могила советских военнопленных.
Надпись на мемориальной плите: «Героическим солдатам Советской Армии, убитым на территории Демблина в 1942-1944»
Советская могила, на дальнем плане - итальянская.
"Итальянские военнопленные 1943-1944".
Наверняка, эти памятные предметы оставлены посетителями-итальянцами.
Итальянская и советская могилы соседствуют.
3) Захоронение красноармейцев с польско-советской войны 1920 года.
Оказалось, рядом с бывшим фортом Балонна (менее чем в полутора километрах от крепости) находится интернациональное военное кладбище - захоронения с 1915 до 1939 года. Его осенью также обновляли - и та же бригада строителей, с которой я познакомился. До могил, о которых ниже пишу, они тогда еще не добрались.
Указатель на военное кладбище Балонна.
Балонна. Вход на военное кладбище 1915-1939. Сразу от входа слева - индивидуальные польские захоронения с 1920 года, а справа - с 1939-го.
В глубине кладбища - еще не подновленные индивидуальные польские кресты, а среди них отдельное большое захоронение красноармейцев, в центре братской могилы - деревянный православный крест.
[Отвлекусь. «Смерть соединила друзей и врагов» - такую надпись увидел однажды на сельском кладбище в австрийской деревне под Веной, на вмурованной в стену часовни мемориальной табличке памяти погибших там в апреле 1945 года немецких и советских солдат, а также нескольких местных жителей (писал об этом лет 10 назад в журнале «Компьютерра», заметка с фотографией есть в интернете).]
Мемориальная плита на могиле красноармейцев: «Солдаты-большевики, умершие в 1919-1921 годах». На информационной таблице при входе на кладбище написано, что тут захоронены 219 красноармейцев - военнопленных с польско-большевистской войны 1920 года. Вероятно, лагерь был где-то не очень далеко.
Кресты и крест.
Висла в окрестностях Демблина. Нынешним летом и осенью уровень воды в реке был рекордно низким, вот когда войскам переправляться надо было бы, меньше потерь было бы. Но ведь погоду на семь десятков лет назад не переставишь.
Выражаю глубокую благодарность Ежи Тшасковскому и Тадеушу Опеке за присланные ими книги о крепости Демблин и о фашистском лагере в ней, а также моим знакомым - бригаде строителей, обновляющей военные захоронения в Демблине. Подробная статья об истории появления в 1943-1944 годах в Демблине итальянских военнопленных есть, например, на специальном сайте о крепости Демблин, созданном Бюро школьного туризма в Демблине (на польском языке):
http://twierdzadeblin.cal.pl/jency.php