Опять пишу онлайн, что на ум придет, прошу прощения за заведомую субъективность и возможные повторы или неточности.
Вчера в Варшаве, в Большом театре состоялась торжественная премьера фильма Ежи Хофмана "1920. Варшавская битва." Торжественная потому, что премьера для журналистов была с неделю назад, и в газетах уже появились рецензии, за небольшими исключениями явно отрицательные.
А тут пришли разные гости - в том числе актеры и политики. Присутствовали президент Польши Бронислав Коморовский, спикеры обеих палат парламента и другие важные лица. Обставлено все было супер, на выходе после просмотра и фуршета каждому давали красивую бумажную сумку с двумя ДВД фильмов Ежи Хофмана, журналом про кино и памятной позолоченной медалью, выбитой в связи с премьерой. 4 года назад, на премьере фильма Анджея Вайды "Катынь" в этом же театре было существенно скромнее. Видимо, нынче спонсоры расщедрились. Как довольно случайно затесавшемуся на премьеру, мне все это тоже досталось - и даже сидел совсем близко от президента и министров. Минус случился тот, что я тестировал свой новый фотоаппарат, аккумулятор был заряжен слабо, так что самые интересные фотографии сделать не удалось. Но все же несколько фото вывешиваю. И добавлю пару премьерных фотографий с сайта "Газеты Выборчей" (они помечены в левом нижнем углу, так что проблемы с идентификацией источника нет).
Фильм, сделанный в технологии 3D (это чуть ли не первый европейский худфильм в такой технологии), стоил, как пишут, 27 миллионов злотых, для рублей это число надо умножить на 10-11.
По-моему, фильм не удался - меня все время не оставляла мысль, что это какой-то гротеск, что-то от кича, комедии и не поймешь какой и на что сатиры. Публика на него пойдет в первые дни, поскольку сильно раскручена реклама, но мое глубокое убеждение, что в целом фильм провалится (российский "1612", судя по тишине вокруг него, тоже провалился, как понимаю).
Юзефа Пилсудского играет Даниэль Ольбрыхский - и показалось, что играет довольно карикатурно или гротескно. В паре сцен напомнил Василия Ивановича Чапаева в задуме над столом с картошками. Главную героиню - певичку-танцовщицу кабаре, а также медсестру и пулеметчицу, играет Наташа Урбаньска, в моем представлении очень симпатичная барышня, но играет на редкость плоско или штампованно, такая уж роль досталась. Довольно хорошо сыграл главного героя - поэта и улана - Борис Шиц. В эпизодических ролях - Александр Домогаров и Ольга Кабо.
Ленин - ну просто один к одному товарищ Зюганов (моя спутница, благодаря которой попал на премьеру, да еще на лучшие места, сразу это отметила и засмеялась). Троцкий - вполне, а Сталин и Тухачевский - как анекдот, нет слов.
Антисоветчины - в смысле антироссийскости - в фильме нет, жанр совсем не тот получился нежданно-негаданно, хотя наша конница, конечно, перенасыщена красными флагами, вряд ли так было в реале. То есть пропагандистский элемент в фильме какой-то присутствует, но и в показе польской армии тоже, по-моему, больше иронии (возможно, невольной), чем серьезности.
В общем, по части истории польско-большевистской войны 1920 года зритель просветится из этого фильма не так уж сильно, мягко говоря. Хотя, по-моему, реальное сражение в августе 1920 года на подступах к Варшаве было важным событием в европейских делах, оно остановило продвижение Красной армии на запад. Думаю, для мировой революции сил у большевиков не хватило бы и без поражения под Варшавой, но кто его знает с этими "бы"...
Вот фотографии.
Большой театр перед премьерой.
Такой танк был и в фильме.
Перед главным входом.
Перед театром.
В зале незадолго до начала.
В правительственной ложе. Сидит в очках - президент Польши Бронислав Коморовский, на переднем плане - Михал Клейбер, президент Польской академии наук.
Наташа Урбаньска с мужем.
Даниэль Ольбрыхский.
Борис Шиц.
Бронислав Коморовский и Ежи Хофман.