Пьеро ди Козимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д' Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция - 12 апреля 1522, Флоренция) - итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли - именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари " поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие."
Родился Пьеро в 1462 во Флоренции.
Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы - редкая удача для молодого художника!
К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, переходом от от первобытного состояния к цивилизации. Человечество на картине еще примитивно, разум его блуждает в темноте, слепая жестокость правит миром - все против всех - медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.
Сцены охоты. 1490-е гг. Пьеро ди Козимо. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
На этой стадии первобытной жизни еще нет различия, четкого и однозначного, между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду - лесной пожар. Тот самый лесной пожар, который, по словам классических авторов, дал людям возможность побороть свою первоначальную звериную природу, научив их ловить убегающих зверей и использовать пылающие поленья для первого "очага".
Лесной пожар. Ок. 1500 г Пьеро ди Козимо. Ashmolean Museum, Оксфорд.
Лесной пожар. Деталь. Ок. 1500 г Пьеро ди Козимо. Ashmolean Museum, Оксфорд.
Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой. Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли "Рождение Венеры", и она же - на полотне Пьеро ди Козимо "Смерть Прокриды". Но об этом чуть ниже.
"Портрет Симонетты Веспуччи" (Шантильи, Музей Конде) передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.
Портрет Симонетты Веспуччи. 1480 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Музей Конде, Шантийи.
В то же самое время можно узнать что "...в новициате Сан Марко находится написанная маслом на полотне стоящая Богоматерь с младенцем на руках, а в церкви Сан Спирито во Флоренции написал он в капелле Джино Каппони образ с изображением посещения Богоматери со св. Николаем и св. Антонием, читающим с очками на носу и написанным очень бойко. Он изобразил там немного истрепанную книгу из пергамента, совсем как настоящую, а также блестящие шары в руках св. Николая с такими бликами на них, что отсветы и блеск одного шара отражаются на другом, в чем уже тогда сказались странности его ума и его стремление к трудностям, во что бы то ни стало." (Вазари)
Вот они, эти знаменитые блестящие и бликующие шары!
Посещение Богоматери со святыми Николаем и Антонием. 1489-90 гг. Пьеро ди Козимо. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи - ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине "Венера и Марс" (1490-е годы, Берлин-Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет - но произведенние Ботичелли несоизмеримо более изящное и одухотворенное - о нем мы еще поговорим. Забегая вперед, я все же помещаю это произведение Боттичелли в примечаниях* - для примера и сравнения.
"Написал он и еще одну картину, на которой обнаженная Венера с Марсом, спящим, скинув подобным же образом одежды, на цветущем лугу; кругом же разные амуры туда и сюда таскают шлем, нарукавники и другие доспехи Марса. Там и миртовая роща и Купидон, испугавшийся кролика, там и голубки Венеры и другие любовные вещи. Картина эта находится во Флоренции в доме Джорджо Вазари, хранящего ее в память о Пьеро, ибо всегда ему нравились причуды этого мастера." (Вазари)
Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.
Венера, Марс и Купидон. Деталь. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.
Венера, Марс и Купидон. Деталь. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.
Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей девушки.
История Прокриды - история запутанная, очень бурная, чрезвычайно насыщенная событиями.
Прокрида была замужем за Кефалом, сыном Деионея.
По малоизвестной версии, сначала имела связь со своим отцом Эрехтеем, от которого родила дочь Аглавру. Разделила ложе с Птелеонтом, получив в подарок золотой венок, но уличена Кефалом в измене и бежала к Миносу. По Гигину, этим Птелеонтом был её муж Кефал, облик которого изменила Эос (Эос при этом пыталась соблазнить Кефала).
На Крите она исцелила Миноса от венерической болезни, и тот подарил ей чудесного пса, от которого не мог убежать ни один зверь, и не знающее промаха копье. С Миносом она тоже разделила ложе. По другой версии, она охотилась вместе с Артемидой, но та прогнала её, узнав, что она не девственница. Прокрида рассказала Артемиде о своих несчастьях, и та обещала помочь, подарив ей пса Лелапа, чудесное копье и придав облик юноши.
Она вернулась в Афины и вызвала Кефала на состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил чужеземца продать копье. Тогда Прокрида обещала отдать пса, если он "согласится одарить ее своей юношеской красотой". Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились. Когда они вместе охотились, Кефал случайно метнул в неё копье и убил.
Стоит добавить, что чудесная собака Лелап - это созвездие Большой пес.
Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж - удивительное выражение морды собаки - оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.
Смерть Прокриды. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.
Смерть Прокриды. Деталь. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.
Смерть Прокриды. Деталь. ок.1500 г. Пьеро ди Козимо. Масло. Национальная галерея, Лондон.
В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц и всякие другие малоправдоподобные истории в большом количестве. Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность.
".. Ему был заказан образ в капелле Тебальди, церкви братьев сервитов, в той, где они хранят одежду и подушку св. Филиппа, который был из их братства. Там Пьеро написал стоящую Богоматерь без младенца, но с книгою в руке, и приподнята она от земли на пьедестал с воздетым к нему лицом, а над ней дух святой ее освящает. Задумано это так, что нет другого источника света, кроме сияния, исходящего из голубя и освещающего и ее и окружающие ее фигуры, а именно св. Маргариту и св. Екатерину, молящихся ей на коленях, и взирающих на нее стоя св. Петра и св. Иоанна Евангелиста и вместе с ними св. Филиппа, брата сервита, и св. Антония, архиепископа флорентинского. А сверх этого он написал там странный пейзаж с невиданными деревьями и какими-то гротами. И, говоря по правде, отдельные части написаны там прекрасно, как, например, некоторые лица, являющие и рисунок и изящество, не говоря уже о весьма выдержанном колорите, и нет сомнения в том, что Пьеро отлично владел масляной живописью.
Непорочное зачатие. 1505 г.Пьеро ди Козимо. Галерея Уффици, Флоренция.
Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици)
Обратите внимание, что Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшим его невидимым, изображен на картине дважды - летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом. Слева мучается Андромеда и прячутся, закрываясь плащами, испуганные люди, а справа народ веселится и машет лавровыми ветвями, славя героя. История - как раскадровка фильма или мультфильма - такое часто встречалось, например, на старых иконах-житиях - это придает истории и динамичности и одновременно какой-то странной статичности - события происходят и последовательно и параллельно - необычный эффект восприятия.
В живописи Ренессанса сюжеты из классической мифологии были достаточно широко распространены. Знакомство владельцев картин с античными текстами, интерес к которым оживился в то время, считалось великосветским тоном и было довольно модным. Эта картина вместе с рядом других ранее украшала стены палаццо Строцци во Флоренции.
"...Для Филиппо Строцци-старшего Пьеро написал мелкофигурную картину, на которой Персей освобождает от чудовища Андромеду и в которой отдельные части отменно хороши, ныне же она находится в доме первого камергера герцога Козимо синьора Сфорца Альмени, которому она была подарена мессером Джованни Батистой, сыном Лоренцо Строцци, поскольку этот синьор большой любитель живописи и скульптуры. И действительно, ценит он их очень высоко, ибо более красивой и более законченной живописи Пьеро не выполнял больше никогда. В самом деле, более странного и более причудливого морского чудища, чем то, которое придумал написать Пьеро, увидеть невозможно. Персей, который, паря в воздухе, смелым движением поражает его своим мечом, прикованная к скале Андромеда, лицом прекраснейшая, которая колеблется между страхом и надеждой, и множество людей на первом плане, которые в различных странных одеждах поют и играют и среди них многие смеются и радуются освобождению Андромеды, поистине божественны. Отменно прекрасен пейзаж, мягок и прелестен колорит, и насколько только возможно объединив цвета при помощи дымчатых переходов между ними, Пьеро выполнил эту вещь с предельной тщательностью." (Вазари)
Персей и Андромеда.ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Персей и Андромеда. Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Персей и Андромеда. Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Персей и Андромеда. Деталь. ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Тонкое ощущение поэтической красоты мира сочетается в произведениях Пьеро ди Козимо с изысканной стилизацией и атмосферой сказочности. Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества, прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов.
На полотне "Миф о Прометее" в центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей. Завершение истории изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.
Миф о Прометее. 1515г. Пьеро ди Козимо. Масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.
"Для младшего Веспуччи, проживающего насупротив церкви Сан Микеле, что на Виа деи Серви, ныне Виа Пьер Сальвиати, он расписал одно из помещений несколькими историями с вакханалиями, изобразив там фавнов, сатиров и сильванов, а также путтов и вакханок столь необычайных, что даешься диву, видя различие мехов и одежд и разнообразие козлиных морд, изображенных изящно и весьма правдиво. На одной из историй есть Силен верхом на осле, окруженный детьми, которым он дает выпить, и веселье показано очень живо и с большим талантом".
Пьеро ди Козимо заимствовал определенную живописную технику у нидерландских мастеров - он с необычайной точностью изображал мир растений и животных.
Эта картина Пьеро посвящена так называемому "Обретению меда" - сюжет в точности соответствуя тексту "Фаст" Овидия. "Фасты" - серьезное и крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия. Фасты - это календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима. И вот в 3-й книге (месяц Март) в строках 713 - 808 рассказывается о праздненствах Либералии, происходивших17 марта
В честь тебя, Либер, дают возлиянью названье "либамен",
И освященный пирог "либою" также зовут.
Богу пекут пироги, ибо он наслаждается соком
Сладким, а мед, говорят, тоже был Вакхом открыт.
Шел меж сатирами он с побережья песчаного Гебра
(Не ожидайте дурных шуток в сказанье моем!)
И до Родопы дошел, до цветистого кряжа Пангея;
Громко кимвалов его звон раздавался кругом.
Стаи неведомых тут насекомых на шум прилетели,
Пчелы то были: на звук меди несутся они.
Тотчас же рой их собрал и в полом дупле заключил их
Либер, и был за труды желтый наградою мед.
Только сатиры и лысый старик отведали меда,
Сотов искать золотых стали повсюду в лесу.
Роя Силен услыхал жужжание в вязе дуплистом,
Соты увидел в дупле и притаился старик.
Ехал лентяй на осле, который сгибался под ношей;
Вот он его прислонил к вязу, где было дупло,
Сам же встал на осла, на ствол опираясь ветвистый,
И ненасытной рукой мед потащил из дупла.
Тысячи шершней летят и, на череп его обнаженный
Тучей нещадною сев, жалят курносого в лоб.
Падает он кувырком, под копыта осла попадает
И, созывая своих, кличет на помощь себе.
Все тут сатиры бегут и над вздутою рожей отцовской
Громко хохочут, а он еле встает, охромев.
С ними хохочет и бог, старику велит смазаться тиной;
И, повинуясь, Силен грязью марает лицо.
Либеру мед по душе, и поэтому мы запекаем
С медом ему пироги как изобретшему мед,
А почему пироги эти месят жены, не тайна:
Тирсом своим этот бог женщин сбирает толпу.
А почему же старух для этого надо? Старухи
Любят вино, и к лозе винной пристрастны они.
Ну, а венки из плюща? Это Вакха любимая зелень,
А почему, я тебе без промедленья скажу:
С Нисы пришли, говорят, и от мачехи спрятали нимфы
Мальчика, скрыв колыбель зеленью веток плюща.
Вся история последовательно, почти покадрово, как кинофильм изображает эту историю - например, можно увидеть как Силен падает с осла и как ему мажут лицо тиной.
"В сопровождении сатиров и посвященных Вакх проходит по Фракии, и, когда его спутники ударяют в кимвалы, молодой рой пчел, привлеченных шумом, собирается и следует туда, куда бы ни поманила его звонкая медь. Бог собирает отставших, заключает их в дупло и как приз подбирает мед, который находит" .
Обретение меда. 1505-1510 гг.Пьеро ди Козимо.. Масло. Worcester Art Museum, Worcester.
Невезение Силена. 1505-1510 гг.Пьеро ди Козимо.. Масло. Fogg Art Museum, Harvard University, Cambridge
Обратите внимание на дерево "с лицом"! - оно типично для Козимо - сравните с деревом, к которому привязана Андромеда!
Еще обязательно хотелось бы показать два замечательных портрета, замечательную, похожую на портрет Марию Магдалину и совершенно необычное, непривычное "Распятие".
Портрет Джулиано да Сангалло. Пьеро ди Козимо.
Джулиано да Сангалло - флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима - его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в "плоскости зрителя", перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет - он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия "его" и "нас".
Так же лишен зрительного контакта и очень понравившийся лично мне "Портрет женщины". Это полотно настолько индивидуально и при всей своей камерной замкнутости - ее подчеркивает и тотально черный цвет почти везде - черзвычайно оригинально - оригинальней всех мохнатых фавнов и соответственно ситуации наряженных Персеев и Силенов. Сливочным лунным оттенком из темноты выступает лицо женщины, чуть-чуть другой оттенок - ее рубашка и сгустившийся, но все тот же желтоватый оттенок - ее покрывало. Удивительная, необычно магическая картина. - das_gift.
Портрет женщины. 1500 -е.Пьеро ди Козимо. Палаццо Питти, Флоренция.
То, что изображенная Мария Магдалина не настоящая грешница-святая каким-то образом заметно сразу - по скрытой улыбке, по красиво рассыпанным по плечам, перевитыми жемчугом волосами, по позе - но зато мы получаем новое произведение, необычное, милое, кокетливое даже, а не еще одно каноническое изображение.
Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина") 1490-е. Пьеро ди Козимо. Темпера. Национальная галерея античного искусства, Рим.
И еще - довольно необычное изображение распятого Христа. Сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Это так называемое Распятие Христа-Царя - ("Христос Царь Славы", "Христос Триумфатор") - редкая иконография сцены Распятия, изображающая Иисуса Христа одетым. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как Бога, небесного царя, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть, в роскошном одеянии и короне. Моменты, указывающие на страдания Христа - стигматы и чаша, сам крест - кажутся побочными и не имеют драматического воздействия. В эпоху Ренессанса, когда страдания Спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме. Христос не ранен и не страдает, его одежды не разыграны солдатами. Его глаза открыты, лицо радостно и спокойно, поскольку он - Победитель Смерти. Он одет в пурпурный хитон (colobium) с золотыми клавами - вертикальными полосами, в облачении епископа являющимися атрибутом проповедника.
Распятие. Пьеро ди Козимо. Музей изящных искусств, Будапешт.
Название её "Христос Царь Славы" взято из 23 Псалма (Пс. 23: 9-10):
"Возьмите, врата, князи (навершия) ваша, и возьмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы; Господь Сил, Той есть Царь Славы".
Псалом трактуется в контексте разрушения Спасителем ада в момент сошествия. Иисус сравнивается с победителем, идущим сквозь триумфальные врата, причем врата ада не могут вместить его и слова псалма призывают поднять вратам выше свои своды. Таким образом, Распятие "Христос Царь Славы" как бы изображает Господа Великой субботы в окровавленной царской багрянице, готового попрать ад и освободить его узников.
Умер Пьеро ди Козимо от чумы в апреле 1522 года.
1.*
Венера и Марс. 1483 г. Сандро Ботичелли. Темпера. Национальная галерея, Лондон.