На самом деле, сухарные интернетные тексты - это тоскливо, но что делать, если иллюстрации накладываешь на эту рыбу - формат правит тексты. Для иллюстраций это обидно, но с моей стороны условно объяснимо, хотя условность начинает вздрагивать и желать большего - сам материал жаждет большего, чем невкусное перечисление дат. В частности, Пизанелло явно достоин большего, а не среднешкольного занудства. Картины великолепны, великолепны по максимуму, воссозданное пространсто - уникально, люди на полотнах - потусторонние или пришельцы - обидно это просто вписать-впихнуть в проторенессанс и успокоиться. Все будет по-прежнему, но мое вступление как-то искупает вину. - das_gift
Родился Антонио Пизано в Пизе (из-за небольшого роста он получил прозвище «Пизанелло») до 1395 года, вероятно, ближе к 1390 году. Переселился в Верону - здесь он мог ознакомиться с образцами искусства Альтикьеро* и Стефано да Верона, а также с ломбардскими миниатюрами Микелино да Безоццо *и его круга.
Около 1415 года Пизанелло, по-видимому, являлся уже известным художником, так как он работает в Венеции над продолжением фрескового цикла в Большом зале палаццо Дукале, начатого Джентиле да Фабриано. Пизанелло изобразил эпизоды из борьбы императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III (не сохранились). Возможно, уже в Венеции у Пизанелло завязались отношения с Джан-Франческо *Гонзага. В 1422 году Пизанелло был в Мантуе, и с этого времени он не порывал до конца дней своих связей с мантуанским двором, чьим любимцем он неизменно оставался.
Примерно в 1426 году Пизанелло попадает в Рим, где помогает Джентиле да Фабриано при выполнении росписи Сан Джованни ин Латерано (сцены из жизни Иоанна Крестителя), которую завершает после его смерти в 1431-14З2 годах (не сохранилась). В дальнейшем Пизанелло переезжал из одного города в другой, участвует в осаде Вероны 1439 года, находясь в свите Джан- Франческо Гонзага и Пиччинино, за что поплатился изгнанием с венецианской территории, которое длилось до 1445 года (Верона принадлежала Венеции). Был при дворе Альфонсо V Арагонского. С конца 30-х годов Пизанелло начал отливать по заказам знати бронзовые портретные медали, открывающие совсем новую главу в его творчестве.
Пизанелло выступает перед нами, в отличие от других художников кватроченто, в трех аспектах - замечательного рисовальщика, одного из самых рафинированных живописцев XV века и неподражаемого медальера. Основой его творческого метода был рисунок (наиболее богатое собрание рисунков Пизанелло хранится в Лувре).
Обезьяны. 1430г. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.
Лошади. 1433-38гг. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.
Повешенные и Два портрета. 1430г. Пизанелло. Британский музей, Лондон. Рисунок.
Три коровы. 1430г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.(серебряный стержень, перо, карандаш)
Голова мужчины. 1440г. Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок. Уголь.
Аист. 1430г Пизанелло.. Лувр, Париж. Рисунок.
Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия. Вторая - незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Самое же значительное произведение художника, созданное в 1420-х годах и дошедшее до нашего времени - живописная часть надгробия Никколо Бренцони в церкви Сан-Фермо Маджоре в Вероне.
Святой Георгий и принцесса. (правая сторона) 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска.
Загадка - найти рисунки сверху во фреске "Сятой Георгий и принцесса" - Отгадка: повешенные и голова мужчины - в группе мужчин на фреске, самый левый. - das_gift
Святой Георгий и принцесса. Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска
Святой Георгий и принцесса.(левая сторона). Деталь. 1436-38гг. Пизанелло. Часовня Пеллегрини, церковь Санта Анастасия, Верона. Фреска
Турнир. 1440г. Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.
Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.
Турнир. Деталь. 1440г Пизанелло. Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска.
Большая часть станковой живописи Пизанелло утрачена. Из ранних его работ только относительно «Мадонны с куропатками*» авторство Пизанелло установлено точно. С «феррарским периодом» творчества художника связаны самые ранние из известных сегодня ренессансные портреты - «Портрет Лионелло д’Эсте» и «Портрет принцессы из дома д’Эсте».
Мадонна с куропатками. Пизанелло.. Музей Кастельвеккьо, Верона.
Портрет Леонелло д'Эсте. 1441г. Пизанелло. Академия Каррара, Бергамо. Темпера по дереву.
Портрет принцессы из дома д'Эсте. 1436-38ггПизанелло. Лувр, Париж. Темпера по дереву.
Одно время считалось, что это парные портреты Лионелло и его жены Маргариты Гонзага, но они не совпадают по размеру и обрезу. Возможно, женщина, на рукаве которой вышита ваза, символ Эсте - Джиневра, так как за отворот её платья заткнута ветка можжевельника (итал. джинепро), родная сестра Лионелло. На примере этого портрета можно увидеть специфические отличия придворного портретного искусства Северной Италии от понимания портрета флорентийцами. Пизанелло пишет принцессу в профиль, с легким поворотом плеч, взяв композицию франко-бургундского круга; но не показывает, в отличие от них, рук и вместо нейтрального фона дает сложный декоративно-пейзажный мотив. Девушка изображена будто в беседке. Профиль и фон образовывают единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастасия) - светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. Для этой фрески сохранился набросок женской головы - он натурный, но Пизанелло переработал его в сторону большей идеализации.
К медальерному искусству Пизанелло обратился уже будучи зрелым художником. Первая медаль авторства Пизанелло (изображение Иоанна VIII Палеолога) датируется 1438 годом. Этот год считается годом рождения ренессансного медальерного искусства. Популярность его объясняется возросшим в то время интересом к античной культуре. Многие высокопоставленные особы коллекционировали древние медали и геммы.
Медаль императора Иоанна VIII Палеолога. Аверс и реверс. 1438г. Пизанелло. Национальный музей Барджелло, Флоренция.
Медаль Чечилии Гонзага. Аверс и реверс. 1447г. Пизанелло. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Pisanello/cecilia1.jpg)
Медаль Чечилии Гонзага. Реверс. 1447г.Пизанелло.Национальная галерея искусств, Вашингтон. Бронза.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Pisanello/gonzaga1.jpg)
Джанфранческо Гонзага. 1439г. Пизанелло. Муниципальный музей, Брешия. Бронза.
Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни. Он был прекрасным рисовальщиком, и сочетал в своих работах сказочную фантазию и наблюдательность, стилизованную декоративность и натурализм деталей, став последним художником готики и первым Ренессанса. Если в живописи он еще переходный мастер, то в медалях 1440-х годов - уже бесспорный портретист Возрождения.
Несколько великолепных (!!!) работ.
Видение святого Евстахия*. 1440г . Пизанелло.Национальная галерея, Лондон. Темпера по дереву.
Мадонна с младенцем и святыми Георгием и Антонием Отшельником. Середина 1400-х Пизанелло.. Национальная галерея, Лондон.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Pisanello/pellegri.jpg)
Герб семьи Пеллегрини. Пизанелло. Церковь Санта Анастасия, Верона. Темпера по дереву.
1.* Альтикьеро да Дзевио (итал. Altichiero da Zevio, Aldighieri da Zevio - Альдигьери да Дзе́вио, ок. 1330, Дзевио, Верона - ок. 1390, Верона) - итальянский художник, крупнейший представитель падуанской художественной культуры второй половины треченто.
Вероятно, ещё в Вероне Альтикьеро познакомился с Джотто (около 1316 г. работал при дворе Кангранде), чья живописная манера оказала на Альтикьеро решающее влияние. Основываясь на них, он развил и усовершенствовал формы архитектурного пейзажа во фресковой живописи. Результатом его работы в Падуе стали фрески Базилики святого Антония (1372-1379) и часовни святого Георгия (Ораторий сан Джорджо) (1377-1384) , которая была возведена перед Базиликой святого Антония в 1377 году (фрески, украшающие её посвящены жизни Христа и трёх святых: Георгия, Екатерины и Лючии). Работал обычно совместно с художником Аванцо.
Альтикьеро иногда считается родоначальником Веронской школы, основанием для чего считается сохранившаяся в городе фреска его работы в церкви святой Анастасии.
Живопись Альтикьеро произвела сильное впечатление на молодого Тициана, который работал в Падуе в 1511 году.
Основные произведения - фрески капелл Сан-Феличе и Сан-Джорджо в Падуе.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/adoratio.jpg)
Поклонение волхвов. 1380-е гг Альтикьеро да Дзевио. Часовня святого Георгия, Падуя. Фреска.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/cavalli.jpg)
Поклонение семейства Кавалли Мадонне. 1370 г. Альтикьеро да Дзевио. Часовня Кавалли, Церковь св. Анастасии, Верона. Фреска.
2. * Стефано да Верона (итал. Stefano da Verona или итал. Stefano da Zevio - Стефано да Дзевио; ок. 1375- 1451) - итальянский художник, работавший в Вероне в конце XIV - начале XV веков.
Является представителем позднеготического направления в живописи,
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/m_rosary.jpg)
Мадонна среди роз. 1410 г. Стефано да Дзевио. Музей Кастельвеккьо, Верона. Темпера по дереву.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/adoratio1.jpg)
Поклононение волхвов. 1435г. Стефано да Дзевио. Пинакотека Брера, Милан.
3. * Микелино дa Безоццо (активен между 1388 и 1445), также известен как Микелино де Молинари - итальянский живописец и миниатюрист ломбардской школы, работавший в стиле интернациональной готики.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/elogium1.jpg)
Генеалогичесоке древо Висконти. 1403г. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.
![](http://i888.photobucket.com/albums/ac89/das_gift/Trecento/elogium.jpg)
Панегирик для Джангалеаццо Висконти. 1403. Микелино да Безоццо. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра на пергаменте.
4. * Гонзага (итал. Gonzaga) - древний итальянский княжеский род. Наследные правители (тираны) Мантуи с 1328 по 1708 год. C 1433 года - маркизы (маркграфы), с 1530 - герцоги.
5. * Никколо Пиччинино (итал. Niccolò Piccinino; 1386(1386), Перуджа - 1444, Милан) - итальянский кондотьер.
6. * Кондотье́ры (от итал. condotta - договор о найме на военную службу) - в Италии XIV-XVI вв. руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев. Каждый отряд группировался вокруг кондотьера, который созывал и распускал отряд по своему усмотрению, заключал договоры (кондотты) на ведение военных операций, получал деньги (soldo - «плата», см. солдат) и расплачивался с наёмниками. Случалось, что кондотьеры захватывали власть в городах, основывая синьории. В рядах кондотьеров было немало авантюристов. Часто кондотьеры после получения платы за свою работу переходили из одного воюющего лагеря в другой и шантажировали своих нанимателей.
7. * Святой Евстахий - римский полководец, умерший в царствование императора Адриана (II в. до н. э.) мученической смертью и причисленный к лику святых. По преданию, принял христианство после того, как на охоте среди рогов преследуемого им оленя ему явился образ распятого Христа.
8. * Куропатка. - в своем положительном значении используется как символ, церкви и истины (Христа).
Но обычно служит символом обмана и воровства, а в более общем смысле - символом дьявола:
«Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется при конце своем».
Иер. 17:11
Св. Иеронимом следующим образом:
«Как куропатка откладывает яйца и высиживает птенцов, кои никогда за нею не последуют, так и нечестивый располагает богатством, каковое ему по праву не принадлежит, и которое он принужден оставить, когда наименее того желает».
Согласно Екклесиасту, куропатка в клетке представляет собой тщеславного человека, который радуется несчастьям ближних.
По словам Св. Амвросия:
«Куропатка, от римлян получившая свое имя perdendo, а в просторечии именуемая kore (кричать, вопить), есть Сатана, искушающий толпы своим гласом» (Керл-46).