Сассетта (Sassetta)

Jul 17, 2010 15:30

Сассетта (итал. Il Sassetta, настоящее имя Стефано ди Джованни, итал. Stefano di Giovanni; 1392, Сиена - 1450/1451, там же) - итальянский художник сиенской школы.
Стефано ди Джованни Сассетта - центральная фигура пятнадцатого века - «серебряного века» сиенской живописи. С его творчеством связан новый расцвет сиенской школы.

Место и дата рождения Стефано ди Джованни неизвестны.

Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины он получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана» (Arte della lana), которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». К сожалению, как это часто случалось с подобными старыми алтарями, в 1777 году этот алтарь был разобран, разные его части разошлись по разным музеям, и центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь состоял из множества картин, написанных на деревянных досках: «Коронование Марии», «Благовещенье», «Св. Фома», «Св. Антоний*-аббат», четыре отца церкви - святые Иероним, Григорий, Амврозий и Августин, четыре святые покровителя Сиены - Ансаний, Виктор, Савин и Кресцентий, а также фигуры пророков Илии и Елисея (которые сохранились, и находятся в сиенской Пинакотеке). Из крупных частей алтаря сохранилась только одна картина - «Св. Антоний-отшельник» (Сиена, Пинакотека). Однако сохранилось много небольших картин пределлы - две сцены из жизни св. Антония (Сиена, Пинакотека), «Сожжение еретика» (Мельбурн, музей), «Установление евхаристии» (Сиена, Пинакотека), «Чудо священного таинства» (Барнард Кастл, Музей Боуз), «Фома Аквинский, молящийся перед алтарем Богоматери» (Будапешт, Музей изящных искусств), и «Фома Аквинский, молящийся перед крестом» (Ватикан, Пинакотека). Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов*, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал - прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века.



Святой Антоний-отшельник, терзаемый демонами. 1423г. Сассетта. Национальная пинакотека, Сиена.





Смерть еретика на костре. 1423г. Сассетта. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.



Чудо евхаристии. 1423г.Сассетта. Барнард Кастл, Музей Боуз (Bowes Museum)
a>



Св. Фома, вохновленный святый духом. 1423г. Сассетта. Музей изящных искусств, Будапешт. Темпера по дереву.



Св. Фома молящийся перед крестом. 1423г. Сассетта. Пинакотека, Ватикан.



Святой Иероним* (деталь) 1423г. Сассетта. Национальная пинакотека, Сиена

В 1430 году Сассета получил заказ на картину для алтаря Св. Бонифация в сиенском соборе. Над этим алтарем он работал с 1430 по 1432 год. В центральной его части он изобразил Мадонну с младенцем и ангелами, в окружении святого Франциска, Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла. Самой интересной частью алтарной картины является ее пределла с историей основания римского храма Санта Мария Маджоре. Название «Снежная Мадонна» этот алтарь получил именно из-за пределлы, поскольку в день когда закладывался фундамент Санта Мария Маджоре, и освящалось место закладки (5 августа 356 года), в Риме неожиданно выпал снег. Этот момент и изобразил на одной из картин пределлы Сассетта. К сожалению, этому алтарю тоже не повезло - большая часть картин пределлы была переписана в XIX веке. Однако из того, что осталось, видно, как Сассетта пытается применить новые представления о пространственной перспективе связав их со своими «готическими» приемами: несмотря на открытость горизонта в картинах пределлы, у него вновь получается не реальное, а «мистическое» пространство, в котором разворачивается сюжет.



Мадонна с младенцем и святыми. 1430-32 гг. Сассетта. Галерея Уффици, Флоренция.



Основание храма Санта Мария Маджоре. 1430-32 гг.Сассетта. Палаццо Питти, Флоренция.

После этой работы в Сиене практически не было художника, который бы в той или иной степени не испытал влияния Сассетты. Исторические документы не сообщают, чем занимался Сассетта с 1433 по 1436 год, поэтому реконструкция его творчества в этот период носит предположительный характер. Вероятно в это время он написал алтарную картину для церкви Сан Доменико в Кортоне «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми» (ныне - Кортона, Музей округа), в которой сохраняется влияние готики, однако фигуры святых в нем вызывают ассоциации с творениями Фра Анжелико, художника мистического, и, вероятно, близкого Сассетте по духу.



Мадонна с младенцем и четырьмя святыми. 1435г. Сассетта. Музей Диочезано, Кортона. Темпера по дереву.

В 1437 году Стефано ди Джованни получает большой (и в денежном отношении весьма внушительный) заказ на изготовление алтаря для церкви Сан Франческо в г. Борго Сан Сеполькро, работа над которым продолжалась до 1444 года. Алтарь изготавливался в сиенской мастерской Сассетты и по частям перевозился в Борго Сан Сеполькро.

Это было большое, напоминающее «Маэста» Дуччо, произведение, расписанное с двух сторон. На обращенной к прихожанам стороне размещалась «Мадонна с младенцем на троне», на обратной стороне «Св Франциск во славе», а по бокам от него восемь сцен из его жизни. Однако, время было беспощадно и к этому алтарю: в 1752 году он был разобран, хранился в подсобном помещении, а в XIX веке то, что от него осталось, было распродано в разные коллекции.

Сегодня можно видеть его части: «Мадонна на троне со св. Антонием и Иоанном Богословом» (Париж, Лувр), «Св. Франциск во славе» и «Иоанн Креститель» (Сеттиньяно, коллекция Б.Бернсона), картины с обратной стороны - «Восемь сцен из жизни св. Франциска» (из них семь - Лондон, Национальная галерея, и одна - Шантийи, музей Конде). Сохранились три панели из пределлы алтаря с изображениями «Чудес Блаженного Раньери Разини*» - две в Лувре, Париж, одна в Берлин-Далем. Этот несомненный шедевр долгой работы и великого искусства Сассетты выражает идеальные устремления угасающей сиенской цивилизации.



Мадонна с младенцем и святыми. 1437-44 гг.Сассетта. Лувр, Париж.



Экстаз святого Франциска.1437-44 гг.Сассетта. Вилла и Татти, Сеттиньяно. Темпера по дереву.



Экстаз святого Франциска. Деталь. 1437-44 гг.Сассетта. Вилла и Татти, Сеттиньяно. Темпера по дереву.



Получение стигмат святым Франциском. 1437-44 гг.Сассетта. Национальная галерея, Лондон. Яичная темпера по тополю.



Обручение святого Франциска с Бедностью. 1437-44 гг.Сассетта. Музей Конде, Шантильи.



Благословенный Раньери освобождает бедняка из тюрьмы во Флоренции.1437-44 гг.Сассетта. Лувр, Париж.



Благословенный Раньери является кардиналу во сне. 1444 гг.Сассетта. Государственные музеи, Берлин.

Стефано ди Джованни написал множество прекрасных «Мадонн», хранящихся ныне в разных музеях мира. Отдельная тема - «Мадонна со св. Иеронимом и Амвросием» из сиенской церкви Оссерванца, и ряд сцен из жизни св. Антония, которые сегодня приписываются Мастеру Оссерванца. До сих пор не все с такой точкой зрения согласны. Среди художников, на которых Сассетта оказал непосредственное влияние, можно назвать Сано ди Пьетро и Пьетро ди Джованни д'Амброджо.



Мадонна Умиление. 1432-36. Сассетта. Государственные музеи, Берлин.

Сассетта умер в 1450 году в Сиене, работая над фресками Порта Романа (Римских ворот), из которых сохранилась лишь «Слава ангелов» на своде. Он был женат (1440 г.) на Габриэлле ди Буччо ди Бьянкардо. У них было трое детей, из которых старший, Джованни ди Стефано, стал скульптором. После смерти имя Сассетты было довольно скоро забыто. Оно вновь явилось на свет только в XVIII веке в результате изучения исторических документов.

И еще пара иллюстраций - эти произведения некоторые поп-справочники по искусству относят к "обязательным для просмотра".



Путешествие волхвов. 1435г.Сассетта. Музей Метрополитэн, Нью-Йорк. Темпера и золото по дереву.



Встреча святого Антония и святого Павла Фивейского. 1440 г.Сассетта. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

1. * Кармелиты. См. здесь


Герб кармелитов.

2.* Мастер Оссерванца или Мастер триптиха из Оссерванца (итал. Maestro di Osservanza, работал приблизительно в 1430-1480-х годах в Сиене) - итальянский художник, сиенская школа. Обнаружен искусствоведом Роберто Лонги.



Воскресение. 1445г. Мастер Оссерванца. Институт искусств, Детройт. Темпера и золото по дереву.



Рождество Марии. 1428-1439 гг. Мастер Оссерванца. Асчиано, Музей религиозного искусства.

3. * Антоний Великий, преподобный (около 251, Кома, Египет - 356, Дейр-Мари) - раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере.C детских лет отличался благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения. Услышав же через время слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), Антоний поручил сестру известным ему христианкам, покинул свой дом и служил Богу под руководством одного старца.

Вскоре Антоний уединился вглубь Фивадской/Фиваидской пустыни и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой только шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка поддаваясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом - (самый популярный сюжет в искусстве относительно Антония, по частотности - практически единственый! - das_gift)- наложил на себя ещё более трудные обеты, c приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, избавивший святого от страданий и сообщивший, что Он был рядом все время. В конце концов Антоний восторжествовал над дьяволом, его слава распространилась повсюду, у него появились многочисленные ученики и последователи.
После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина* в 311 году он посетил Александрию, одобрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше - на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акабы в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле.
Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским*, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство*.
Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Это послужило поводом к тому, что он лично выступил на собрании, опровергнул не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказывало очень сильное воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.
При византийском императоре Юстиниане (527-565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем - в Константинополь (около 623 года), а в 980 году - в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л'Аббеи) близ Вьенна (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Голова преподобного Антония с 1491 года покоится в г. Арль в церкви святого Юлиана.
Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания. Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника - аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.
Преподобный Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника - аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей - Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др.).

4.* Павел Фивейский, Павел Египетский, Павел Отшельник (умер ок. 341 г.) - первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным.

Сведения о жизни Павла Фивейского крайне скудны, практически единственным источником биографической информации является его житие, которое впервые приводит Иероним в своём труде «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus).
Согласно ему Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249-251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя.
Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до его смерти последнего и похоронил отшельника. Согласно житию, св. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях.
Традиционно датой его смерти считается 341 год.

5.* Святой Раньери (Rainerius) (с. 1115 / 7 - 1160) является покровителем Пизы и путешественников. Его праздник празднуется 17 июня. Его имя также может быть написано Raynerius, Rainerius, Ренье, Rainieri, Раньери, Раньероили, Ренье.
Родился Раньери в семье процветающегл торговца и судовладельца, в молодости много путешествовал. В своем путешествии однажды встретил святого человека, корсиканского дворянина Альберто, который был очень известен своей помощью бедным. Раньери был так впечатлен, что решил стать хрошим христианином. Он объявлял себя купцом, когда добирался до святой Земли, но позже, решил отдать свои богатства и жить в полной нищете. Жил как отшельник, посетил все святыни в святой Земле. Имел много видений и откровений.
в 1153 году вернулся в Пизу и вступил в монастырь святого Андрея Первозванного, а впоследствии в монастырь святого Витта. Получил известность как проповедник, его считали святым еще при жизни. Победил много демонов, совершил множество чудес. Был похоронен в соборе Пизы.
Был канонизирован папой Александром III.
С ростом влияния Пизы культ Раньери распространился по всей территории Средиземноморья. В 1632 был избран покровителем города Пизы, его тело в 1689 году было перезахоронено под алтарем собора.
Часто изображается как бородатый отшельниц во власянице, как молодой паломник, побеждающий чертей или умирающий во власянице.

6.* Цезарь Галерий Валерий Максимин Август (лат. Galerius Valerius Maximin, цезарь с 305 г, август с 309 г, ум. в 313 г)- вошедший в историю под именем Максимин Даза (или Дайа), римский император.


Максимин Даза был одним из последних императоров, враждебно настроенных к христианам, но свирепствовать в полной мере он не мог, так как христианство к этому времени обладало большой реальной силой, имея покровителей в верхах Римского государства и даже при императорских дворцах; церковь владела уже немалыми материальными ресурсами, в том числе рабами и землей, которые переходили к ней по завещаниям знатных и богатых христиан. Максимин Даза попытался придать языческой религии подобную же организацию и учредил религиозную администрацию, сходную с христианской.

7.* Арианство - одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв.

Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256-336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306-337), сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить эту проблему. Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть «Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу»

общественная жизнь, монашеские ордена, христианские святые, библейские сцены и персонажи, Сиена, Проторенессанс, Италия, Сассетта, Пиза, темпера, 15 век, Тоскана

Previous post Next post
Up