Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Часть 1.

May 30, 2010 14:23

Джотто. Джотто - особенная фигура, его нельзя через запятую, галопом, по основным датам - слишком значимый. Достоин пары постов, как минимум - слишком много работ, которые хочется показать, слишком много символов-историй, которые хочется расшифровать - хоть парой строчек. Краткоинформативность как стиль я попытаюсь соблюсти, но вот таким хитрым двух (или даже трех) постовым способом. Всячески рекомендую ознакомиться с Джотто поближе, и клянусь - то, что выглядит великолепно на фотографии, выглядит незабываемо наяву - реальная возможность постоять в воздухе семисотлетней давности, в мире, которого нет - со мной так было в церкви Санта-Кроче - фрески смотрели на меня, а не я на них, я - предмет их исследования - пристального и потустороннего. У Джотто невероятное умение совмещать два плана - земной и неземной, причем, в одной плоскости - такое немногим удавалось.- das_gift.

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276-1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Легенда о том, что Чимабуэ увидел пастушка Джотто, столь великолепно рисующего овцу, что Чимабуэ немедленно взял мальчика себе в ученики - все-таки только легенда.


Портрет Джотто ди Бондоне работы Джорджо Вазари.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника - сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304) .
Цикл состоял из двадцати восьми больших композиций на стенах продольного нефа базилики Сан Франческо. Сюжетной основой цикла является «Большая легенда»(«Legenda Maior») * св. Бонавентуры, написанная в 1266 году - названия глав которой были подписаны под соответствующими фресками - и три жизнеописания, написанные братом Фомой из Челано. Прототипом для этого цикла мог служить не дошедший до наших дней цикл Пьетро Каваллини в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между 1296 и 1304 гг.

Однако фрески в Ассизи сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями Джотто. Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.
Это был первый и самый обстоятельный цикл изображений св. Франциска. К огромному сожалению из-за землетрясения, произошедшего осенью 1997 года рухнули своды с бесценными фресками, похоронив под своей массой четырех человек.

Цикл объединен программой, отражающей главные идеи францисканства, а в том, что касается личности основателя ордена, этот живописный декор отражает идею сопоставления Франциска с Христом.



Фрески в четвертом простенке нефа. 1290-е гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.*



Легенда о святом Франциске. 4. Чудо с распятием.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошёл до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошёл в неё, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростёрся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, - ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств.



Легенда о святом Франциске. 6. Сон Иннокентия III. 297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
…через несколько дней - может быть, по молитвам Святого и его собратьев - Папа увидел в видении, как Латеранская базилика устрашающе рушится, колонны подламываются, своды осыпаются. Но внезапно является бедный брат из Ассизи, растёт и растёт, достигает гигантских размеров и подставляет спину падающему зданию. Как по волшебству стены восстанавливаются, и храм обретает устойчивость. Иннокентию III нетрудно было разгадать символ и проникнуть в смысл видения: Бог хотел воспользоваться этим человеком, чтобы восстановить Свою Церковь, которой угрожают еретики и дурное поведение христиан.



Легенда о святом Франциске.8. Видение сияющей колесницы. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
...Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду.



Легенда о святом Франциске. 9. Видение небесных престолов. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
…однажды брат Пацификус, молившись с ним вместе в церкви, был вознесён в экстазе, и увидел несколько тронов в небесах, и был среди них один, превосходивший остальные по роскоши, весь украшенный драгоценными камнями. И он вопросил себя, для кого может быть предназначено столь великолепное место, и тут голос сказал ему: «Сие было место ангела, и теперь оно сохранено для смиренного Франциска».



Легенда о святом Франциске. 10. Изгнание демонов из Ареццо.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
...Случилось однажды, что Франциск пришёл в Ареццо, и был весь этот город разрушен от вражды между горожанами. Приблизившись к стенам, он узрел демонов, возрадовавшихся вражде и пробуждающих в душах жителей желание уничтожать друг друга; так что позвал он брата, звавшегося Сильвестром, человека Божьего, достойного и простого, и сказал ему: «Ступай к воротам города и от лица Господа Всемогущего прикажи демонам быстро покинуть его». Брат поспешил к городским воротам, читая псалмы во славу Божью. И крикнул он затем во весь голос перед входом в город: «Во имя Всемогущего Господа и по приказу отца нашего Франциска, изыздите, демоны!». И вернулся мир в Ареццо, и стали люди спокойными снова.



Легенда о святом Франциске. 12. Экстаз святого Франциска.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
…несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружён ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нём желание подражать образу жизни малых братьев.



Легенда о святом Франциске. 15. Проповедь птицам. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
...Неподалеку от Каннары в одно свежее весеннее утро они увидали множество птиц, которые весело щебетали на цветущих ветвях. Таинственная сила приблизила к ним Франциска, и тотчас птицы взлетели кругом него и уселись ему на плечи, на голову, на руки. Изумленному спутнику Франциска показалось, что перед ним не явь, а сон, что Адам неслыханным чудом вдруг вернулся в состояние невинности и беседует со зверями и птицами. А Франциск, как будто всё происходило естественным порядком, велел своим певчим друзьям умолкнуть, после чего начал проповедь, увещевая птиц всегда восхвалять Господа, питающего и одевающего их с неизреченной любовью. Под конец он осенил их крестным знамением и отпустил летать и петь. Некоторое время он понаблюдал, как они взмывают в воздух, машут крыльями и распевают нежные песни, потом снова пустился в путь.



Легенда о святом Франциске. 19. Стигматизация святого Франциска. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
…летом следующего года Франциск отправился на гору Верна - провести там пост в честь св. Михаила Архангела. (…) Франциск хотел кровью запечатлеть свою любовь. Он не мог пострадать от руки людей, теперь он беспрестанно молил о том Бога. Внезапно сверхъестественный свет разлился в небе, освещённом зарей, и в ярком зареве Франциск, охваченный экстатическим порывом, узрел Человека, распятого на Кресте. Два крыла серафима над головой, два крыла раскрыты, два крыла закрывают спину. Когда видение исчезло, из плоти его точилась кровь. Кровавые раны зияли на его руках и ногах, как будто он претерпел казнь через распятие. На ладонях и ступнях виднелись затвердения, похожие с одной стороны на головки гвоздей, с другой - на их заострённые и искривлённые концы. На ребре виднелась широкая рана с красными краями, откуда струилась по телу кровь, марая одежду.



Легенда о святом Франциске. 20. Смерть и вознесение святого Франциска. 1300г. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
…смерть предстала ему как блаженная, как сестра избавительница, едва лишь он увидел, что перед ним тот же путь, которым прошёл Христос, вознёсшийся к славе Отца. И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». В этот миг сердце его перестало биться. Бог исполнил последнюю его просьбу. Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звезды.



Легенда о святом Франциске. 22. Подтверждение стигматов.1300г. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска.
Тело Святого, которое перед смертью было давно почерневшее от болезни, стало прекрасным, оно сияло великой чистотой и видом своим доставляло утешение. Все его члены, поначалу окоченелые, стали мягкими и обрели гибкость, свойственную телу младенца… В самой середине рук и ног были не отверстия от гвоздей, но сами гвозди, образовавшиеся из его плоти, даже возросшие с самой плотью, сохранявшие тёмный цвет, и правое ребро орошалось кровью.

1. * «Legenda major» (Большая легенда)(1263)- самое известное жизнеописание святого Франциска, его составил Бонавентура из Баньореджо. В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. "Большая легенда" является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» - Vita Prima и Vita Secunda - Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни.

2. * Фома Челанский.
1) Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 - 1229)
Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году.

2) Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 - 1247) [далее: Челано II].
«Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено

3) Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 - 1253)
Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов - мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал.

3. * Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, около 1259-1344) - итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи. Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.) и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.). Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность. Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто и других молодых художников Италии.



"Страшный суд" (фрагмент),1293 г. Пьетро Каваллини

христианские святые, 13 век, 14 век, Ассизи, Святой Франциск, Мастер святой Цецилии, Чимабуэ, художественные термины, Джорджо Вазари, исторические деятели, монашеские ордена, Ченнино Ченнини, книги, Проторенессанс, Джотто ди Бондоне, Италия, Флоренция, фреска, Тоскана

Previous post Next post
Up