Амброджио Лоренцетти

May 26, 2010 15:51

Амброджио Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1295, Сиена - 1348, там же) - итальянский живописец сиенской школы, младший брат Пьетро Лоренцетти.

Дата рождения Амброджио Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Ее относят примерно к 1290-м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»

До 1319 года имя Амброджио Лоренцетти нигде не обнаруживается, а первое его подписанное и датированное произведение - "Мадонна с младенцем" (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза).



"Мадонна с младенцем" 1319 Амброджио Лоренцетти. Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза, темпера по дереву.

Достаточно любопытное произведение - не слишком заметна традиционная сиенская плавная линия, объемность и масса заметны гораздо больше - да просто бросаются в глаза! - вполне "флорентийские признаки" - Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние "флорентийца" Джотто можно проследить и в последующих произведениях Амброджио.
Интерес Амброджо Лоренцетти к достижениям флорентийской школы выражался также и в неоднократных поездках художника во Флоренцию. В 1328-30 годах Амброджо уже числится среди членов флорентийской корпорации «Арте деи Медичи э Спечиали» (цеховое объединение врачей и аптекарей, куда стали входить и художники). Неудивительно, что его "флорентийская предрасположенность" нашла отражение в работах этого периода - "Мадонна с младенцем" (Милан, Пинакотека Брера), "Распятие" (Сиена, Пинакотека), "Мадонна с младенцем" (Нью-Йорк, музей Метрополитен), а также во фресках, написанных в сиенской церкви Сан Франческо.



"Мадонна с младенцем" 1319 Амброджио Лоренцетти. 1340-45 Милан, Пинакотека Брера, темпера.

Далее - "Мученичество францисканцев" и "Обет св. Людовика Тулузского", которыми так восхищался Вазари. Эти фрески относят к 1324-27 годам. В "Мученичестве францисканцев" - сцена из истории Францисканского ордена. В 1277 году семь проповедников - францисканцев были казнены в марокканском городе Сеута по приказу султана.
Даже плохая сохранность фрески дает возможность увидеть несосомненные достижения Амброджио Лоренцетти в изображении реального пространства и в искусном изображении драматизма - в сравнении в флорентийскими учителями.



"Мученичество францисканцев". 1330 г. Амброджио Лоренцетти. церковь Сан-Франческо, Сиена, фреска.



"Обет святого Людовик Тулузского". 1324-27 гг.Амброджио Лоренцетти. церковь Сан-Франческо, Сиена, фреска.

В 1330 году Амброджо пишет фреску «Маэста» в капелле Пикколомини церкви Сан-Агостино в Сиене.

Эта небольшая, пространственно" неудобная" - пространство небольшое, недобно ограниченное - фреска мне очень понравилась - очень красивые "переползающие", слабоконтрастные оттенки, общая молчаливость и незримое присутствие света - свет и просветленность, так и воспринимается, они тут самые главные - das_gift.



Маэста. 1330-е гг. Амброджио Лоренцетти. , Сиена, фреска.

В этот период, судя по всему, Амброджо освобождается от чрезмерной флорентийской зависимости, и вырабатывает свой индивидуальный стиль, для которого будет характерно как
мастерское изображение пространства, так и найденная точка равновесия между передачей объёма и красотой линии. Этими новыми свойствами окрашены произведения, созданные Лоренцетти в 1330 - 40х годах. В первую очередь среди них следует назвать удивительный "Полиптих св. Михаила" (1330-35, Ашиано, Музей религиозного искусства) - действительно замечательная и примечательная вещь! - das_gift, "Полиптих" из церкви Санти Пьетро э Паоло, Роккальбенья, "Сцены из жизни св. Николая" (1332 г., Флоренция, Галерея Уффици)



"Св. Михаил". 1330-35 гг. Амброджио Лоренцетти. Музей религиозного искусства, Ашиано, дерево, темпера.



"Сцены из жизни святого Николая". 1332 г. Амброджио Лоренцетти. Галерея Уффици, Флоренция. Дерево, темпера.



"Сцены из жизни святого Николая". 1332 г. Амброджио Лоренцетти. Галерея Уффици, Флоренция. Дерево, темпера.

Удивительное произведение "Кормящая мадонна" - где мадонна не просто небесная царица - наверное, первая такая трактовка этой темы.


"Кормящая мадонна" 1330 г.Амброджио Лоренцетти. Палаццо Арчивесковили, Сиена. Темпера, дерево.

Так же следует назвать и панели полиптиха из церкви Санта Петронилла - "Мадонна младенцем", "Св. Доротея", "Св. Магдалина", "Успение" (Сиена, Пинакотека), большую алтарную картина "Маэста", написанную им для собора Муничипио в Масса Мариттима (1335 г.). Во всех этих работах видна изобретательность художника и раскованность его кисти. В этих картинах присутствует и нечто новое - психологизм, который объединяет персонажей в единый сюжет. Его образы становятся всё менее символическими и всё более человечными, а их жесты более естественными. В этом отношении Амброджо Лоренцетти заглянул далеко вперед, однако следующее поколение сиенских художников по большей части перенимало у Лоренцетти внешнюю, декоративную канву, которая так ярко характеризует сиенскую художественную школу в целом.



"Мадонна с младенцем, святой Марией Магдалиной и Святой Доротеей". 1325г. Амброджио Лоренцетти. Национальная пинакотека, Сиена. Дерево, темпера.

В этот же период, в 1335 году, Амброджо совместно со своим братом Пьетро создает фрески на фасаде Санта Мария делла Скала в Сиене, в которых были изображены «Сцены из жизни Марии». Об этих фресках сообщает Вазари, но они, к сожалению, не сохранились. Около 1340 года он пишет фреску "Маэста" в лоджии сиенской ратуши - Палаццо Пубблико, которая дошла до наших дней в неважном состоянии. После того, как Симоне Мартини, который был в 1330х годах как бы официальным художником сиенского правительства, по приглашению папы отбыл в Авиньон для работ над новой папской резиденцией, его место, опять же полуофициально, занял Амброджо Лоренцетти. Вероятно поэтому он в 1337 году получил большой заказ на роспись зала Девяти (главного зала правительства) в сиенском Палаццо Пубблико. Известность Амброджо как весьма искусного мастера живописи к тому времени распространилась по Тоскане.

К последним его работам, созданным после фресок в сиенской ратуше, относят два великолепных произведения - "Принесение во храм", которое он написал для Оспедалетто в Монна Аньезе (1342 г., ныне - Флоренция, Уффици), и "Благовещенье", которое раньше находилось в сиенской ратуше (1344 г. Сиена, Пинакотека). Это зрелые работы, написанные уверенной рукой большого мастера, с прекрасно выписанным архитектурным антуражем и безукоризненно расставленными фигурами в "Принесении во храм", и чеканными контурами ангела и Богоматери в "Благовещеньи".



"Принесение во храм". 1342г. Амброджио Лоренцетти. Галерея Уффици, Флоренция. Темпера.



"Благовещение". 1344г. Амброджио Лоренцетти. Национальная пинакотека, Сиена. Дерево, темпера.

Наряду с Дуччо и Симоне Мартини, Амброджо Лоренцетти является крупнейшим итальянским художником первой половины XIV века. Дата его смерти неизвестна. Согласно сиенской традиции Амброджо умер в 1348 году во время эпидемии чумы в один год со своим братом Пьетро.

Самым известным и выдающимся произведением Амброджо Лоренцетти являются фрески, написанные им в зале Девяти сиенской ратуши - Палаццо Пубблико. Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти - высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время.



"Аллегория доброго правления" 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико.Фреска.



"Аллегория доброго правления", деталь. 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.

В центре «Аллегории доброго правления» изображена большая фигура старца в украшенной драгоценными камнями одежде, сидящего на троне. В левой руке он держит щит с изображением городской печати, а в правой скипетр. Он спокоен и величественен. У его ног мифическая волчица - основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города. Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены. Над этим символом парят три аллегории добродетелей - Вера, Надежда, Любовь, а по сторонам от него расположились - Мир, Сила, Благоразумие, Правосудие, Умеренность, и Великодушие.
Самой интересной фигурой в этом наборе несомненно является та, что олицетворяет Мир - она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке; от неё действительно исходит мирное спокойствие. Интересна и фигура Правосудия, находящаяся несколько особняком в левой части. На чашах весов правосудия разместились ангелы, один в красной одежде, коронующий человека с пальмовой ветвью в руке, и рубящий голову другому, и другой ангел в белой одежде, который протягивает коленопреклоненному человеку две меры длины и зерно. Уровнем ниже изображена иная, земная ипостась Правосудия, сидящая не на «горнем престоле», а на обычном кресле; на её коленях покоится гигантский рубанок - намек на всеобщее равенство перед законом. В этом же уровне фрески Лоренцетти написал большое скопление народа, среди которого, возможно, есть и портреты реальных людей той эпохи.

На восточной стене разместилась фреска «Плоды доброго правления». Лоренцетти вложил в неё все представления о счастливой мирной жизни: тучнеют стада, в полях растет виноград и мирно трудятся крестьяне, в городе жизнь бьет ключом - идет строительство, торгуют лавочки, люди развлекают себя играми, а в центре сцены беспечные, модно одетые девицы водят хоровод. Интересно, что в части, изображающей сельскую местность, Амброджо Лоренцетти топографически точно передал её вид, так что до сих пор эти места можно узнать. По всей вероятности он пользовался предварительными зарисовками. У входа в городские ворота художник изобразил парящую в небе аллегорическую фигуру Безопасности; она юна и прекрасна, но в руке держит маленькую виселицу с повешенным преступником - предупреждение всем, кто может прийти в процветающую Сиену с дурными намерениями.



"Плоды доброго правления в городской жизни". 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.



"Плоды доброго правления в деревне".1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.



"Плоды доброго правления в деревне". Деталь. Фигура Безопасности. 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.

На западной стене, напротив «Плодов доброго правления», для пущего контраста находится большая, но в основном утраченная фреска «Плоды дурного правления», в которой так же был изображен не только город, но и его пригороды. В центре композиции во всем своем ужасном могуществе восседает воплощение Тирана - на голове рога, во рту клыки, а у ног чёрный козёл. В левой руке он держит бокал с ядом. Над ним парят Жадность - старуха с денежными мешками в тисках, Гордость, торжественно показывающая ярмо, от которого она освободилась, и Тщеславие, любующееся собой в зеркало.
Слева от Тирана изображена Жестокость, которая в одной руке держит младенца, а в другой змею; далее, Измена, держащая на руках ягненка с хвостом скорпиона, и Обман с крыльями летучей мыши, держащий в руках жезл.
Справа от Тирана расположились Ярость - смесь кабана, кентавра и льва с кинжалом в руке, Раздор, в одежде с геральдическими цветами Сиены (чёрный и белый) - на одной стороне платья написано «да», на другой «нет», который пилой разделяет согласие, и Война со щитом и мечом в руках. У ног Тирана изображены сломанные весы и поверженное Правосудие. Слева от этой композиции можно видеть разграбленный город, в котором каждый день происходят убийства и грабежи, далее простирается обездоленная земля с горящими домами, разрушенными замками и толпами мародеров. И над этой внушающей ужас картиной парит зловещая фигура Страха, в руках которой меч.



"Аллегория дурного правления" 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.



"Аллегория дурного правления" Деталь. 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.



"Плоды дурного правления в деревне" Деталь. 1337-39 гг.Амброджио Лоренцетти. Сиена, Палаццо Пубблико. Фреска.

Изобразительная программа этого цикла ясна в целом, но не во всех деталях. Художник использовал аллегорию для выражения нравственных и политических идеалов. В этих фресках со всей ясностью выражена идея мирного разумного начала обеспечивающего процветание, и дурного, неразумного начала, сеющего разрушение и хаос. Интересно, что во времена Вазари эти фрески именовали «война» и «мир». Главной задачей художника было дать наглядный пример разумного подхода к организации жизни, под которым подразумевалась деятельность сиенского правительства, и изобразить то, чего следовало во всех случаях избегать - человеческих пороков, ведущих к разрушению и смерти. Таким образом, цикл фресок был поделен на изображение "Аллегории доброго правления" и "Плодов доброго правления", и на "Аллегорию дурного правления и его последствий". Надо учитывать, что названия фрескам даны современными учеными. Всего в зале было расписано три стены.

Документы, связанные с началом работ над фресками не сохранились. До наших дней дошли только счета по оплате работ с 26 февраля 1338 года по 29 мая 1339 года, из которых следует, что Амброджо в этот период заработал 113 флоринов. Внизу фресковой композиции на северной стене сохранилась подпись художника. Уже во второй половине XIV века часть фресок требовала реставрации, которую, возможно, осуществил Андреа Ванни. Больше всего пострадала живопись на западной стене, там отсутствуют целые фрагменты. Последняя реставрация фресок была проведена в 1985-87 годах.

Уникальность этих фресок Лоренцетти заключается в том, что в столь большой и политически важной аллегории он обошёлся без религиозных сюжетов и ссылок на Библию. Такая программа фрескового цикла для пропитанной христианским духом средневековой Сиены была абсолютным новшеством. Амброджо Лоренцетти в своей работе практически полностью основывается на реальной политической истории. Мир, изображаемый им, приобретает более конкретный, современный художнику облик, наполняется множеством мотивов и эпизодов реальной жизни.

1. * Францисканский орден - Франциска́нцы, (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») - католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. Орденское одеяние - темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии

2. * Святой Людовик Тулузский - Святой Людовик Анжуйский, епископ Тулузы (9 февраля 1274, Ночера Инферёре - 19 августа 1297, Бриньоль) - второй сын Карла II Хромого, короля Неаполя, и Марии Венгерской, внучатый племянник Людовика Святого. Епископ Тулузы в 1297 г. Канонизирован Католической Церковью в 1317 г.Отказавшись от короны, Людовик Анжуйский вступил в орден францисканцев, приняв обеты бедности, послушания и целомудрия. Святой Людовик Тулузский стал особенно почитаемым у монахов - францисканцев, в 1423 году перенёсших его мощи в Валенсию. В католической иконографии святой Людовик Тулузский изображается юношей - епископом, часто с отвергнутой короной у ног.

3. * Святой Николай - Святитель Николай; Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай; ок. 270 - ок. 345) - христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. По легенде, вернувшись из Палестины, Николай отправился в Мир. Именно в это время только что умер архиепископ Мира, и местное духовенство решило, что тот священник, который наутро первым войдет в церковь, будет возведен в сан епископа. В то утро Николай пошел в церковь помолиться, и в результате был избран на должность епископа.
В европейском фольклоре прототип Санта-Клауса.

Сюжеты, связанные со святым Николаем.
1) Николай пришел помочь одному знатному, но обнищавшему человеку, которого бедность заставила отправить трех своих дочерей зарабатывать собою. Три ночи святой подбрасывал в окно дома по кошельку с золотом, чтобы обеспечить приданым каждую из дочерей. На третью ночь он был обнаружен, но убедил отца молчать о сделаном. Николай в светской одежде, изображается бросающим кошелек (золотой шар) в окно комнаты, где отец дочерей сидит, обхватив голову руками. Дочери пребывают в постелях или сидят, заливаясь слезами.
О его жизни имеется несколько историй. Одна из наиболее известных повествует о том, как, услышав о неком знатном горожанине, потерявшем все свои деньги, Св. Николай обеспечил его трем дочерям приданое, подбросив ночью в окно этого человека для каждой из дочерей по мешку золота. Когда Св. Николай подбрасывал третий мешок, этот человек заметил его, но Св. Николай упросил его хранить этот поступок в тайне.

2) Однажды, когда свирепствовал голод, Николай остановился на постоялом дворе, хозяин которого убил троих отроков и засолил расчлененные тела, чтобы кормить ими своих постояльцев. Николай чудесным образом воскресил их. Дети изображаются стоящими в кадке; святой в епископском облачении осеняет их крестным знамением. Хозяин гостиницы на коленях молит о прощении, или убегает. Считается, что эта история поздняя интерпретация другой легенды о спасении от несправедливой казни трёх воинов. На средневековых витражах воины избражены в тюрьме-башне и кажутся детьми рядом с фигурой святого, которая имеет значительно больший размер. Когда первоначальная легенда забылась, было придумано другое "логичное объяснение" изображения.

3) Голод в Мире. Парафраз истории о насыщении Христом пяти тысяч. В период голода, когда в гавани Миры сгружались мешки с зерном, святой чудесным образом умножил их количество. Он стоит, наблюдая за грузчиками, а ангел(ы) снова наполняет трюмы.

4) Св. Николай усмиряет бурю. "Посмертное" чудо. Николай, призванный тонущими моряками, является им в небе и усмиряет волны.
Еще одна история повествует о паломничестве Св. Николая на Святую Землю, когда его судно чуть не затонуло во время шторма, но Св. Николай упрекнул море за шторм, и волны утихли.
Он стал святым покровителем моряков и путешественников, и его образ можно увидеть почти в каждом порту мира.

5) Юноша, пленённый жестоким языческим царем, заставившим его служить виночерпием, упомянул при царе о Св. Николае, чем вызвал гнев правителя. Николай явился в облаке славы и унес юношу к его семье. Сцена представляет собой сумятицу во время пира: царь и его свита в восточных одеждах с изумлением взирают на Николая в епископском облачении и с поднятым на руки юношей.

4. * Совет Девяти возглавлял систему управления Сиенской республики. Создан в 1292 г.
Система управления, сложившаяся к 1298 г., просуществовала семь десятилетий и получила наименование тирания Девяти. В социальном плане эта система представляла собой всевластие узкой верхушки торгово-финансовых кругов Сиены, противостоящей, с одной стороны, нобилям, а с другой стороны, - ремесленникам, мелким торговцам и нецеховому населению города. Правящий слой, таким образом, представлял в определённом отношении средний класс сиенского общества. Доступ к управлению получили только крупнейшие торговые корпорации и тесно связанный с ними цех сукнодельцев, то есть именно те группы, которые обеспечивали экономический подъём Сиены. Фактически в этот период Сиенское государство являлось олигархической республикой.

Верховная власть в период тирании Девяти была передана из Совета колокола, представлявшего интересы всей коммуны, в узкий Совет Девяти. Срок полномочий членов Совета Девяти составлял всего два месяца, однако они имели право назначать своих преемников, что обеспечивало сохранение власти внутри небольшой группы торгово-финансовой олигархии. Совет также назначал всех высших должностных лиц республики, офицеров её армии и контролировал деятельность подесты и капитана народа. Постановления Совета Девяти имели силу закона и не требовали дополнительного одобрения представителями народа. Даже члены Общего совета, формально являвшегося выразителем интересов коммуны в целом, назначались Советом Девяти. Государственные должности и коллегии, существовавшие в период ранней коммуны, были сохранены, но полностью утратили влияние на политику республики. Власть Совета Девяти была практически абсолютной.

общественная жизнь, христианские святые, Сиена, 14 век, Джорджо Вазари, исторические деятели, монашеские ордена, Пьетро Лоренцетти, аллегории, Мадонна, Проторенессанс, маэста, Италия, фреска, темпера, Тоскана, Амброджио Лоренцетти

Previous post Next post
Up