Кровь на фронтонах (мой сборник, часть первая)

Jul 22, 2012 02:10




Я неоднократно говорила (в том числе и здесь, в своём блоге), что в понятие "градозащита" я вкладываю очень широкий смысл. Я понимаю его шире, чем многие другие. Градозащита - это не только привычные многим "акции" и письма чиновникам. Вчера я написала, что считаю термин "градозащита" устаревшим, и пора переходить к градообороне. Но переход этот невозможен без активной работы с населением.

Вчера же (в том же посте) я написала про свою мечту. Некоторые считают её несбыточной. Я, конечно, оставила за собой право помечтать, но не обиделась. На сегодняшнем этапе мои собеседники правы, наверное. Население действительно "не раскачано". И первым шагом градообороны должна стать именно раскачка - надо, как и в прошлом, и в позапрошлом веке, "идти в народ". Открывать ему глаза на происходящее. Констатирую: все те, кто сегодня называют себя градозащитниками, от населения несколько дистанцируются. Вся "работа" сводится к разовым походам к чиновникам, опять же разовым беседам и написанию коллективных петиций. Пытаются выходить в СМИ, но данная часть работы тоже провалена: в этих "выходах в свет" я вижу лишь самолюбование на почве жажды пиара. Этот механизм буксует, колесо не вертится.

Что же нужно ещё? Собрания-лекции-листовки-прокламации? Опыт прошлого в помощь. В том числе и творческий. В прошлом и позапрошлом веках на умы людей влияло множество "самопальной" литературы, кружков и обществ. Литература - путь к сознанию. На мой взгляд, хороший, годный.  И не только литература, но и художественное искусство, и музыка. В общем, творчество. Это такая же градозащита, ничуть не менее значимая.


Сейчас нам вообще все карты в руки: ещё и радио, и ТВ прибавилось (в том числе и самопальное), и видеоблоги. Не надо мне писать, что-де население отупело, опупело и сбухалось. Я вижу, что это не совсем так. И ничуть не лучше было тогда, в прошлых столетиях. Такая же аморфная, оболваненная попами и смотрящая в рот царю-батюшке людомасса. И ярко выделяющаяся из неё другая часть. Мятежная, харизматичная, активная. И, по совокупности методов, раскачала же. Получилось. Так что, камрады, хороши все средства. Пора мутить творческий движ. Кто хочет - присоединяйтесь. Будем мутить. Планы есть. Буду рада и вашим: единомышленников ценю и люблю слушать (представление обо мне лучше составлять при личном, хотя бы для начала сетевом общении).

Скажете, просто болтаю - теоретизирую? Никак нет. Мой скромный вклад в дело раскачки - готовый сборник под названием "Кровь на фронтонах". Как поэзия, так и проза. Сто с хвостиком страниц "ворда" шрифтом № 12 при тенденции к увеличению их числа (сборник постоянно пополняется). На издание не претендую: издателю сейчас это, извините, на фиг не надо. Не про сиськи-письки же. И не про партию.  Попробуйте сами обзвонить издательства, предложить поэзию. Да ещё "крамольную" - про то, как город ломают. Издателей сейчас интересуют, помимо названных выше тем, псевдоисторические псевдороманы и книжки про то, как "соблазнить мущщину" и добыть много денег.

Скажете, что я просто хочу "погреться в лучах софитов"? Ребята, хотела бы - давно бы хвалила партию и была бы в кадре. Как эта... Как её... Петухова? Пеструшкина? Кочетова? Короче, девка с какой-то куриной фамилией. И, очевидно, с такими же мозгами. Язык у меня подвешен, опыт и образование позволяют, речь медийная, перед камерой вертеться учить не надо. Грелась бы, подогревалась и не писала бы "присоединяйтесь". В общем, вы поняли:-)

В общем, верные камрады-читатели shem8 и zhuravkov , а также Настя (nastya_slepych) и Ян (http://vk.com/id31738590) своей поддержкой (устной и в комментариях) сподобили-таки меня выложить этот сборник сюда, в ЖЖ. Ранее я сомневалась, но ребята, вы меня убедили. За что я вам очень признательна. Благодаркствую!

В общем, встречайте "КНФ". По частям, естественно. Части пойдут под одноимённым со сборником тегом. Начнём, как водится, с авторского предисловия (другие, если кто захочет написать, тоже принимаются:-)

Обложка моя, иллюстрации мои. Криво-косо-в стенку носом, сознаю: я никак не художник, это простейшая компьютерная графика. Итак... Не обессудьте, если кто-то что-то уже читал. Если задолбала кого - не читайте. Кому, напротив, интересно - могу прислать цельным файлом.

Дарья Darky Васильева

КРОВЬ НА ФРОНТОНАХ

1999-2012 (вторая цифра может измениться)

Городу безруких атлантов посвящается

От автора

Этот сборник составлялся на протяжении тринадцати лет. Составлялся стихийно: просто писались тексты, которые потом откладывались в отдельную папку.

Впрочем, не совсем стихийно. Расскажу, как всё началось. Об этом городе и печальной судьбе его Расселин, как я называю расселёнки, я писала практически с самого начала своего творческого пути. Все эти тексты - не наблюдения со стороны. Это взгляд оттуда. Изнутри. Из расселёнки. Большинство этих строк написано или там внутри, или только что после хождения по брошенным комнатам. Под впечатлением.

Ходила, писала, да. Но года с 2002-го мне вдруг начала сниться какая-то война. Разные сцены, разные дни, но одна повторяющаяся хроника. Свежеразбомбленные руины, обгорелые окна, фасады в пламени, падающие потолки, рушащиеся стены, клубящаяся над ними пыль и мародёры в заброшенных зданиях… Соответственно тексты мои превратились в репортаж из города, взятого врагом. Из города, по которому бродят его жители, внезапно превратившиеся в повстанцев. Бродят и смотрят с ужасом: очень мало кто решается на герилью. А нас - тех, кто решается, настолько мало, что пока мы проигрываем.

Сразу скажу: в компьютерные игрушки я не играю, и не играла никогда. Книги про войну читать не очень-то люблю.
Я начала думать: откуда это? Почему? Я всегда знала, что просто так ничего не Снится. Что же это? Сначала думала, что Берлин времён Второй Мировой. Но почему тогда я живу в нём? Какая-то прошлая жизнь? Наложение времён? Но век явно другой - уже двадцать первый: Сны говорили об этом предельно чётко. И почему за руинами мелькает не Тиргартен, а Летний сад, и дома падают вокруг него? Ведь Ленинград не был взят. Так что это: прошлое или будущее?

Когда в нашем городе началась эпидемия сносов, я поняла, что в Сны настойчиво стучалось всё-таки грядущее. Написанные тексты один за другим начали сбываться, увиденные картины с пугающей частотой и точностью повторялись наяву. Мне стало ясно, почему эти Сны виделись с чётким ощущением реальности. Это и была реальность. Только будущая. Мне удалось «подглядеть», но радости от этого не было никакой.

В этих сбывшихся текстах - полный спектр авторских переживаний, впечатлений и эмоций, вызванных многочисленными фактами градоразрушительного варварства. Статуэтки с каминов, мёрзнущие на чердаке. Кричащие кариатиды, падающие и разбегающиеся атланты. Гидравлические ножницы, которые, как кажется с точки наблюдения, вырывают с собора крест. Эти же ножницы, как травинку, срывающие тонкую выросшую на крыше берёзку, и бросающие её, уже переломанную, вниз, на землю. Страшно-графичные рваные контуры брандмауэра и исступлённо пляшущие на них акробаты. Красный снег во дворе, красные лужи из водостоков, наливающиеся кровью розы на барельефах. Пыль, копоть и заваленные амбразуры. Боевые амуры, меняющие миссию и стреляющие в своих убийц… Фантомные боли фасадов. Кровь на фронтонах. Старый Город рушится, горит… Исчезает. Доживают свой век в упадке и запустении роскошные парадные с каминами, по которым шарахаются такие же ненужные и выброшенные из жизни, из времени, наркоманы. Ситуация обрисована тревожная. Всё сошлось: Сон и реальность. Что-то в этом городе неладно…

Сборник полностью посвящён теме поругания и гибели (как внезапной, так и долгой, мучительной) наших с вами домов, которые мы знаем и любим. Даже если их уже снесли. Домов, а также скульптур. Их памяти. Дом генерала Зыкова, дом Чанжина, Кустодиева, Лялевича, Пушкина и Росси, Лермонтова, Кирпичный, Минский, Державинский, Знаменская, сфинксы Малой Невки… Можно сказать, это сборник-реквием. И одновременно предупреждение. А также попытка вникнуть в причину. Задать себе вопрос: почему так происходит? И найти горький ответ: часто свои дома на убой (на снос) сдают сами люди. Так что, можете расценивать этот сборник и как руководство к действию.

Да, автор не склонна безвольно оплакивать утраченное. Уже не первый год я занимаюсь градозащитной деятельностью. В том числе и творческой. Я пишу об этих домах. Дружественные художники из группы "Старый Город" (например, Ян Антонышев - художник-градозащитник, его соратники Настя Слепышева, Дима Егоровский и другие) пишут их пастелью, эмалью и маслом. Творчество - это такая же градозащита. Ничуть не менее значимая. Все вместе мы надеемся, что наши работы как-то повлияют, переломят ситуацию. Хотя бы в том плане, что привлекут чьё-то внимание, откроют кому-то глаза и защитников исторического Петербурга станет ещё больше. Они будут смелее. А значит, мы сделаемся весомой силой. Признаюсь: это моя мечта. Я хочу, чтобы жители отстаивали свой город. Как героические повстанцы из моих Снов. Пусть уж и здесь сбудется, сойдётся.

Двадцать пять лет назад на Исаакиевской площади снесли гостиницу «Англетер». Снос обернулся трёхдневным массовым протестом: народом была заполнена вся площадь, на которую вышло не менее двадцати тысяч ленинградцев. Новая власть преподносит нам новые «Англетеры»: уже практически каждый день мы слышим об очередном сносе. Ситуация напряжённая. Да, это правда война, где по разные стороны рваного контура брандмауэра оказались разрушители города и его защитники. Выводы каждый может сделать сам.

В том числе и из строк этого сборника.




ДВОЕ
(Сказки Руин)




1.

Ты ещё любишь. Ты ещё ждёшь.
Ты ещё веришь. Ты ещё дышишь.
Словно противотанковый ёж,
Щерятся балки в доме без крыши.

Ты не смирился, что суждено
Лишь одному перепрыгнуть Бездну.
Кратером чёрным глядит окно,
Жизнь за которым давно исчезла.

Первая заповедь, Боже мой!..
Нет больше мрази, что смела сглазить.
Я по привычке пришёл домой...
Небо в парадной рухнуло наземь.

Небо заметило жизнь в окне.
Небо забыло, что дом без крыши.
Сдавленный шёпот: "Ты уже не..."
Эхо ответило: "Любишь... Дышишь..."

***

2.

Девушка входит в пустынный дом.
В ноги бросаются пыль и копоть.
Чёрное чудище бьёт крылом.
Слышится вкрадчивый скрип и грохот.

Рухнула лестница. Вот и всё.
Звёзды разбились хрустальной люстрой.
Кто её выручит, кто спасёт,
Если под Небом темно и пусто?

Ты отойдёшь, но с большим трудом:
Сказка когтями вопьётся в память.
Девушка входит в пустынный дом.
Чёрные чудища бьют крылами.

Бледная девушка. Чёрный снег.
Ночь, оглушённая диким воем.
Тени в разбитом, пустом окне.
Их уже двое.
Конечно, двое...

***

1999. Фонтанка, 145 - Рижский, 4 - Державинский.

***




Одержимость

1.

Цвела черёмухой метель.
Октябрь уходил дворами.
Ложилась в снежную постель
Земля, отпетая ветрами.

Вились планеты в вышине
Назойливым, жужжащим роем.
А кто-то хохотал во Сне.
И смех сменялся диким воем.

Пустела смятая постель.
Сестра кружила над больными.
Цвела черёмухой метель.
Жизнь ускользала проходными…

***

2.

В доме рухнул потолок,
Обнажив непостоянство.
Демон тело поволок
На открытое пространство.

Хищный блеск его когтей…
Окна, дышащие слепо…
А под ним цвела метель.
А над ним зияло Небо.

2002.

***
Продолжение следует.

градозащита, позиция, моё творчество, кровь на фронтонах

Previous post Next post
Up