10 признаков правильного музея

Jun 19, 2015 05:32




Одно из главных впечатлений от Амстердама - это великолепные музеи, в числе которых обновленные Государственный музей (Rijksmuseum) и Городской музей (Stedelijk). Почему таких музеев пока нет в Москве и что такое правильный музей - об этом я предлагаю поговорить сегодня.


Главное отличие большинства музеев на постсоветском пространстве, таких как Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина, от музеев западных лежит в понимании того, что есть музей. У нас музей - в первую очередь научный институт, занимающийся сохранением и изучением, а потому посетители музея часто воспринимаются его работниками как досадная помеха. Думаю, вы не раз сталкивались с недовольными лицами музейных смотрителей. У нас считается, что поход в музей - это нормальная привычка образованного человека, одна из первых его потребностей, а потому такой человек потерпит и хамство, и неудобство инфраструктуры, обойдется без нормального книжного магазина, толковых путеводителей и постоит пару часов в очереди на особо интересную выставку. Любишь искусство? Страдай! Страдание посетителя и неудобства, которые он терпит, возвышают не только посетителя, но и сам институт музея. Такой подход является, безусловно, устаревшим.

Многие же западные музеи отлично понимают, что музей - это такое же развлечение, как поход в парк, на стадион, в бар или день, проведенный у компьютера или телевизора. Они конкурируют с другими доступными горожанину или туристу вариантами досуга, они борются за его внимание, рекламируют себя. Посещая европейские музеи, будь то Лувр или Британский музей, Альбертина или Прадо, Национальная галерея или музей Орсэ, я ловлю себя на мысли, что люди, которые этими музеями управляют, прекрасно понимают, что музей выполняет не только научную, но и развлекательную функцию. Музей - это огромная образовательная возможность, которая не может быть использована на 100%, если его администрация не ставит перед собой задачу конкурировать с другими вариантами проведения свободного времени.

Правильный музей - это:

1. Возможность купить билет разными способами: онлайн, в кассе, в автомате, а потому возможность избежать очереди. В популярные музеи, куда выстравиваются очереди, должна быть возможность купить билет на определенное время, как это сделано, например, в Лувре. Отлично, что спустя годы такая возможность появилась в Третьковке, плохо, что в ГМИИ им. Пушкина такой возможности до сих пор нет.

2. Возможность знакомиться с коллекцией любым удобным способом: с туром, с аудиогидом, с бумажным гидом, без всего.

3. Понятная навигация и оформление выставок: отсутствие ошибок, полные, интересные описания, сопровожденные английским переводом (привет, Новая Пинакотека в Мюнхене, где все было на немецком).

4. Экспозиция, построенная так, чтобы держать тебя в напряжении, вести за собой, рассказывать, обучать. Музей - это не только коллекция, музей - это работа кураторов, причем работа не только с экспонатами временных выставок, но и с постоянной коллекцией.

5. Доступ в Интернет. Идеально, если есть возможность загрузить приложение музея (как это сделано, например, в Государственном музее в Амстердаме) и изучать экспозицию с его помощью.

6. Возможность снимать. Глупо игнорировать желание современного человека делиться тем, что он видит. Искусство от того, что оно снято на айфон, не становится искусством в меньшей степени. Опять же, вспомним, что музей - это лишь один из вариантов проведения досуга, нуждающийся в рекламе.

7. Возможность выходить и возвращаться в течение дня. Чем больше времени посетитель проводит в музее, тем лучше, тем больше он получит знаний и тем больше к тому же он потратит в музее денег - например, не минует книжный магазин из-за усталости. Поэтому здорово, когда есть возможность, например, прерваться на обед, а потом вернуться по тому же билету.

8. Возможности для семейного визита и ориентация на разные поколения: на молодежь, на взрослых людей, на семьи с детьми.

9. Книжный магазин с отличным выбором литературы, подготовленной специально к выставке (нельзя не похвалить ретроспективу Булатова в Манеже за это, например), возможностью купить постеры и плакаты, открытки и сувенирную продукцию, а также издания, которые могут быть интересны туристу: альбомы с фотографиями города, путеводители, гиды. Всего этого фактически нет ни в ГМИИ им. Пушкина, ни в Третьяковке.

10. Кафе или ресторан, доступные не только постетителям, но и гостям со стороны. У человека, пришедшего в музей, должна быть возможность провести в нем столько времени, сколько он хочет, и сделать это с комфортом.

Естественно, что самый главный критерий для музея, - это его коллекция. Но без работы над тем, чтобы с этой коллекцией захотели знакомиться люди хорошего музея не бывает. Меня очень радует, что, судя по интервью новых директоров Третьяковки и ГМИИ им. Пушкина, два этих замечательных музея движутся в правильном направлении.

Интервью Зельфиры Трегуловой (Третьяковская галерея) о том, как сделать "Черный квадрат" популярнее мишек в сосновом лесу

Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак о том, зачем музею детские зоны, книжные магазины и как музей становится городским пространством

Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить!

На фото - Государственный музей, Амстердам

музеи

Previous post Next post
Up