Впервые Бучач упоминается в письменных источниках под 1397 годом. Примерно в это же время, в конце XIV века, в будущем райцентре Тернопольской области владельцы места, носившие оригинальную фамилию Бучацкие, начали строительства замка. Небольшие фрагменты этого первого укрепления дошли и до наших дней, хотя основу сохранившихся руин составляют постройки второй половины XVI - начала XVII веков. Расцвет же города, получившего магдебургское право еще в 1515 году, пришелся на времена Потоцких, сделавших его одной из своих галицких резиденций. Кое-что из построенного Потоцкими я показал в прошлой части, но основной интерес для меня представлял все же комплекс бывшего униатского базилианского (или как говорят украинцы василианского) монастыря с Крестовоздвиженской церковью - архетипичным образцом виленского барокко.
Вот в основном о замке и монастыре и пойдет речь.
1. Центр Бучача размещен в долине речки Стрыпа, а предместья на склонах окрестных холмов. На некоторые из них мы честно взобрались.
2. На кое-каких улицах некоторое время продолжается довольно парадная для населенного пункта такого масштаба застройка.
3. Вид в обратную сторону.
4. Но в основном преобладает частный сектор. Обратите внимание на количество советских корчей, приехавших на базар.
5. Николаевская церковь 1610 года, старейшая в городе, в профиль.
6. Совсем непонятно, что в этом храме, принадлежащем ныне УАПЦ, осталось от начала XVII века и осталось ли вообще что-либо кроме названия.
7. Перекресток украшен статуей ПДМ, а та в свою очередь "Пилявой" Потоцких.
8. Городские виды.
9. Монастырские виды. Весь комплекс базилианского кляштора крупным планом.
10. И наконец замковые виды. Руины довольно масштабны.
11. Из какой-то подворотни наконец открылись и общегородские панорамы. Слева видна башня ратуши, справа - монастырь. Впрочем, за панорамами лучше все же залезть за Замковую гору.
12. Бучачская изнанка.
13. На удивление дорогу к замку нашли довольно быстро, причем зашли, что называется, с черного хода.
14. Территория Бучачcкого замка. Считается, что эти стены и башни из известняка самого конца XVII или начала XVIII века, но учитывая то, что замок несколько раз разрушали, а потом восстанавливали, сооружения могут быть и посвежее.
15. Восточная полукруглая бастея, единственная полусохранившаяся из имевшихся двух.
16. Наиболее крупный уцелевший фрагмент принадлежит южной стене замка.
17. Остальные участки представлены фрагментарными руинами. Кроме стен и бастеи имеются еще и остатки дворца Потоцких.
18. Южная стена и восточная бастея вместе. Общий вид замковой территории.
19. Нас же интересует площадка впереди, с которой можно насладиться панорамами Бучача.
20. Город.
21. Окраины, где видны даже пятиэтажки.
22. Самый центр. Внизу впереди Успенский костел, за которым ратуша. Слева можно рассмотреть желтеющую Николаевскую церковь, а у правой границы кадра вдалеке купол Покровской церкви - почти все официальные достопримечательности Бучача.
23. Если повернуть объектив чуть правее, станет видна и оставшаяся достопримечательность - базилианский монастырь. Его с предместьем от центра отделяет Стрыпа.
24. Крупный план. Не правда ли, церковь уместнее бы смотрелась где-нибудь в Витебской или Гродненской областях, а не на юге Тернополья. К ней и отправимся.
25. Под замковыми стенами спускаемся к Успенскому костелу. По дороге успеваем поговорить с пьяненьким мужичком, решившим выяснить, кто это тут ходит с фотоаппаратами, и заодно поздравить нас с Новым годом.
26. Возвращаемся на майдан Воли к ратуше и двигаемся в сторону моста через Стрыпу.
27. Вот она какая, Стрыпа-то. Впереди на холме торчат остатки замка.
28. Вид в обратную сторону. Ратуша и Николаевская церковь левее.
29. Базилиан в Бучач пригласил Стефан Потоцкий еще в 1712 году из Великого княжества Литовского. Очевидно, происхождение монахов и униатская архитектурная традиция повлияла на выбор стиля для будущего каменного монастыря. Строил его уже сын Стефана Миколай Базилий в 1753-70 гг. и получилось самое, что ни на есть виленское барокко.
30. Наверное самый чистый образец стиля на территории всей Украины. Впрочем, его тут немного, я насчитал с той или иной степенью условности четыре штуки, в том числе и Успенский собор Почаевской лавры, также бывший униатский и также фундация того же Потоцкого. Кресты на церкви и здесь с потоцкой "Пилявы".
31. Обходим монастырь с тыла.
32. Сохранился он вроде в полном объеме с жилыми корпусами и вообще, если бы не пейзажи, такой получился бы до боли родной вид. Слева на горизонте можно заметить замок.
33. Позумим.
34. Колокольня.
35. Вид от монастыря на город, слева - Успенский костел.
36. С ратушей.
37. Можно оценить перепад высот.
38. В окрестностях монастыря, т.е. на левом берегу Стрыпы, уцелело еще несколько австрийских зданий, причем почему-то из самых красивых в городе. Вот, например, музыкальная школа с романтической башенкой, крытой разноцветной глазурованной черепицей.
39. У школы, кстати, стоит второй бучачский Тарас, на этот раз в виде бюста.
40. Или вот здание на улице Школьной.
41. Сама школа, вероятно бывшая австрийская гимназия, самый крупный образец имперской архитектуры в городе.
42.
43. Наконец, районный Дворец культуры в роскошной, хотя и несколько запидорашенной вилле с башней и замечательной модерновой входной группой.
44. РДК в окружении советского Бучача с противоположного берега Стрыпы.
Осмотрев Бучач, мы выдвинулись на такси в направлении Тернополя, по дороге заехав в поселок Микулинцы. О нем следующая часть.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор.
Черниговская область:
2.
Козелец.
3.
Остёр.
Львовская область:
4.
Буск.
5.
Олеско.
6.
Подгорцы.
7.
Памятник Первой конной армии.
8.
Бучач: центр.
Буковина:
9.
Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.1.
10.
Межвоенная архитектура Черновцов: функционализм, ч.2.
11.
Межвоенная архитектура Черновцов: национальный стиль, ч.3.