Каждый год в августе-сентябре мы с друзьями ходим в баню ездим на Западенщину. 2011-й не стал исключением, и в этот раз основное внимание мы уделили Карпатам и Закарпатью. Не уверен, выложу ли я когда-нибудь этот большой трип полностью, поэтому вкратце о нем обзорно, пока свежи впечатления.
Начать решили с шахтерских городов Волыни и Галиции. Не все знают, но в Западной Украине есть свой небольшой донбасс.
Два его крупнейших города, Нововолынск и Червоноград оказались такие разные. Нововолынск основали только в 1951 году, у него очень приятный сталинский центр, много всяких советских штук, отличное благоустройство и общее впечатление зажиточности (обратите внимание на цифру "20" на клумбе - как раз в эти дни Украина бурно праздновала юбилей независимости).
Червоноград же город исторический, до 1956 года назывался Кристинополь, тут есть даже настоящие туристические достопримечательности, но вот дыра дырой на самом деле. Силикатное царство с сидящими на корточках гопниками и падающей под колеса автомобиля дерущейся алкашнёй.
Между Нововолынском и Червоноградом был еще Сокаль, милейший галицийский городок с неплохим центром, ратушей, синагогой, костелами, церквями и кучей польской межвоенщины, в т.ч. и в крупных формах.
Западный Буг в районе Сокаля. До 1951 года слева была Польша, а справа - Советский Союз. После обмена территориями Советы пришли и на левый берег, и тут же устроили в бернардинском монастыре сначала дом престарелых, а потом колонию. Колония там и сейчас.
45 км от Жолквы до Львова ехали часа полтора. Трассу, ведущую в братскую Польшу, сейчас к Евро-2012 усиленно пидорасят (что характерно те же поляки). По дороге попадались такие вот пепелацы, наверное для уборки винограда.
Переночевав в "Кумпеле" во Львове на следующий день случился первый транскарпатский переезд. Запомнится он нам надолго. Рудки, маленький город в Самборском районе, с некоторым количеством уцелевшей старосветской застройки времен Австро-Венгрии.
Самбор проехали транзитом, я там был в 2009-м и даже
два поста написал, потому отправились сразу в соседний Старый Самбор. Это уже Предкарпатье, и первыми горушками райцентр в основном и запомнился. Город одной улицы, зато изучать его удобно.
Далее двинулись вдоль польско-словацко-украинской границы через Ужокский перевал, по пути проехав еще три райцентра Львовской и Закарпатской областей. Турка оказалась из тех городов, которые приятно удивили. Ничего особенного не ожидал, а место оказалось любопытным.
Горы.
Главное потрясение этого дня, впрочем, вовсе не горы. Я думал, на Псковщине хуевые дороги, но они по сравнению с трассой Львов-Ужгород кажутся теперь европейским автобаном. Больше 20-30 км в час ехать было в принципе нельзя, но ситуация чудесным образом исправилась за Ужокским перевалом. Мы въехали на территорию Закарпатской области, у дороги стоял щит, что за нее ответственно такое-то ДРСУ (на Львовщине подобное мы в принципе не видели), на полотне появились следы ремонта - иногда удавалось разгоняться даже до 80 км.
Карпатские села практически не кончаются. Они вытянуты по долинам иногда на десяток километров и просто перетекают одно в другое.
В Великом Берёзном - первом райцентре Закарпатья с населением всего в 7000 жителей мы нарвались на городской праздник. Поселок поразил каким-то невероятным количеством устрашающе выглядящих цыган...
... и удивительно масштабной позднесоветской архитектурой.
Перечин, город, где уже чувствуется венгерское влияние. Также одна главная улица и крутые здания 1970-80-х годов.
В Ужгороде я уже был осенью 2008 года, но отчет про ту поездку так и не выложил. В этот раз кое-что доснял и выложу все вместе несколькими сериями, самая интересная на мой взгляд будет о богатейшей чешской межвоенной архитектуре этого очень своеобразного украинского города.
Отдельно напишу про гостиницу "Закарпатье". Первый раз в жизни оказался посреди настоящего (и практически нетронутого) интуристовского шика.
В Мукачево я также был в 2008-м (и также напишу про него постфактум), потому из Ужгорода отправились сразу в Берегсас, он же Берегово, самый венгерский город Украины. Он конечно очень туристический, но от того не менее впечатляет. В перспективе снимка один из самых необычных ДК, который я когда-либо видел.
В советские времена в Берегово находился олимпийский центр по подготовке фристайлистов с трамплинами и бассейнами, куда лыжникам полагалось падать. Трамплины сейчас одряхлели, в бассейнах купаются обрюзгшие тетки, но я все равно проник на территорию и запечатлел уходящую натуру.
Виноградов, он же Севлюш, тихий сонный закарпатский городок, с остатками замка, неплохим дворцом и действующей узкоколейкой.
Хуст же наоборот показался слишком шумным, с хаотичной бессмысленной застройкой, и, по большому счету, разочаровал.
Деревянные церкви Мармароша. Очень живописные и чрезвычайно деревянные.
Тячев, пусть там и нет руин замка и реформатских церквей XVI века, понравился значительно больше Хуста.
Солотвино, поселок-катастрофа в прямом смысле. После того, как советские власти были вынуждены снести зажиревший на добыче соли Зальцгрубен, начавший банально проваливаться под землю, поселок стал расти вокруг бывшего исторического центра. Теперь населенный пункт чуть менее, чем полностью состоит из гигантских (и зачастую недостроенных) дворцов цыганских баронов, заброшенных шахт, дырок в земле, ведущих непонятно куда, и соляных озер, где купаются те же самые толстенные тетки, которых я уже встречал в Берегово. Самым интересным там являются конечно провалы шахт, но дорогу к ним без проводника найти не удалось. Уехали неудовлетворенными.
Тиса, по которой проходит граница Украины и Румынии. Румынские детишки эту самую границу злостно нарушают.
Рахов все больше известен тем, что около него расположен один из центров Европы, но город оказался зело приятственный. Такой архетипичный карпатский городок с горами в перспективах улиц.
Может сделаю отдельный пейзажный пост по Карпатам, хотя конечно никакая фотография не передаст даже малой доли впечатления, производимого этим горами. Можно только догадываться, каково это жить в таком доме на склоне.
Ясиня - известное турсело.
И не менее известный турпоселок Ворохта, где мы посмотрели на летние прыжки с трамплина. Видите лыжника?
Верховина, еще один карпатский поселок, не слишком впрочем интересный.
Косов, вроде бы центр галицкой Гуцульщины, показался мне не слишком гуцульским.
По дороге из Косова в Коломыю ненадолго заскочили в Черновицкую область. Город Вижница и расположенный на противоположном берегу Черемоша поселок Куты (это уже опять Ивано-Франковщина) совершенно роскошны, замечательно дополняя друг друга. Цельная австро-венгерская застройка, масштабные репрезентативные здания, поразительно было все это обнаружить в таком медвежьем углу. Заодно посмотрели на празднование юбилея независимости Украины.
Коломыя, наряду с Дрогобычем, один из самых недооцененных широкими туристическими массами городов Галиции, но только в отличии от Дрогобыча прекрасно сохранившаяся застройка XIX-начала XX веков здесь отреставрирована. Почти как в Черновцах.
Калуш, город большой советской химии.
Местами, правда, развалившейся.
Долина, как я понимаю, современная столица прикарпатской нефтедОбычи. Выглядит, как белорусский райцентр после Дожинок.
Болехов, еще один небольшой исторический городок по дороге из Ивано-Франковска во Львов.
Моршин, очередной город-курорт в моей коллекции.
Были планы кое-что новое посмотреть и во Львове, но они пали жертвой усталости, лени и необходимости протестировать большое количество местных ресторанов. Ограничился только потрясающим по лаконичности въездным знаком в город.