Станция "Гомель-Пассажирский"

Apr 16, 2010 11:07

У Гомеля удивительная судьба. Населенный пункт довольно старый (первое упоминание под 1142 годом в Ипатьевской летописи):

"И слышавъ уже билися Ольговичи у Переяславля съ стрыемъ его с Вячеславомъ и съ братомъ его Изяславомъ. И поиде на волость ихъ и взя около Гомия волость их всю".

Летописный Гомий - это современный Гомель. Ольговичи - потомки черниговского князя Олега Святославича (Гомель их владение). Вячеслав и Изяслав - наследники Владимира Мономаха. Не поделили они великокняжеский престол в Киеве.

Городу таким образом без малого 870 лет, но к концу XVIII вв. он после всех перипетий века XVII пришел в совершеннейший упадок, превратившись в малопримечательное местечко, даром, что с магдебургским правом. Настоящий же его расцвет пришелся на времена Российской империи, когда Гомель стал собственностью сначала Румянцевых, потом Паскевичей, построивших здесь монументальный усадебный комплекс: за 100 лет (с 1775 до 1880 года население выросло без малого в 5 раз, с 5 до 23,8 тыс. чел.). Особенный же, взрывной, рост Гомеля как города - это следующее тридцатилетие: к 1913 году здесь жило уже более 100 тыс.чел. Во всем виновато, как это часто случалось, развитие транспорта: в городе пересеклись Либаво-Роменская и Полесские железные дороги. Кроме того, через Гомель проходила и магистраль Петербург-Киев. Всего же за 230 лет население города увеличилось в 100 раз: до полумиллиона человек, сейчас это второй город Беларуси.

Логично поэтому будет начать гомельскую серию именно с "железнодорожного" сета. В этом посте вокзал и привокзальная площадь города.



Герб Гомеля утвержден в 1997 году по мотивам герба, дарованного городу 23 декабря 1855 года. В голубом поле французского щита золотая лежащая рысь.

Герб Гомеля необычен для Беларуси. Во-первых, это довольно редкий у нас пример использования герба времен Российской империи при наличии у города исторического герба времен Речи Посполитой (дарован 21 марта 1560 года королем и великим князем Жыгимонтом Августом: в красном поле испанского щита серебрянный кавалерский крест). Во-вторых, герб с рысью ("ибо таковых зверей в окрестностях сего города весьма много") изначально получил от Екатерины II уездный город Белица, расположившийся на противоположном берегу Сожа. Гомель же в конце XVIII века стал частной собственностью Румянцевых и собственного герба не имел. Только в середине XIX века, когда центр уезда уже при Паскевичах был таки перенесен в Гомель, герб Белицы по наследству достался ему же.



По пути в Гомель поезд последовательно проезжает Пуховичи-Марьину горку, Осиповичи, Бобруйск, Жлобин и Будо-Кошелево. В Жлобине продавцам мягких игрушек таки запретили выходить на платформу, и стоят они теперь, бедняги, на некой условной линии у вокзального здания, а в глазах застыла все та же немая просьба. Хоть бы одна сволочь купила медведя.


Гомельский вокзал со стороны путей.


С куском привокзальной площади и гостиницей "Гомель" на ней.


С пешеходного моста над путями помимо розовой собственности БЧ бросается в глаза модерновое здание.


Бывшее техническое училище начала XX в. Сейчас там, насколько я помню, что-то железнодорожное.


Возвращаемся к вокзалу станции "Гомель-Пассажирский". Главный вход с обеих сторон украшен статуями.




Установлена здесь и современная городская скульптура, как ни странно, работы не Жбанова, а местного художника Вячеслава Долгова.


Гомельский железнодорожный вокзал был построен в 1946-48 гг. На мой вкус не слишком удачный и гармоничный экземпляр сталинского вокзального стиля.


Его предшественник впрочем тоже был довольно зауряден.


На здании сохранились две старые неоновые вывески, работает из которых только русскоязычная. Сам вокзал ночью не подсвечивается. С подсветкой в Гомеле вообще туго, зато все хорошо с гопотой, количество которой (и не только на привокзальной площади) превзошло все мои ожидания.


Внутри все как положено. Большая бронзовая люстра, витражи, классицистский декор и Ленин.


Справа от основного здание пригородного вокзала (1996, "Киевгипротранс", арх. Л.Гоер, констр. А.Дробинко).


Оно же со стороны путей.


Что любопытного есть на привокзальной площади. Во-первых, скучнейшая даже на мой вкус коробка гостиницы "Гомель".

UPD. archigrafo подсказывает, это ленинградский типовой проект.


Напротив нее мощный сталинский ДК железнодорожников (1928-30, арх. А.Кириллов, восст. 1950, арх. И.Пестряков), находящийся в состоянии затяжной реконструкции и закрытый лесами. Функционирует пока только угловая клубная часть.


Здесь же в пяти минутах ходьбы автовокзал 1966 года постройки, подвергшийся, как видно, безжалостной реконструкции. Впрочем, и до нее скорее всего вид у здания был простецкий. С автовокзала ходят маршрутки и рейсовые автобусы в большинство райцентров Гомельщины. По случаю приближавшейся Радуницы со стороны перрона волновались просто адские толпы народа.


От привокзальной площади начинается проспект Ленина, одна из двух основных магистралей Гомеля. Бывшая улица Замковая ведет соответственно ко дворцу Паскевичей, площади Ленина и Сожу. О ней - в следующей части.

мои фото (2010), жд, отчеты, поездки, гомель

Previous post Next post
Up