В марте 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о сооружении научно-исследовательского комплекса, включающего в себя крупнейший в мире (на то время) ускоритель заряженных частиц и установки для физических исследований. Вслед за этим начались не только проектно-конструкторские работы по созданию электрофизического оборудования для будущего ускорителя, но и проектные работы по строительству домов жилого поселка.
В Государственном специализированном проектном институте, в мастерской архитектора Дмитрия Корина вскоре был создан первый проект будущего города физиков, и в апреле 1958 года на место вероятного строительства прибыла изыскательская экспедиция ГСПИ № 1. По техническому проекту ускоритель должен быть размещаться на монолитном основании, так как опоры огромного кольцевого магнита, являющегося основой ускорителя, должны быть очень устойчивы. К тому же район должен быть благоприятным в сейсмическом отношении, так как требовалась точнейшая постоянная фиксация оси вакуумной камеры. В результате исследования 40 площадок в 14 областях страны, в том числе в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, был принят «Серпуховский вариант». Здесь, когда-то в древности, было море, бывшее дно которого, плотная известняковая скала, так называемое Приокское плато, и послужило основанием фундамента ускорителя.
Строительство Института физики высоких энергий, ускорителя и жилого городка для ученых и обслуживающего персонала на берегу реки Протвы в 25 км от Серпухова началось в апреле 1960 года, а в январе 1965-го поселок, ранее известный как Серпухов-7, по названию реки был переименован в Протвино. С 1989 года - это город, а с 2008 - наукоград.
Протвино стал очередным "идеальным советским городом", который я посмотрел.
Как и можно было ожидать, этот город протонных ускорителей, в т.ч. так и не законченного советского Большого адронного коллайдера, оставил меня в полном восторге. Я радостно смеялся, хлопал в ладоши и отгонял от себя мысль, что с удовольствием бы здесь месяц-другой пожил.
Жизнь здесь словно замерла двадцать лет назад.
Город построили прямо посреди леса, и его улицы сейчас выглядят примерно так.
За деревьями, аки девицы в купальскую ночь, скрываются многоэтажки. Сосновый воздух будоражит воображение, и даже адская жара, так мучавшая меня час назад в Тарусе, практически не чувствуется. Вот где курорт.
Так физики здесь и живут.
Хинт. Как добраться до Протвино - вопрос, который к этому моменту наверняка интересует шесть сотен моих читателей, включая даже ботов. Из Москвы сюда наверняка ходит какой-нибудь автобус, а мы же ехали на экспрессе до Серпухова, а оттуда передвигались между ним, Тарусой и Протвино на таксомоторах. Есть конечно и маршрутки.
Кто там утверждает, что его город - Самый-Зеленый-Город-в-Мире? Вы просто не были в Протвино.
Справа вдалеке городская поликлиника размером с иную минскую больницу.
Познакомимся с крупнейшими общественными и административными сооружениями города. Гостиница "Протва" (1980).
Стеклянно-бетонный объем ресторана с сохранившейся оригинальной вывеской (Протвино и ему подобные города конечно вне конкуренции в смысле сохранности таких артефактов) объединяет гостиничный корпус с профилакторием-близнецом.
Профилакторий.
А прямо перед гостиницей установлен любопытный памятник, в котором собственно все Протвино. По крайней мере то, каким оно задумывалось.
Le piston froid "Сердце Мирабели". "Мирабель" - это уникальный комплекс жидководородной пузырьковой камеры рабочим объемом 6 кубометров, высотой 15 м и весом около 3 000 тонн, изготовленный во Франции и работавший на ускорителе в Протвино. В те годы в городе постоянно жило около 200 французов, и остатки прибора стоят как памятник дружбе народов и сотрудничеству ученых. Романтика, да. Как там сейчас в ЦЕРНе...
ДК "Протон".
Одна из довольно таки абстрактных мозаик, которыми украшены глухие стены.
Нет числа сохранившимся в Протвино артефактам советской эпохи.
Особенно щедро украшена ими музыкальная школа.
Трубачи над центральным входом.
Смыслы барельефов на стенах можно разгадывать очень долго. Тут и летящая толпа птиц, и плывущие с курсом на столкновение лодки в проекции "сверху", и стоящий в луже конь, и костер, из которого торчит рука с мечом.
Рядом тоже неплохо.
Парусник, букварь и солнце.
И старые вывески. Только в подобных заповедниках они еще и остались в таких количествах.
Увы, был закрыт.
Теоретический корпус Института физики высоких энергий.
И очередная инсталляция на объеме конференц-зала.
Старый ускоритель надежно скрыт за забором, приходится использовать потайную сьемку с воздуха. Теоретический корпус с двух предыдущих фотографий виден в правом нижнем углу среди деревьев.
На этих снимках к северу от города прослеживается еще одна кольцевая структура. Это т.н. "Ускорительно-накопительный комплекс", коллайдер с 21-километровым тоннелем (5 м в диаметре), строительство которого велось в 1983-94 гг. на глубинах в 20-60 метров, но так и не было доведено до конца. Сейчас несостоявшийся советский БАК находится в законсервированном состоянии, охраняется, но отдельные герои
туда все-таки проникают.
Лесной бульвар - это пешеходная улица, протянувшаяся прямо сквозь основной спальный массив города к его промзоне.
Собственно, вот он на разных участках.
В конечном итоге Лесной бульвар упирается в интересные краснокирпичные дома, называемые здесь "муравейниками" - они чуть более, чем полностью состоят из однокомнатных квартир для молодых специалистов института.
Здесь же, перед школой олимпийского резерва по гандболу установлена конструкция, именуемая "Флюгер". Он действительно вращается
Такой вот город физиков получился.