C 28 апреля по 27 октября 1967 года в Монреале проходила очередная Всемирная выставка, известная сейчас как Expo'67. Это был расцвет космической эры, и несмотря на то, что темой Экспо был заявлен "Человек и его мир", выставка запомнилась подчас совершенно неземными и нечеловеческими проектами павильонов. Многие из них сейчас уже утрачены, и пытливым исследователям архитектуры той романтической эпохи, когда казалось, что человек всесилен, а пределов познанию им мира не существует, остается только рассматривать старые открытки и вздыхать.
Большинство павильонов разместились на двух островах посреди реки Святого Лаврентия: существовавшем, но значительно увеличенном острове св. Елены и полностью искусственном острове Нотр-Дам, на который ушло 15 миллионов тонн грунта, извлеченного при строительстве монреальского метро. Острова и "большую землю" связывала монорельсовая дорога.
Вид на территорию выставки с высоты. Слева остров св. Елены, справа - остров Нотр-Дам. Вдалеке (у среднего моста между островами) видны два самых известных павильона Expo'67: американский (на св. Елене в виде шара) и советский (на Нотр-Даме).
Монреальский скайлайн образца 1967 года и река св. Лаврентия. На переднем плане - монорельс.
Макет павильона ООН. В центре обширного стилобата устроена круглая в плане конструкция из бетона, стекла и стали, окруженная 122 алюминиевыми мачтами с флагами государств-членов ООН.
В круглом центральном зале работала выставка, рассказывавшая о деятельности ООН, в стилобате размещался конференц-зал, а на террасе с видом на реку ресторан Всех Наций с соответствующей названию кухней. В павильоне работало специальное почтовое отделение, где любой желающий мог отправить письмо или открытку с уникальными ооновскими марками.
Перед входом размещалась деревянная скульптура "Древо жизни" Йозефа Рифессера.
Вид с площади Наций. Заметен американский павильон-купол и справа от него три здания-соты комплекса "Человек-исследователь". У левого края павильон Австрии, у правого - скандинавский.
В комплексе "Человек-исследователь" проходили выставки "Человек и жизнь", "Человек, его планета и космос", "Человек и океаны", "Человек и полярные регионы".
Станция "Экспо Экспресса" и "Хабитат-67".
"Хабитат-67" - это знаменитый жилой комплекс архитектора Моше Сафди. Он состоит из 158 отдельных жилых модулей-блоков (фактических жилых домов), объединенных в единое здание. На крыше каждого модуля устроена терраса. Все это должно было символизировать новое качество жизни в условиях мегаполиса.
Павильон Канадских железных дорог - кластер из девяти структур, напоминающих каждому минчанину кое-что до боли родное.
Automotive Stadium, построенный на средства Американ Моторз, Крайслера, Форда, Дженерал Моторз и Вольво. Здесь проходили крупнейшие массовые мероприятия выставки.
Национальный павильон Канады. Перевернутая пирамида архитектора Жюльена Эбера со смотровой площадкой наверху.
Она носила название "Катимавик", что с инуитского переводилось как "место для собраний".
Красно-оранжевый шар рядом - "Человеческое дерево", символический клен с листьями из сотен цветных фотографий обычных канадцев.
Основной канадский павильон находился в окружении павильонов канадских провинций.
Пирамида сверху.
Знаменитый американский павильон-купол Бакминстера Фуллера.
Высота 62 метра, диаметр 76 метров
Один из немногих сохранившихся павильонов, в 1970-е пережил пожар, сейчас здесь музей "Биосфера".
Внутри.
Роскошный павильон СССР Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, самый популярный на выставке.
После "Экспо-67" был разобран и перевезен на ВДНХ, где вновь открылся под названием "Москва".
Остров Нотр-Дам. На переднем плане черный куб павильона Венесуэлы, потом красный конус Эфиопии, вдалеке - советский.
Брутальный павильон для Великобритании построил сэр Бэзил Спенс, один из крупнейших местных модернистов. Макет.
Над зданием доминирует башня с трехмерных британским флагом на верхушке.
Западная Германия предложила павильон-тент (арх. Фрей Отто).
Здание с наклоненной крышей слева - Италия.
Здесь крыша итальянского перекликается с посохинским павильоном.
Французский павильон также сохранился - сейчас здесь казино.
Япония была также брутальна.
Индия.
Целый павильон, посвященный иудаизму.
Австрийский павильон в форме белого кристалла, за ним Швейцария - кубические объемы, обшитые деревом, за Швейцарией виден кусочек краснокирпичной Бельгии, а еще дальше - павильон Нидерландов - весь в металлических трубках.
Нидерланды фантастичны.
Ночью в особенности. Правее Бельгия, еще правее кусочек Швейцарии.
Павильон двух канадских компаний - Canadian Pacific и Cominco.
Тринидад и Тобаго и Гренада.
Провинция Квебек.
Провинция Онтарио.
Макет.
Атлантические провинции.
Павильоны "Человек и его здоровье", "Человек в обществе".
Штат Нью-Йорк.
Air Canada.
Павильон с аттракционом Гиротрон, где симулировался полет в открытом космосе и путешествие к центру земли.
Canadian Pulp and Paper придумала стилизованный лес на крыше.
В центре Canadian Pulp and Paper, слева Canadian Pacific-Cominco, справа Canadian Steel.
Павильон "Калейдоскоп", спонсированный канадскими химическими корпорациями, был посвящен цвету в повседневной жизни человека. Для пассажира монорельса или Экспо-Экспресса в процессе движения это здание постоянно меняло свой цвет.
"Калейдоскоп" и "Иудаизм".
Чехословакия.
Эфиопия.
Монорельс и мексиканский павильон на заднем плане.
У скандинавских стран было одно здание на всех. Его окружал комплекс "Человек-исследователь".
Человек и его мир.
Башня британского, спираль французского и гонтовая крыша павильона канадских западных территорий.
Современный вид на два выставочных острова. Как видно, спустя 40 лет не осталось практически ничего.
Фотографии:
http://www.alamedainfo.com/Expo_67_Montreal.htmhttp://expo67.ncf.ca/