Костёл святого Фомы (Тамаша) Аквинского и монастырь доминиканцев в Минске

Mar 20, 2008 17:23

Монастырь ордена доминиканцев в Минске находился в юго-восточной части ансамбля Верхнего Рынка, ограниченной улицами Волоцкой (сейчас Интернациональная) и Доминиканской (Энгельса). В будущем городе-герое монахи-доминиканцы появились одними из первых среди римско-католических орденов. Кляштар с деревянным костёлом ещё в 1600 г. начала строить Софья Слушка, происходившая из магнатского рода Завишей. В 1604 г. через Минск из-под Москвы с богатой добычей возвращалось рыцарство Речи Посполитой. Увидев незавершённое строительство, шляхтичи решили сброситься вскладчину по количеству коней, назвав это «копытковым сбором», и пожертвовать собранное на монастырь. Благодаря этому монастырский комплекс с костёлом быстро были закончены, и уже на генеральном капитуле 1605 г. в Риме орден доминиканцев принял его в дар. Вскоре после этого Слушка выписала из Вильни монахов и поселила их в Минске.




Главный фасад костёла.



Совсем скоро минский воевода Петр Тышкевич прикупил земли на Верхнем Рынке на перекрёстке улиц Волоцкой и Доминиканской и в 1615 г. (по другим сведениям в 1640 г. по фундушу Марцибеллины Глебович) начал строить для доминиканцев уже каменные костёл и монастырский корпус. К середине XVII века в этой части города был возведён костёл под титулом св. Фомы Аквинского и монастырь на 12 монахов. Это был второй каменный храм Минска после построенной незадолго до этого Петропавловской церкви на Немиге.




Реконструкция Верхнего Города. На переднем плане по центру иезуитский монастырь с костёлом Пресвятой Девы Марии, на заднем плане в центре - сохранившийся ансамбль бернардинских монастырей с двумя костёлами, перед ним униатская церковь св. Духа и комплекс базилианских монастырей. Между церковью и иезуитским монастырём - городская ратуша. Вверху слева перед мостом через Свислочь заметен небольшой костёл Яна Божьего монастыря бонифратов. Доминиканский костёл св. Фомы Аквинского располагается в правом верхнем углу рисунка.

После реконструкций 1709 и 1781 годов комплекс кляштара приобрел черты барокко. К правой стороне пресбитерия ещё в 1703 г. был пристроен «в одну линию» двухэтажный монастырский корпус, входная часть которого обозначалась ризолитом с фигурным фронтоном. Планировка корпуса была коридорной, за ним находился сад и деревянные хозяйственные постройки: 2 флигеля, амбар, конюшня. Перед костёлом же стояла двухбашенная брама.




Реконструкция монастырского комплекса. Рисунок В.Стащанюка

Костёл представлял собой 3-нефовую базилику с прямоугольной апсидой. Богато декорированный главный фасад завершался фигурным фронтоном с волютами, над которым возвышалась небольшая башенка под куполом с крестом. Особенно интересно размещение двух часовен при главном фасаде: их завершали большие световые 8-гранные барабаны под куполами с головками, похожие на невысокие башни. Под левой и правой часовнями соответственно находились склепы их фундаторов - магнатских семей Глебовичей и Завишей. Центральный неф перекрывался цилиндрическим сводом, боковые - крестовыми. Интерьер украшали - и в этом доминиканский костёл превосходил все остальные католические храмы Минско-Могилёвского архидиоцеза - целых 14 резных алтарей. К ним добавлялись 8 гербов инициаторов «копыткового сбора». На хорах стоял самый большой и красивый минский орган - на 24 голоса.




План костёла и монастырского корпуса. Цифрами обозначены алтари, 13 - каплица Глебовичей, 14 - каплица Завишей.

После создания минского диоцеза в 1798 г. часть корпуса доминиканского монастыря передали под резиденцию епископа. После пожара 1809 г., уничтожившего Фарный костёл на Троицкой горе, её парафия численностью в 3000 верующих была приписана к костёлу св. Фомы, и в таком виде монастырь действовал до 1832 г., когда его ликвидировали, а монахов выслали.




Верхний Рынок. Фрагмент. Слева - бывший мужской базилианский монастырь, далее - доминиканский костёл. На часовнях уже отсутствуют башенки. Снимок 1860-х гг.

Костёл был переведён в ранг парафиальных и реконсекрирован как наследник Фары под титулом Пресвятой Троицы. С 1840 г. троицкую парафию перевели в костёл на Золотой Горке, а бывший доминиканский монастырь перестроили под католическую семинарию. При этом внутреннее пространство костёла было разделено перекрытиями на 3 этажа, из которых нижние два занимали клирики, а на третьем размещалась часовня св. Тадеуша (апостола Фаддея). После закрытия семинарии в 1869 г. весь комплекс приспособили под казармы и офицерский клуб. Около 1907 г. верх фронтона костёла разобрали, а на его месте появилась деревянная пожарная вышка.




Начало 20 в. Костёл уже перестроен.

Один из красивейших не только в Минске, но и во всей Беларуси памятников барокко - комплекс бывшего доминиканского монастыря - уже 5 июля 1926 г. был объявлен памятником архитектуры, находящимся под охраной государства. В годы войны он серьёзно пострадал, в конце 1940-х гг. в костёле были выполнены работы по его первичной консервации. Однако в 1950 г. руководство республики окончательно утвердило новый генплан Центральной (Октябрьской) площади, согласно которому в её центре возводился монумент Сталину, а на месте бывшего монастыря разбивался сквер. Костёл взорвали ночью.




Вид костёла после окончания Второй мировой войны.

В 1985 г. на Октябрьской площади началось строительство Дворца Республики, а в 1986-м в северо-западной её части археологи откопали хорошо сохранившиеся фундаменты костёла св. Фомы. Его стены местами достигали трёхметровой толщины, а в сторону комплекса бернардинских монастырей на пл. Свободы вёл подземный ход. Теперь же эти фундаменты частично находятся под Дворцом Республики. Минск лишился, и похоже уже навсегда, одной из главных своих достопримечательностей.




Фотографии с сайта radzima.org, описание из книжки "Каталіцкія святыні. Мінска-Магілёўская архідыяцэзія. Ч.1".

католицизм, минск, спадчына

Previous post Next post
Up