Писалось для
Заповедниковского проекта «Венок Сказок». Но слишком затянул, не успел по срокам. Так что пусть будет байка сама по себе.
Ночная встреча
- Запомни, малыш: утереть нос и при этом не остаться с носом - большое искусство!
Хриплый был, как всегда, прав. Я ему так и сказал:
- Ты совершенно прав, учитель.
Даже головой часто-часто покивал. И добавил:
- Я понимаю.
- Ни черта ты не понимаешь, щенок сопливый, - ворчливо отозвался Хриплый. - Думаешь, если умеешь перекидываться, так тебе и море по колено, и никогда ты страже не попадёшься, и обычные людишки тебе в подмётки не годятся? Так ведь?
Честно говоря, это было именно так. Учитель видел меня насквозь.
- Сейчас расскажу тебе кое-что, - пробурчал учитель и надолго задумался.
А пока Хриплый ковыряется в своих воспоминаниях, чтобы щедро впихнуть в такого замечательного меня ложку дёгтя своей мудрости, давайте объясню, что, собственно, происходит.
Происходит вечерний урок. Хриплый два года назад взял меня в ученики, как и заведено в Гильдии. Гоняет он меня нещадно, но и учит толково. На серьёзную купеческую лавку я, конечно, ещё не замахнусь, а вот домишко среднего горожанина обнесу без труда.
Ну да, я вор. А что? Профессия как профессия, в определённых кругах даже весьма уважаемая. А с такими способностями, как у меня или у Хриплого, только в таких кругах и можно обитать.
Даже в Гильдии не все знают, кто мы с Хриплым на самом деле. Старшина знает, конечно, да ещё кое-кто из Совета. Но они не дураки, и этой информацией не разбрасываются.
Лисы мы с Хриплым. Потому он меня в ученики и взял. Ежели лИса, к примеру, барсук начнёт учить, или медведь - толку не будет. Они, когда перекидываются, мир по-своему видят. Учитель должен таким же оборотнем быть, как и ты.
Мало оборотней в мире. И жить им трудно. За деревню не говорю, не бывал я там. А в городе оборотнем быть, прямо скажем, невыгодно. Если узнают - на костёр, конечно, не потащат, но под квартальный надзор упекут на раз. Будешь, как дурак, ходить в участок раз в три дня отмечаться. А ежели в районе кража или убийство нераскрытое будет - не сомневайся, стражники изо всех сил будут пытаться это на тебя повесить. Как говорит Хриплый «…и доказывай потом, что ты не верблюд». Кто это, кстати, такой? Тоже, небось, из наших, из перекидывающихся… Надо будет спросить.
А уж если с поличным попадёшься… Обычный-то вор сроком отделается. А оборотней вешают обязательно, и по возможности срочно.
Да и ведь стражники по-своему правы. Оборотни очень охотно в воры идут. А чему удивляться? Как перекинулся - тут тебе и чутьё звериное, и слух, и ловкость, и незаметность. Поди угляди кота помоечного, или ворону. А самое главное - перекидываться-то можно и в одежде. Опять же, когда обратно в человека - без штанов не оказываешься. В чём был одет - в том и остался. И из карманов ничего не исчезает.
Почему так происходит - никто не знает. Но работает же? Работает. Вот и пользуемся. На дело идёшь - куртку напяливай, чтоб карманы побольше были. В дом забираешься зверем, карманы набиваешь человеком. Обратно зверем перекинулся - и бегом на хазу. Там человечий вид примешь - и сгружай хабар, сколько набрал.
Мне рассказывали, лет десять назад был в Гильдии такой Мерзлявый (он котом перекидывался). Так он в основном в квартале скорняков промышлял. Просочится в дом, в человека вернётся, напялит на себя дорогих шуб штук пять-семь и обратно в кота. На хазу прибежит налегке, в человека вернётся и начинает шубы одну за другой снимать. Потому и Мерзлявым прозвали.
О, а вот и Хриплый из воспоминаний вынырнул. Извольте слушать очередную серию под общим названием: «А вот был у меня случай…»
- Послушай меня, малыш. Тебе полезно будет. Было это, значит, лет двадцать назад. Я тогда тоже молодой и наглый был, свысока на лохов поплёвывал. И вот занесло меня как-то на центральную площадь. Не, не по карманам щипать. Зачем? Я тогда уже опытным домушником был, в Гильдии уважение имел. Просто гулял по городу, ну и занесло меня на площадь. А там аккурат наш бургомистр выступал. Да, он и тогда уже бургомистром был, бессменный наш. Ну, послушал я, что он там толпе по ушам втирает. А бургомистр, значит, распинается: «Да мы, да я, да наша доблестная стража под моим чутким руководством, да, дескать, преступность в городе практически искоренена, спите спокойно, граждане обыватели…» Вот тут я серьёзно обиделся.
«Ах ты ж, - думаю, - толстомордик зарвавшийся... Надо бы тебя поучить, чтоб не похвалялся зазря. Небось, по-другому запоёшь, как самого-то обчистят!»
Эх, молодой был, глупый… В Гильдии о своей задумке говорить не стал, самолично решил всё провернуть. Нет, дуриком, конечно, не попёр. Всё как положено - неделю за домом наблюдал, пути отхода присмотрел, со слугами потрепался. Как новолуние началось - пошёл на дело.
Лисом перекинулся, в подвальное окошко пролез, на второй этаж тихохонько поднялся, пошёл бургомистерский кабинет искать. Заперто, само собой. Ну, здесь лису делать нечего. В человека вернулся, отмычки достал, в пять минут с замком разобрался.
В кабинете тьма кромешная. Значит, обратно в лиса. Ему-то темнота нипочём. Да и тайники по запаху искать сподручнее. Вдруг слышу - дверь скрипит.
Это ж как надо было бесшумно подкрасться, чтобы лис не услышал? Плохо, конечно, когда такие накладки в деле происходят. Низкий это класс работы. Хороший вор должен незаметно войти, с хабаром незаметно уйти, ни шерстинки не оставить, ни пылинки малой на полу не потревожить. Чисто как крылатик небесный, полубоговый.
Ну да ладно. Ускользнул я в щель между шкафами, приготовился ждать сколько потребуется. Не будет же хозяин кабинета здесь до утра сидеть? А в засаде ждать мы привычные…
Да только не хозяин в дверь вошёл. Ещё как дверь скрипела, я уже что-то неладное почуял. Пёс сторожевой в кабинет вломился. Видал таких - кривоногие, слюнявые, челюсть как капкан? Бульдог называется. Откуда он взялся, проклятье на мой хвост! Зря я, что ли, за домом наблюдал? Чем хочешь мог поклясться - нет в доме собаки! Однако ж вот он, родимый. Злющий, как голодная ворона. И в темноте не хуже меня видит. Я только бежать дёрнулся, а он меня одним броском достал и в горло вцепился. Тут уж мне не до расчётов стало. Тело само сообразило, в человека перекинуло.
Бульдог от меня отскочил, сопит, красными глазами смотрит. Я со стола скатерть на руку намотал, нож из кармана вытащил. Жду, пока псина поганая на меня бросится. Стыдоба, конечно. Это ж надо так всё дело завалить! А наслежу-то сколько… Позорище. В Гильдии непременно как узнают - смеяться будут над такой неудачливостью.
Да только бульдог бросаться не стал. И лаять не стал. Знакомым до боли движением передёрнулся и… человек передо мной. Знакомый. Очень знакомый. И кто это, по твоему, был?
- Гастролёр заезжий? - наугад ляпаю я. - В обход Гильдии в дом забрался?
- Не угадал, - качает головой Хриплый. - Это сам хозяин дома был.
- Наш бургомистр оборотень???? - выпучиваю глаза я.
- Вот именно, - кивает Хриплый. - Я тоже, знаешь ли, не ожидал. А он спокойно так свечи зажигает, на меня в упор смотрит и говорит:
- Не повезло тебе, парень.
- Это уж точно, - бормочу я.
- Ты не понял, - говорит бургомистр. - Если б ты просто здесь что-то спёр - так это наплевать и растереть. А вот то, что ты меня перекинувшимся видел… Сам понимаешь, носителя таких сведений на улицу не отпускают. И страже я тебя тоже не сдам. Придётся мне тебя здесь и убить.
И знаешь, говорит так спокойно, уверенно. Чувствуется, сказал - сделает.
А что я против него, даже и с ножичком? Ты же нашего бургомистра видел. Он медведю способен шею свернуть голыми руками, а после ножищами своими его как таракана растоптать.
Отступаю потихоньку, а сам бешено соображаю - что же делать? Смотрю - а дверь-то он за собой не запер! В общем, швыряю я в господина бургомистра канделябр, мгновенно перекидываюсь в лиса, и под ногами у него - шмыг в дверь! И вниз по лестнице со всех четырёх лап! Через подвал на улицу - и быстрее ветра по подворотням! За спиной только удаляющийся лай слышу. В общем, оторвался. Повезло.
- Наш бургомистр - оборотень? - я продолжал пребывать в офигении.
- Слушай, малыш, - сурово перебил меня Хриплый, - я тебе это зачем рассказал? Что ты на бургомистре зациклился? Голову включи! Какие выводы?
- Любой добропорядочный купец, ремесленник, да просто случайный прохожий может оказаться таким же, как мы, - медленно произнёс я.
- Именно, - согласился Хриплый. - Поэтому - всегда учитывай такую возможность. Не наглей. Страхуйся. Продумывай отступление. А то либо попадёшься, либо убьют на месте. Или характерную примету заимеешь, вот как я.
Я с недоумением посмотрел на учителя.
- Ты что, не понял, почему меня Хриплым кличут? - насмешливо поинтересовался наставник.
- Это как раз после того случая?
- Ну да. Горло мне господин бургомистр своими клыками, прямо скажем, сильно попортил…
Я медленно переваривал информацию.
- Ты всё понял, малыш? - строго спросил Хриплый.
Я кивнул.
- Точно?
Да понял я, учитель, понял. И ни к чему было так долго рассказывать. Попросту говоря - нельзя недооценивать противника. Учту и запомню. А теперь - спать. Завтра Хриплый будет гонять меня по городской стене. Вверх и вниз, как кота драного, ага. Денёк будет тот ещё.
Но пока ночь. Подмигивает холодным глазом луна и ночь не выдаёт своих тайн.