Писал для «Правды.ру», но в формат не вписалось.
В прошлом году, всем таком из себя кризисном, десятка самых богатых олигархов России практически удвоила своё состояние - приблизительно с $75 млрд до $140 млрд. Только по официальным данным.
Обычный же народ получил уже привычную инфляцию, повышение оплаты ЖКХ и так далее. Это понятно - давно известно, что, ежели в каком месте прибавится, то в другом убавится.
И что делает на фоне этих событий Государственная Дума?
Кто сказал «закон о прогрессивном налогообложении»? Смеетесь, что ли?
Нет, наша любимая Дума принимает закон о сокращении бюджетного финансирования школ, больниц, библиотек и музеев. 23 апреля этого года закон был принят в третьем чтении. Шустро так, все три чтения - с начала года. Одобрямс! Одобрямс! Одобрямс!
Думаю, что никто не удивится, узнав, что закон проталкивается силами «Единой России», а три других госдумовских фракции проголосовали против его принятия. Но они в подавляющем меньшинстве…
Законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» говорит о том, что с 1 января 2011 года для бюджетных учреждений всех уровней (школ и других учебных заведений; больниц и поликлиник, медицинских центров и др.; библиотек, музеев и пр.) прекращается бюджетно-сметное финансирование. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется право получать доходы (от госзаказов и на рынке) и распоряжаться ими.
В бюджете планируют оставить военные и другие силовые ведомства, пожарников и совсем уж экзотику типа лепрозориев. Впрочем, в будущем, вполне возможно, будут частные пожарники, частные тюрьмы и все такое. Не удивлюсь. Но пока - о настоящем. Что нас ждет?
Для простоты возьмем как пример школы. Такой закон сделает легитимными манипуляции с образованием государственного масштаба.
В Конституции записано право на всеобщее бесплатное среднее образование? Ну, помимо того, что мало ли что там записано (там и право на жилье есть, и светскость государства - а что имеем de facto?), все можно сделать куда проще. В подзаконном акте переопределяем понятие «среднее образование» так, что под него попадет лишь то, что надо, делов-то. В Конституции ведь нет определения термина «среднее образование».
В интернете пробегали слова кого-то из педагогов, что при обсуждении законопроекта на уровне директоров школ говорилось о русском языке, математике и «основах православной культуры». Знакомое такое, да. Церковно-приходская школа: чтение, письма и «закон божий». Остальное - за деньги.
К проекту закона существует пояснительная записка. Читаем:
«Существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления…»
Вот оно как!
Действительно, социализм с заботой о народе - это совсем иные социально-экономические условия, чем капитализм с заботой о кармане узкой прослойки.
Кстати говоря, в этой же записке написано, что уже был принят Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», однако на практике более чем за два года, прошедших с момента вступления его в силу, на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения.
Ну, раз не хотят добровольно - то придется действовать в приказном порядке. Не понимает народ своего рыночного счастья!
Наконец-то молодая сувенирная демократия™ избавится от тяжкого совкового наследия в виде школ, больниц и детских садов! Это ведь какие захватывающие коммерческие перспективы открываются!
Причем - это мы о школах говорим. Понятно, что сельские придется закрывать, в городах их количество тоже сократится, но вот как должны подрабатывать библиотеки?
С музеями понятно - будут распродавать фонды. Как отрадно, найден легкий рыночный выход!
Встречалось мнение, что все это ерунда - мол, и так в школах поборы. И вообще - все эти бюджетные организации «плохие», скорее бы их уже позакрывали.
Но если думать хоть на ход вперед - то ясно, что после исчезновения бесплатных учреждений платные учреждения поднимут цены. Причем, думаю, не «на столько-то», а «в столько-то раз».
А если думать на два хода - то очевидно, что после ликвидации бесплатных учреждений отнюдь не будет нашествия квалифицированных платных специалистов, учить, лечить и т.д. будут те же самые «бесплатные бюджетники», только уже за деньги.
Причем денег надо будет много - одно дело, если есть бюджетная смета, и совсем другое - когда есть «госзадания». При их распределении откаты определенно войдут в моду. Много ли выиграет при этом казна, вопрос спорный, зато личный выигрыш чиновников - гарантирован.
Сейчас еще нет точных размеров «во сколько это обойдется родителям», но то, что проскакивает от педагогов в интернете, говорит о 500р в месяц как минимум. За один предмет. Понятно, что сейчас, когда еще нет подзаконных актов и прочих документов, просто прощупывается почва - чиновники эРэФии уже хорошо научились действовать на грани между максимизацией своей выгоды и недопущением народных волнений.
Школа, между прочим, это не только образование как некий набор знаний, но и - о чем любят «забывать» - социализация, воспитание.
И скоро будет как в 20-х годах прошлого века: гоп-стоп и все такое. И сейчас есть, говорите? Не-е, сейчас - это бывает, а будет - нормой. Более половины семей не сможет своим детям дать даже полноценного среднего образования. Понятно, что без образования найти работу в современном мире сложновато. И через 10-15 лет в подворотнях будут десятки тысяч молодых недорослей, которые хотят есть. И не только есть.
Негритянские гетто представляете? Оно самое. Уличные банды, заработок - исключительно криминальный, полиция (а будет уже не милиция, а полиция) в район даже не суется и т.д.
Собственно говоря, ничего нового. Помните «Циркуляр о кухаркиных детях»? 1 июля 1887 года министром просвещения Российской империи графом И. Д. Деляновым был издан доклад «О сокращении гимназического образования», который вводил денежный ценз на высшее образование, и гласил, что таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
Между тем передовая страна современного социализма - Китай - тратит на науку и образование до 30% бюджета.
Причем подобный закон - это новое слово в политике государственного геноцида. Это даже не монетаризация! Тогда хотя бы предлагали какие-то копейки взамен социальных льгот, а в этом случае налоги будут продолжать собираться в прежнем объеме. Просто собранные налоги на социальные цели, необходимые для любого общества - медицина, образование и т.д. выделятся практически не будут, их объем резко сократится. Заметьте - на самофинансирование переводят те организации, которые помогают жить рядовому населению.
Короче говоря, вскоре государство за наши налоги не будет нас ни лечить, не учить. Будет лишь охранять нас от «экстремистов», которым не нравится такое положение дел.
Мнение народа никого не интересует - это традиция с развала Советского Союза, когда референдум четко выразил волю населения за сохранение СССР, но Ельцин с подельниками просто подмахнул бумажку. Незаконно de jure, но тем не менее Союз прекратил существование.
Из не столь давнего - вспомните, как несколько лет обсуждали ЕГЭ. Практически никто, кроме самих реформаторов, не поддерживал уничтожение одной из лучших в мире систем образования, но ЕГЭ ввели приказным порядком.
С.Г. Кара-Мурза верно высказался по поводу нововведения: «Радикальная постановка вопроса в этом законопроекте, который означает новый шаг в отступлении государства, на мой взгляд, может быть продиктована только победителем в холодной войне. … Ни одно, самое коррумпированное, но мало-мальски независимое правительство не предприняло бы такой акции. Это вынужденная мера, демонстрирующая степень утраты суверенитета.»
Что ж, подождем. Когда проект будет доведен до конца и запущен - станет четко ясна политика правительства в смысле «каких граждан хочет видеть наша Администрация».
Будет, если можно так выразиться, индикатор намерений, который невозможно замаскировать никакой демагогией - факты будут говорить сами.
И если действительно будет госзаказ вида «2 часа математики, 2 часа языка, 3 часа физкультуры и 3 часа религии», то государство de facto открытым текстом скажет: «Нам нужны здоровые послушные идиоты».
Не верится?
Что ж, когда-то не верилось и в то, что могут отобрать квартиру, что высшее образование может быть платным, что зарплату размером ниже прожиточного минимума можно еще и не платить вовремя - много еще чего.
А если покопаться в истории, то, помимо «Циркуляра о кухаркиных детях», можно найти еще много примеров для подражания. Скажем, в 1729 году был (анонимно) издан сатирический памфлет Джонатана Свифта «Скромное предложение, имеющее целью не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества», в котором предлагалось продавать детей ирландских бедняков для употребления в пищу представителями высших слоев английского общества.
Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время: