На
тытрубе завязался интересный разговор, но там жутко неудобно, так что перенесу сюда конечный кусок.
Бросание в дихотомию -- это не деление на два взаимоисключающих понятия, а именно что бросание в одну из стророн дихотомии. Если очень примитизировать агхору и т.п., то суть практики можно выразить как "все считают, что А куда лучше Б, а мы будем делать Б, так как на самом деле всё лишь иллюзия и А не лучше Б". После чего возникает резонный вопрос: ну ОК, если А и Б равны, то чего это вы тогда циклитесь на Б?! Куда разумнее к подобному вопросу Фалес: Когда он сказал, что жить и умирать это одно и то же, кто-то спросил его: «А зачем ты не умираешь?» На что Фалес ответил: «Именно потому, что это одно и то же». А тут зацикленность на аскезе, а то и похуже. Что касается Бхайравананды, то ссылку сейчас искать не буду, но было у него в текстах описание визуализации медитации по типа шаманской: поедание духами. С принципиальным отличием: в шаманизме духи, проще говоря, съедают наносное, оставляя скелет: "стержень личности", на который затем нарастает вторичное в обновлённом виде. Т.е. суть практики -- лучшее понимание своего "Я", сути, отделение от вторичного и наносного и тем более чуждого (внешних влияний). А у Бхайравананды было не так: там ещё и съели мозги и насрали в черепушку :-) Т.е. смысл практики -- не обретения себя, а засирание мозгов. Буквально. Даже было написано чем: это, мол, уничтожает гордыню! Прямо-таки монотеизмом запахло. И явное неотличение гордости от гордыни. Гордыня -- это, понятно, фиговато; но вот отсутствие гордости -- это именно что отсутствие личности, потеря "Я" вообще.