Оригинал взят у
nation_ratio в
Так работает экономика потребленияВстретил забавное
описание "общества потребления" с полным отсутствием у автора понимания, а зачем оно вообще нужно? На самом деле все очень просто.
Во-первых, Сталин был объективно прав, когда считал, что по мере развития экономики не денег должно быть больше, а вещи должны дешеветь. Подавляющее большинство предметов потребления сейчас стоит дешевле, чем сто лет назад, если пересчитать цены с учетом вековой инфляции. Иногда на десятичный порядок. Во-вторых, товарная масса потребительских товаров соответствует количеству денег (в т.ч. кредитных, но это другая история). Деньги превращаются в товар, поэтому потребляемый объем вещей и продуктов стал гораздо больше, и жить стало лучше, жить стало веселее. В-третьих, реальный список потребительских запросов обусловлен биологией и анатомией человека, является вполне конечным, и по большинству позиций может быть удовлетворен полностью на достаточно продолжительный срок. Отсюда возникает ограничение на объем товарной массы, находящейся в обращении. Следовательно, для роста объема надо увеличить количество потребностей. Это достигается за счет увеличения номенклатуры, и сокращения вероятного срока использования товара.
При постоянном объеме потребностей номенклатура расширяется путем избыточной специализации. Это как с гаечными ключами: чтобы удовлетворить потребность в закручивании гаек вам потребуется не один ключ, а некоторый набор, охватывающий основные типоразмеры. Соответственно, чем больше размеров и форм гаек вводится в употребление, тем больше можно продать ключей. Но ключ железный, и при должном выборе материала может использоваться очень долго, а при плохом материале производитель несет репутационные потери.
Правильный выход - искусственно ввести срок годности ключа по соответствию произвольному, объективно не измеряемому параметру. Скажем, в этом сезоне в моде вороненые ключи, в следующем хромированные, а потом обрезиненные. Использование "немодного" ключа сопровождается моральным штрафом за "неуспешность". Причем, моральный штраф имеет вполне метериальную цену в рублях и копейках, проявляющуюся за счет потенциальных потерь позиций в любой социальной иерархии, от служебной, до матримониальной: ну кто через пару лет выдаст дочь за лоха с вороненым ключом? На самом деле, корреляция между успехом индивида в иерархическом продвижении и следованием моде далеко не линейна, но целевая аудитория должна быть уверена в обратном, для чего используется известный арсенал маркетологических трюков.
Итого: в обществе потребления рост товарной массы обеспечивается за счет избыточной специализации плюс искусственного ограничения срока эксплуатации. Если обратите внимание,
в "хай-тек экономике" имеет место та же тенденция, когда лицензию стремятся сделать ограниченной по времени, а само ПО мелко блочным, где каждый кусочек оплачивается отдельно.