Оригинал взят у
nattengottin в
Жена- и мать и хозяйка и любовница, и добытчиг денег..Вчера я поучаствовала в нескольких очень интересных обсуждениях, одно из них меня сильно впечатлило, и я попросила автора комментариев сделать из них пост, и теперь хочу им поделиться.
Последнее время я стала задумываться над тем, насколько легко мне дается работа, которую я делаю по дому, я переживаю на тему запущенной внешности и огрубевших рук, и далее по списку.. только что денег в дом не приношу.
А тут все так просто и логично объясняется...
Оригинал взят у
trewin в
Дилетантское мнениеВынесено из коментов:
Пишет:
volshebnii_les"Ваша беда лишь в том, что Вы взяли за основу лет сто назад устаревшую модель отношений между мужчиной и женщиной, когда один - Человек, а вторая - всего лишь обслуга при нем."
Мой ответ: "Эта модель не "сто лет назад устарела", а только в прошлом веке появилась.
До этого замужние женщины с детьми не работали вне дома (максимум - подрабатывали на неполный рабочий день). При этом от женщины требовалось или самой работать по хозяйству (готовить, стирать, мыть и т. д.) или "выглядеть". Эти две функции: "работать по дому руками" и "выглядеть" никогда не смешивались, потому что были функциями женщин разных классов (никто не требовал от дворянки мыть полы, готовить и самой обихаживать детей, никто не ждал от жены лавочника или крестьянки, что она будет "выглядеть"). Кроме того в каждом классе, существовали четко определенные и всем известные обязанности мужчины по дому и по воспитанию детей, плюс к этому любой мужчина должен был самостоятельно зарабатывать (так или иначе) на содержание жены и детей, замужняя женщина подрабатывала (неполный рабочий день) только в случае крайней нужды, и это всегда был позор для мужа. Более того, еще 100 лет назад женские обязанности по дому считались работой и, кстати, тяжелой.
Как мы дошли до современного состояния вещей могу объяснить - если вы сами не понимаете."
В итоге получилось более-менее последовательное изложение моего мнения об изменении положения женщины в обществе на протяжении 20 века, которое я привожу ниже:
Это только мое частное мнение, ни в коем случае не претендующее на полноту.
Западный мир.
Западный мир, это огромное множество стран, расположенных на разных континентах (Северная Америка, Австралия, Европа) И разумеется, в разных странах процессы распада традиционного общества и изменения поло-социальных ролей мужчины и женщины в разных странах протекали по разному. В Америке иначе, чем во Франции, в Голландии иначе, чем в Италии... и т. д.
Поэтому можно говорить лишь о некоторых общих тенденциях, понимая, что не все сказанное относится ко всем странам.
Вместе с индустриализацией начался распад традиционного общества. В западном мире распад традиционного общества начался немного раньше, а протекал намного медленнее, чем в Российской Империи - СССР, при этом в разных странах он протекал по разному. В 19 в. - начале 20 в. феминизм был одним из следствий поиска новых форм общественного устройства.
И надо сказать, что феминистическое движение добилось определенных (и как позже выяснилось - сокрушительных) успехов не только в изменении законодательных прав женщин, но и в перемене общественного сознания. В период между Первой и Второй мировой войнами:
- незамужней женщине стало прилично работать - причем не только девушке из низших классов (эти работали всегда, по экономическим причинам), но и девушке из среднего класса (полагаю тут сказалось еще общее падение уровня жизни после Первой мировой войны, а в США - Великая депрессия) и даже девушке из высших классов работать стало позволительно.
- высшее образование и профессия для женщин высшего и среднего класса из редкого исключения превратилось в нечто само собой разумеющееся (если, конечно, семья могла себе это позволить)
- женщинам некоторых профессий (в частности, ученым) стало позволительно работать и после замужества и даже после рождения детей
- женщины постепенно уравниваются в правах с мужчинами, начинает все громче звучать идея, что женщины не так уж сильно отличаются от мужчин.
Но наиболее радикальные перемены приносит Вторая мировая война.
Во время Второй мировой войны в большинстве западных стран большинство женщин оказывается вынуждено работать. (В том числе и те женщины, которые никогда до этого не работали, и матери, имеющие маленьких детей.) После войны, в следствии гибели мужчин и, что важнее, послевоенного экономического спада многие из этих женщин так и продолжают работать. В целом. можно сказать, что чем сильнее страна пострадала во время Второй мировой войны, тем более нормальным явлением представляется работающая замужняя женщина.
Постепенно развивается уклад в котором:
девушка получает образование, работает до замужества, а после замужества становится матерью и домохозяйкой.
Следствия из этого уклада:
- женщина получает образование и профессию
- женщина работает по специальности и может сделать карьеру
- женщина обычно поздно выходит замуж (благодаря противозачаточным)
- замужняя женщина с детьми может вернуться к работе по профессии (если дети подросли, если семье нужны деньги, в случае развода и по другим причинам)
Заметили самое важное? Женщина сначала делает карьеру, а потом занимается детьми - эти два процесса существуют в жизни западной женщины не одновременно, а последовательно: сначала карьера, потом дети.
Это положение вещей существовало до самого последнего времени. Сейчас во многих наблюдается постепенно накопившаяся и очень неприятная ситуация - падение уровня жизни семей:
В настоящее время в большинстве западных стран многие семьи уже не могут позволить себе жить только на зарплату мужа. Поэтому многие замужние женщины с детьми начинают работать или хотя бы подрабатывать - по чисто экономическим причинам. Все более нормальным становится, что женщина не уходит с работы даже после рождения ребенка. В постиндустриальном мире распад традиционного общества завершается распадом традиционной модели семьи.
Это только мое частное мнение, ни в коем случае не претендующее на полноту.
О нас (Российская империя, СССР, Российская федерация)
Вместе с индустриализацией начался распад традиционного общества. В 19 веке феминизм был таким же следствием поиска новых форм общественного устройства как, например, анархизм. Разумеется, изменение поло-социальных ролей в обществе происходило медленнее всего. (А еще медленнее происходит изменение представлений о поло-социальных ролях в общественном сознании.)
Резкое влияние на изменение социальной роли женщины оказали Первая мировая война и Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
Во-первых, в следствии Первой мировой, а потом Гражданской войны наступила полная разруха, многие мужчины погибли, и женский труд именно на производстве (как промышленном так и сельскохозяйственном) был очень востребован, появилось много матерей-одиночек, которым надо было кормить детей, много одиноких женщин... да и почти в каждой семье каждый, кто мог заработать хоть что-то - работал - стоял вопрос о выживании, для многих очень остро.
Во-вторых, у большевиков были свои идеи относительно семейного устройства. В 20 - 30 гг. 20 в. эти идеи планово претворялись в жизнь. Советское общество этих лет было ориентировано на минимизацию индивидуального и семейного, в том числе и в быту. Предполагалось, что советской женщине не надо готовить - потому что вся семья питается в столовой (где готовит повар-профессионал); не надо присматривать за детьми (за детьми в яслях, а потом в детском саду присматривают воспитатели профессионалы); не надо стирать (потому что все относят стирать в прачечной или чистить в химчистке), не надо шить (потому что одежду шьют на швейных фабриках) и т. д.
Тут следует сказать, что весь этот традиционно женский труд считается полноценным, общественно-полезным трудом, который выполняется достойными, профессиональными членами общества. Пока еще и речи не идет, что "женская работа - не работа". Даже закон о тунеядстве (1961 г.) года разрешает не работать домохозяйкам, имеющим детей.
Но уже в 20 - 30 гг., есть одна очень нехорошая тенденция, которая потихоньку начинает приносить плоды (и приносит из по сей день):
Советская номенклатура (особенно высшая) считает себя, чем-то вроде "новых бар" и заводит в дома прислугу. Прислуга - гладит, стирает, готовит, убирает и т. д.; хозяин всегда накормлен, одет "с иголочки" и ничего дома не делает. Именно на высшую номенклатуру начинает ориентироваться номенклатура пониже, на них стоящие на социальной лестнице еще пониже... стоп. Подобным же образом начинают вести себя люди, которые не могут позволить себе прислугу - вплоть до мастера на заводе, и даже вплоть до рабочих. Всех мужчин, которые не могут позволить себе прислугу обслуживают жены, матери... Почему?
Одна из причин - социальная реклама "освобождения женщины из домашнего рабства" в 20-30 гг. 20 в. была очень сильна, реальные достижения советского общества в этой области были гораздо скромнее. Но в частности, эта реклама объяснила мужчинам, что "по дому женщины теперь ничего не делают" (истинная неправда), реально рекламируемый "образ жизни советской женщины" могли вести только женщины относящиеся к высшей номенклатуре (имеющие прислугу, разумеется, тоже женскую).
И второй момент, более важный. Происходит резкая урбанизация. Городскому жителю (пусть даже он живет в бараке) требуется выполнять гораздо меньше мужских работ по дому, а вот количество женской работы по дому почти не сокращается. Но... в общественном сознании (как и до сих пор) приготовление пищи, стирка, уборка, штопка, взращивание детей считаются традиционно женскими занятиями. А теперь см. выше о социальной рекламе "освобождения женщины от домашнего рабства".
Именно так воспитание детей, стирка, глажка, приготовление пищи, уборка и другие женские работы по дому превращаются в "невидимый труд", который вроде бы и "не работа".
А дальше происходит Вторая мировая война. И опять гибнет очень много мужчин.
Во время и после войны женский труд становится еще более востребованным. И еще более необходимым для выживания всей семьи (хотя и до Второй мировой мало какая семья могла себе позволить отказаться от женского заработка).
В обществе считается, что нельзя заботиться о своем, индивидуальном хозяйстве, когда "нам страну восстанавливать надо". При этом тенденция обобществления домашнего хозяйства и избавления женщины от домашнего труда резко прерывается войной и к этой мысли больше всерьез не возвращаются. Женский домашний труд окончательно превращается в "невидимый труд", "не работу". Несколько позже закон закрепляет существующие общественный представления. Замужние женщины с детьми начинают подпадать под закон о тунеядстве, даже оплачиваемый декретный отпуск в 70 гг. 20 в. составляет около 2 месяцев до родов, и около 3 месяцев после родов, с возможностью продлить декретный отпуск - уже не оплачиваемый - до года. То есть, не только домашнее хозяйство, но и уход за ребенком от 3 месяцев до года - официально не считается трудом настолько, что не оплачивается. В 80 гг. 20 в. декретный отпуск продлили, но на отношение в обществе к повседневному домашнему труду это никак не повлияло. Домашний труд продолжает оставаться женским делом и "не работой". Плюс каждая женщина работает полный рабочий день.
Именно так получается та самая "вторая смена", труд который общество и особенно мужчины не хочет замечать.
А потом наступают 90 гг. когда в нашу жизнь неумолимо вторгаются западные тенденции (о которых я написала выше).
В частности вторгается западная мода и существующий на западе культ моложавости (молодостью это я не назову). Девушки (традиционно для СССР ориентированные на брак) видят как выглядят "тамошние женщины", не осознавая, что все западные женщины, которых они видят - профессиональные модели и актрисы, для которых внешность - работа на полный рабочий день причем с помощью профессиональных косметологов, дизайнеров и стилистов (и умолчим о фотошопе и силиконе).
Так появляется "третья смена" по уходу за собой, практически обязательная для российских женщин.
И эта "третья смена" тоже считается российскими мужчинами "не работой" и "зря деньги тратить"; а получившаяся в результате тяжкого труда и финансовых вложений ухоженность - берущейся из воздуха.
Тем более, что и среди женщин принято умалчивать о тяжком труде и затратах, которым достигается внешность, которую на работе сочтут умеренно приличной или хотя бы "приемлемой для сотрудницы нашей компании".
Если женщина хочет отношений с мужчиной, во внешность вкладывается еще больше сил, времени и денег.
К мужчинам в этом смысл наше общество (в том числе большинство работодателей) гораздо терпимее.
Несмотря на отмену (в 1991 г.) закона о тунеядстве большинство российских женщин просто не может позволить себе не работать по экономическим причинам. Неработающая жена - это существенное снижение уровня жизни, которое большинство семей просто не может себе позволить. Поэтому многие женщины, формально находящиеся в декрете, кроме уходя за ребенком и работы по дому начинают подрабатывать уже в первые месяцы жизни ребенка.
Требования, которые современное общество предъявляет к женщине (и это именно то, что ждет от женщины средний мужчина, а многие женщины сами предъявляют к себе эти требования):
- работать вне дома и зарабатывать деньги (и желательно сделать карьеру)
- выполнять всю работу по дому
- быть "хорошей матерью" ("хорошая мать" с точки зрения общественного сознания - это внутренне-противоречивый набор требований невыполнимый сам по себе).
- хорошо выглядеть (и эти стандарты очень высоки)
- быть интересной личностью (никогда не понимала, что в это вкладывают, но предположим, что это значит "иметь свои хобби и поддерживать дружеские и социальные связи")
- состоять в браке (и подразумевается никогда не спорить с мужем и желательно всегда быть отдохнувшей и в хорошем настроении).
Все эти требования должны быть выполняемы одновременно.
Часть этих требований не выполнима в принципе. Другая часть - требует работы с полной нагрузкой для выполнения каждого из этих требований.
В результате мы получаем ту самую гонку, одной из жертвами которой в той или иной степени оказываются большинство российских женщин, а заодно мужчин, которые не понимают, а в чем собственно проблема.
На всякий случай, а то достали:
1. Если я что перепащиваю, это не значит, что я согласен со всем текстом на 100%, а лишь в главной мысли.
2. В общем виде: если текст содержит мысли "в общем", а не строго список тезисов, то придираться к отдельным положениям, особенно вырванным из контекста -- фу. Здоровая критика в любом случае приветствуется.
В данном случае -- много здравых мыслей, но кое-что добавлю от себя.
1. Таки да, где-то с 80-х установка "домашняя работа как бы не работа" имеет место. Вот только не надо забывать, что уже тогда начала массово появляться домашняя техника (а уж сейчас её...) и всякие полуфабрикаты (а уж сейчас их...). Не, я ел куриную лапшу в деревне у бабушки -- это надо курицу взять, зарубить, очистить от перьев, опалить, выпотрошить, что-то там ещё, а тесто заранее замесить, потом раскатать на лапшу, порезать, высушить в тени на ветерке... Ничего так, вкусно. Но тратить столько времени?! Сейчас этот процесс выглдяит как "купил нужные куски охлаждённой курицы и готовую лапшу" -- и, знаете ли, тоже вкусно. Плюс антипригарная посуда, микроволновки, мультиварки, аэрогрили и проч. Начиная с холодильника, которые произвёл революцию на кухне.
Добавьте то, что сейчас не в моде отскребать деревянные полы и столы, мыть полы ежедневно руками и проч., а закинуть шмотьё в стиральную машину -- дело на две минуты.
Количество работы по дому сократилось стремительным домкратом.
Проблема с детьми -- да, есть; но не с домашней работой.
2. Что касается "хорошо выглядеть" -- то это вовсе не обязательно означает "тратить кучу времени и средств на". Мой свинско-шовинистический мужской взгляд на проблему: да, бывают откровенно некрасивые девушки. Тут, увы, ничего не сделать -- врождённая инвалидность, если можно так выразиться. Косметика и проч. тут уже не помогут (помнится, как-то некая гламурокисо написала пост на тему "мужчина мне должен давать две тыщи баксов в месяц на косметику" и сдуру опубликовала рядом своё фото -- так там не спасут и пять тыщ, только операция, начиная с замены куриных мозгов). А остальным надо всего лишь не запускать себя -- и всё. Русские девушки очень даже красивые, и любой нормальный мужчина скажет, что трудноформализуемая "симпатичность" куда привлекательнее глянцевой красивости. Короче говоря, тезис "нищасным женщинам приходится делать их себя моделей" работает для достаточно узкой среды вида "пизда на продажу" -- а в розницу или оптом (вариант "замуж за папика"), не суть.
3. Что касается работы -- ну так логично, см. п.1. Да, есть проблема "дети или карьера" -- в большинстве случаев для карьеры нужно много непрерывных усилий. Но я что-то не пойму: а что, у всех, кто не рожает -- мужчин тоже, соотв. -- офигенно успешная карьера? Решите, что хотите в жизни, и не ебите мозги. Кому действительно важна именно карьера -- её добиваются любыми способами и несмотря ни на что (тут у женщин ещё метод "через постель" добавляется), а в большинстве случаев "если бы не дети, то я..." -- это лишь оправдание перед собой и другими, причём не задержки в самообразовании, той же карьере и проч. (потеряно несколько лет, надо наверстать), а именно для того, чтобы ничего не делать -- "яжемать" как вершина личностного роста.
Примечание: я вовсе не считаю, что карьера -- это хорошо, а современном мире -- скорее наоборот: карьера будет, личности -- нет.
4. Что касается "состояния в браке вышеописанным образом" -- то у меня на подобное всегда возникает вопрос: а на фига было за такое замуж-то выходить? Типа "не виноватая я, оно само получилось?". Сейчас вовсе даже XXI век -- и можно без проблем пожить годик-другой вдвоём, не размножаясь, чтобы точно понять -- а стоит ли с этим человеком жить предположительно всё оставшееся время и общих детей заводить?
Так что тема интересная, но претензии крайне однобокие и вымученные.
Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время: