Православная культура

Dec 10, 2012 23:24


Как все в курсе, есть тезис о том, что-де русская культура основана на православии и всё такое.
Понятно, что раз православие было официальной религией почти тысячелетие, то влияние оказывалось, но вот "основана"?!
Не будем отвлекаться на "огнём и мечом", поучения против язычников вплоть до XVI века как минимум и даже на "зачем русским еврейский бог", речь сугубо о культуре. Мол, нельзя быть в русской культуре, знать её, не зная основ православия (официальная версия на тему "зачем ОПГ в школе").
Я тут задумался над темой -- и не понял, а что именно-то основано в русской культуре на православии?
Конечно, оно упоминается -- те же потешные сказки о попах (см. Афанасьева), антипоповские пословицы и даже Александр "Наше Всё" Пушкин написал "Сказку о попе и работнике его Балде". Как-то на основание не тянет. Я согласен, что тут по большей части критика не православия per se, а именно церковников, но не суть, всё равно показательно. Как и двоеверие, которое и было народной религией, по форме -- христианской, по сути -- языческой.
В чём влияние православия на русскую культуру конкретно? Не пойму.
Скажем, в XVII веке именно РПЦ изменило русские имена на церковные. Это оказало влияние, согласен -- но это ведь уничтожение русской культуры, а не "основана на". Была плеяда русских философов -- по ним наглядно видно, как х-во на Руси повлияло на философию: она насквозь религиозна. Опять же, не могу назвать положительным влиянием сведение философии к околорелигиозной тематике, что означает догматичность аксиологии, полный затык с эпистемологией и т.д.
РПЦ против науки даже в просвещённом XIX веке, из общеизвестного -- запрет «Рефлексов головного мозга» Сеченова.
Искусство? Скульптура как-то вообще не особо развилась, а художники, если уж говорить о влиянии православия, получили уродство типа обратной перспективы, взрослых пропорций младенца Иисуса и вообще догму "как писать иконы высокодуховно" вместо развития живописи.

Кроме того, тезис гласит, что надо знать православие, чтобы понимать русскую культуру. Возьмём для примера Топ 10 самых читаемых авторов (понятно, что в другом месте может быть некоторое отличие, но не принципиальное):
Пушкин Александр Сергеевич, Блок Александр Александрович, Толстой Лев Николаевич, Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, Гоголь Николай Васильевич, Некрасов Николай Алексеевич, Чехов Антон Павлович, Тургенев Иван Сергеевич, Достоевский Федор Михайлович, Островский Александр Николаевич.
Ну и что именно надо знать из православия, чтобы понять их творчество, и зачем?
Пожалуй, с некоторой натяжкой это можно сказать про Достоевского -- но, вообще-то, специально знать особо ничего не надо, герои раскрываются по ходу книги. Ну, читая фрагмент про великого инквизитора, желательно иметь представление об инквизиции, но это не православие. Толстого понесло в толстовство, решил потроллить РПЦ, но в его кригах этого как-то не заметно. А у Гоголя те же "Вечера на хуторе близ Диканьки" или "Вий" тогда уж требуют знания народных мифов, а не церковных.

Никто не в курсе, что именно подразумевают, когда говорят о том, что русская культура основана на православии, её нельзя понять без знания православия и проч.?
Ложь "до христиан письменности не было" -- понятно, не считается.

Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время:

мысли, религия

Previous post Next post
Up