Ралли «Полюс Холода 2014»...

Mar 17, 2015 10:01


Эта запись должна была быть опубликована ещё до Нового года, но по стечению обстоятельств текст её был случайно удалён. Но гештальт надо всё же закрывать...

...Если в 2013 году на ралли я попал случайно, то в 2014 всё было обговорено заранее. Ну как заранее... За две недели до старта мне позвонил Сергей и предложил снова побыть штурманом в его экипаже, благо в прошлый раз я себя вроде бы хорошо зарекомендовал. Подумал и согласился.





Ралли - вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях. Это вид гонок отличается тем, что заезды главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования, в формате «из пункта A в пункт B» с прохождением контрольных точек. Спортсмены едут на максимальной скорости только на специально перекрытых скоростных участках (их обычно называют СУ или ДОП). А от одного спецучастка до другого раллисты передвигаются, соблюдая все правила дорожного движения и за строго определенный временной норматив.
Как и в прошлом году, торжественный старт был на площади Орджоникидзе города Якутска в 10:00. Были журналисты различных телеканалов как местного так и федерального уровня. Кроме того, были и различные независимые представители СМИ.



Брали интервью у участников, а так же у представителей судейской коллегии гонки. Почему представители, потому, что почти все судьи выехали на трассу раньше, чтобы подготовить так называемые точки ВКВ (внезапный контроль времени) и ВКС (внезапный контроль скорости), на которых фиксировали в какое время и с какой скоростью участники будут проходить checkpoint'ы.

Кроме представителей судейской коллегии торжественную речь должны были произнести министр туризма и предпринимательства Республики Саха (Якутия), а так же другие видные деятели города. Одним словом - торжественный старт гонки.



В этом году в гонке принимали участие различные экипажи как из города Якутска, так и из города Мирный. И хотя ралли проводится таким образом, чтобы класс автомобиля играл не первую роль, все участники были в основном на внедорожном транспорте.



Хотя были и исключения.

К примеру, был участник и на раритетном «Москвиче» ;). Правда вскоре у него возникли проблемы с двигателем и он, к сожалению, был вынужден сойти с дистанции...



Были и представители премиум-класс на таком аппарате как Toyota Land Cruiser 200. Причём приехал этот участник своим ходом из города Мирный :) Забегая вперёд скажу, что этому участнику тоже не повезло и он на последнем участке ралли попал в небольшую аварию в результате им тоже пришлось выйти из гонки.



Ну, а в целом, торжественный старт был ещё и прекрасной возможностью для жителей города посмотреть на представителей внедорожного спорта республики ;) Да и без приколов тоже не обошлось :)



[Небольшое лирическое отступление под названием «Что надо было с собой брать и зачем...»]Спальник. Практика показывает, что он нужен почти везде. Поэтому, в любой непонятно ситуации - бери спальник.

Тёплые вещи и тёплая обувь. Мы ехали на Полюс Холода, где только недавно был зарегистрирован минимум температуры в -71,2°С. Так что одеваться надо было тепло. Мало ли, что на трассе могло было случиться. Двигатель стал и всё. Жди подмогу. Она приедет, но через сколько? Так что замёрзнуть можно было очень легко. Особенно это касалось обуви. Т.к. если на плечи можно было одеть сто одёжек, то на ноги особо много не напялишь. Я одел зимние ботинки. Унтов у меня, к сожалению нет, ~18 000P для меня деньги не маленькие. И надо признаться, что ноги у меня подмерзали, при том, что на улице я особо долго не находился. До 30 минут максимум. Не без прыжков на месте. В принципе, можно и без унтов, но вы тогда должны быть уверены в своей обуви и своих носках.

Перчатки. Перчатками тоже не стоит пренебрегать. Руки в -40°С мёрзнут быстро. Profit!

Еда и вода, термос. Из продуктов надо было брать с собой то, что можно было быстро приготовить. Либо то, что не испортится за пару дней. Стандартный набор включает в себя: Доширак, хлеб, колбасу, сыр, варёные яйца, жаренная курица. Обязательно: печенье, вафли, орехи, шоколад. Я взял с собой вафли, пряники, шоколад. Ибо каждый раз ваять бутерброды как-то неудобно, тем же печеньем можно перебить временно чувство голода и не отвлекаться от маршрута. Воды я взял 12 литров в бутылках по 2 литра. Во-первых, повреждение одной бутылки не приведет к потере всего запаса воды. Во-вторых, одну бутылку можно держать в непосредственной близости от себя и спокойно пить, в отличии от невозможности нормально пить на ходу из 5-литровой канистры. Это очень пригодилось нам во время дороги. Ну и термос. Термос просто с горячей водой. Имея такой можно спокойно на привале заварить чай в кружке, либо запарить Доширак. Если по оценки ситуации видно, что до финиша привалов не будет, но хочется чая, то в термос можно просто кинуть пару пакетиков чая и получить уже термос с чаем. Кэп одобряет, если чё.

И вообще, еду в дорогу стоит брать раздельными игридиентами, чтобы на выходе получить возможность эти ингредиенты смешивать по усмотрению.

Тёмные очки. На открытом пространстве, где много снега, очень необходимы очки т.к. хоть и холодно, но отраженный свет от снега глаза выжигает на раз два.

Вообще вещей с собой не стоит брать очень много. Просто подумайте, что вам может понадобиться каждый день. Это и берите.


После того, как официальные лица наговорились в микрофон все участники участники поехали к официальному месту старта ралли в Нижний Бестях, который находится на другом берегу реки Лена по отношению к Якутску. Там всё было уже без пафоса и лишних разговоров.



Старт участников осуществлялся согласно порядковым номерам через равные промежутки времени. Всем участникам были выданы маршрутные листы с точками-ориентирами. Кроме того, на этом листе проставлялось время старта, а уже по имеющимся данным в листе, участники сами должны были рассчитать время своего финиша.



Если расчётное время финиша участника совпадало с расчётным временем прибытия на финиш посчитанным судьями, то можно считать, что победа у участника в кармане. Единственное, надо ещё соблюдать ПДД. За несоблюдение правил следует штраф по времени. Если, к примеру, вы превысили скорость в зоне езда со скоростью 40 км/ч на 1 км, то экипажу назначается штраф в 1 минуту.

Многие сейчас спросят, как судьи узнают, что экипаж имеет превышения по скорости? Всё просто, в конце каждого участка, участник предоставляет судьям трек со своей GPS для анализа. У судей же имеется вся информация по скоростным режимам на участке проведения гонки.

Кроме того, ещё одной особенностью ралли является время прохождения точки финиша. Если на финиш прийти раньше, то экипажу назначается штраф в размере двух минут за каждую минуту опережения времени прихода на точку финиша отличающегося от расчётного. Если опоздать на финиш, то тоже штрафуют. Но тут уже штраф идёт минута за минуту опоздания. Другими словами, участнику надо приехать на финиш минута в минуту.

Поверьте, ближе к концу каждого участка ралли мозг выкипает полностью. Скоростные участки проходить намного легче. Хотя вроде бы и нет ничего сложного и гонка проходит примерно в таком ключе:

image Click to view



Финиш первого участка ралли в посёлке Хандыга.

Хандыга - посёлок городского типа в Якутии в 450 км к ВСВ от Якутска, административный центр Томпонского района Якутии. Образует Городское поселение посёлок Хандыга. Бывший распределительный пункт ГУЛАГ. Порт на реке Алдан.

Расположен на правом берегу реки Алдан, на автодороге «Колыма» (Магадан - Якутск, бывш. «Хандыгская трасса»). Расстояние до Якутска: наземным путём - 449 км, воздушным - 370, водным - 642.

Выполняет функции местного организующего центра.

Приехали мы туда под вечер. Поели в одном из кафе и отправились в общежитие местного горного колледжа устраиваться на ночлег. В прошлом году я не успел толком заснять интерьер общежития, в этом году я успел снять пару фотографий.

В общежитие есть свой буфет, в котором студенты могут купить себе завтра, обед или ужин.



Тут же имеются несколько столов, где можно спокойно поесть.



Буквально за стеной стоит теннисный стол на котором можно абсолютно свободно играть.



За порядком в коридорах общежития следят достаточно хорошо. Во всяком случае ни на одном из этажей не было замечено следов грязи.



Кроме того, на каждом этаже есть уголок отдыха, где стоит телевизор, удобный диван, цветы и стол для настольных игр.



Так же на каждом этаже есть несколько общих кухонь, где имеются пару плит, микроволновка, стол и холодильник. Всё опрятно и чисто.





Лестничные клетки и лестницы общежития поддерживаются в надлежащей чистоте и порядке.



Кроме того, очень много декоративных элементов.



Это если кратко об общежитии. Ну, а мы быстро позавтракав и приведя себя в порядок выдвинулись на старт второго участка ралли по маршруту Хандыга-Томтор.

В этот раз я не сильно много снимал т.к. во-первых обязанности штурмана довольно много забирали времени, во-вторых, мы решили ехать по спецучасткам ралли без остановок, чтобы потом не нагонять отставание от времени, а, это надо сказать, очень трудное дело, если всё делать с учётом ПДД...

Тем не менее - старт!





Внук и дедушка...

Хандыга отапливается в основном котельными на угле, из-за чего посёлок чуть больше чем полностью покрывается сажей. Обратите внимание на чёрный снег на обочинах.





Стартовали так же как из Нижнего Бестяха, согласно порядковым номерам и с равными интервалами по времени.

Если на участке Якутск-Хандыга мы ехали в основном через многочисленные поселения, что на участке Хандыга-Томтор цивилизации было заметно меньше. Но, с другой стороны, пейзажи стали намного красивее...



Исторический момент: наш GPS отметил прохождение своего 5000-го километра.

И хотя было мало времени чтобы что-то снимать на фотоаппарат, у нас была альтернатива в виде GoPro-камеры, которая компенсировала отсутствие фотографий возможностью снимать видео...

К примеру, вот так мы ехали по серпантину...

image Click to view



Или поездка по горной дороге...

image Click to view



А вот так выглядит переправа через реку зимой...

image Click to view



Встречи участников на дороге это довольно редкое явление, потому, что встреча может произойти только по двум причинам: это поломка одного из участников или когда один из участников неправильно произвёл расчёт времени и скорости на участке.

image Click to view



Кстати, ещё одно такое замечание: если на участке Якутск-Хандыга мы ехали в основном по равнине, то участком Хандыга-Томтор представлял из себя в основном горную местность. Было так же и достаточное количество рек на пути, через некоторые из которых было довольно боязно ехать в виду непонятной надёжности мостов...

image Click to view



Но как это случается, всякая дорога где-то да заканчивается. Вот и мы в какой-то момент тоже приехали на финиш второго участка ралли недалеко от въезда в посёлок Томтор.



Финишировавшие участники ставили свои машины в ряд, а сами собирали и делились своими дорожными впечатлениями.





Ещё одна особенность местного климата: до того как солнце скрылось за горизонтом, на улице было довольно комфортно, но как-только солнце зашло, буквально мгновенно температура опустилась до -40°С... Бррр...

Но это были цветочки наших температруных впечатлений. Ягодки мы увидели чуть позднее...



Кэмпинг! Помню на брифинге мы задали вопрос организаторам о том, где мы в этом году будем ночевать в Томторе. Нам сказали, что наш любимый, с прошлого раза, спортзал будет занят, но для нас возведут комфортный кэмпинг. Мы ещё спросили, а не будет ли там холодно? На что нас уверили, что будет жара как в Ташкенте, поэтому не стоит беспокоиться.

...когда мы увидели кэмпинг снаружи и внутри, в наши мысли закралось некое подозрение...



...поэтому мы всё же добились того, что первую ночь в Томторе мы снова проведём в местном спортивном зале.





Ночь прошла тепло и без происшествий.

На следующий день мы собрались на скоростной этап ралли...







Первый из скоростных участков проходил по просёлочной дороге. Нашей задачей было проехать с минимальным временем. Сначала нас провели с финиша участка до его старта, чтобы мы могли отметить наиболее сложные участки дороги. Потом построили согласно порядковых номеров и через равные промежутки времени выпускали на старт.

Как это было можно увидеть на видео с нашей камеры.

image Click to view



Во второй части гонки нам надо было показать лучшее время на внедорожном участке используя для навигации road-map. Нам просто показали, где старт, а дальше мы должны были найти финиш ориентируясь по отметкам указанных на листе бумаги в стиле «через 400 метров поворот на право». И если в первом случае мы перед гонкой проехали от финиша до старта, то тут мы даже понятия не имели где будет финиш и была вероятность, что свернув куда-то не туда, могли укатить в тайгу.

К сожалению, у нас не вовремя закончилось место на карте памяти, поэтому видео записано не полностью :( Часть трассы проходила по просёлочной дороге, и где-то трасса была всё же утрамбована.

image Click to view



После достижения финиша на участке, спортсмены собирались неподалёку и делились впечатлениями





Рассказывает явно что-то интересное...



Пока общались удалось рассмотреть некоторые повреждения автомобилей, которые они получили на трассе. К примеру, у автомобиля на следующей фотографии после прохождения первых этапов появилось серьёзное повреждение от камня вылетевшего из-под колес проезжавшего мимо автомобиля. Камень прилетел с такой скоростью, что снял железную стружку толщиной около 1 милиметра, отрикошетил в лобовое стекло и ставил на нём достаточно серьёзную трещину. Благо стекло было двойное и часть своей энергии камень потратил на соприкосновение с капотом. Так бы последствия могли быть более серьёзными.

Отсюда вывод: двойное стекло надо ставить всегда при движении по Якутии между городами.



Ну, а дальше мы отправились в кэмпинг!

Советские палатки. Шконки из ГУЛАГа. Романтика Северного края! Что может быть лучше? :)))



Хорошо, что хоть нам дали шкуры, которыми можно было укрыться и хоть как-то согреться, хотя это не всех спасало. Лично мне было холодно. Я попытался заснуть, но через пару часов проснулся и дальше метра от печки не отходил, каждые пару минут подкидывая в неё дрова.

Но некоторым было довольно комфортно. Обратите внимание на белые носки торчащие из-под шкуры ;) Это Дэрел. Дэрел приехал из ЮАР преподавать английский язык и по-русски не бум-бум. Нет, это нам не помешало конечно обсудить проблемы геопозиционирования GPS в условиях плотной застройки, наоборот, мы довольно сносно общались :) Дэрел хоть и хмурым ходил, но дядька он отличный ;) Честно говоря, я не знаю как его удалось уговорить поехать с нами на «Полюс Холода», видимо дух авантюризма в нём достаточно хорошо развит, в прочем, как и у нас :)



Был случай с Дэрелом, когда мы все пошли в столовую, поели, а потом спросили у поворов, куда посуду выкидывать одноразовую. Они видимо нас не совсем поняли и сказали, что всё сами уберут. Все ушли. Остались только мы с Серёгой возле вешалки и Дэрел, который заряжал телефон от одной из розкток. Тут значит выходит одна из работниц столовой в зал, видит огромную гору посуды и всплеснув руками выдаёт «Батюшки!». На что Дэрел в совю очередь выдал: «Рашн Традишн!». Ржали все :)))

Но вернёмся к нашему быту.

Отдельным вопросом стоял и процесс справления малых и больших нужд населения. Я не про бюджет сейчас, если что ;) В -40°С особо на улицу не побегаешь, а если и побегаешь, то возвращаешься исключительно в бодром расположении духа. Но бодростью такой лучше не злоупотреблять. Как мы выходили из ситуации? Всё просто: судьи умудрились снять один из местных домиков с удобствами. Ну вот мы и бегали туда под всякими предлогами. Ну или когда одна из машин заглохла на морозе, нам пришлось её транспортировать в ближайший тёплый гараж. Гараж большой и для отопления имел собственную котельную на угле... В общем, было невтерпёж, и как я понял это делалось в этой котельной не впервые, мне было предложено справлять нужду прямо на уголь. Я не стал отказываться. Хотя это и было дико. Но ребята, скажите мне честно, кто из вас хоть раз в жизни срал на уголь? :))))

Закончим с подробностями севрных кошмаров и вернёмся к повествованию.

На следующий день мы поехали в Оймякон.



По-фотографировались и решили заехать на сам фестиваль «Полюс Холода».



Побродили, посмотрели, после чего отправились перекусить. Возле местной столовой увидели такую вот картину... Ну грех не сфотографироваться на фоне :)



Тригада ©

Перекусили и отправились в обратный путь до Якутска...



По пути, правда, заехали в посёлок Ючугей, который расположен недалеко от Томтора, чтобы посмотреть на солнечную электростанцию, которую там построили.



Встретили местного работника, который хоть и имеет возможность уехать из родного посёлка, но совершенно не спешит этого делать. Его всё устраивает. И это прискорбно на самом деле.



Ну, а дальше мы поехали в режиме free ride и любовались окружающим пейзажем. Останавливались. Фотографировали.



Встречали на пути коллег спортсменов, общались и катили дальше.



image Click to view



В один прекрасный момент мы выехали на озеро... Машина словно плыла по снегу...

image Click to view



Ближе к вечеру приехали на самую знаменитую заправочную станцию Якутии, на «Кубу». Через неё проехало большинство международных экспедиций, которые держали путь по Якутии.



Потом стемнело и наш пейзаж превратился в Road To hell! Едешь в абсолютной тьме и свет фар вырисовывают только дорогу... Ничего кроме дороги... В голову закрадывалась даже мысль, что кроме дороги в общем-то и нет больше ничего... Бездна. Бездна сквозь которую тянется одинокое снежное полотно дороги...

image Click to view



В один прекрасный момент мы поняли, что довольно сильно устали и ехать дальше уже не можем ибо рискуем заснуть в движении. Серёга сказал волшебное слово «В песту!» и предложил остановиться на ближайшем отстойнике для дальнобойщиков с целью покемарить полчаса и продолжить движение. Я не отказался. И честно, думал, что поспать вряд ли удастся в силу того, что кресло на котором я сидел не откидывалось назад.

Мы проспали 9 часов. Девять часов сна в невероятном сидячем положении в машине. Я всегда думал, что это невозможно будет так спать. Но нас просто выключило от усталости. И знаете, что? Теперь я верю, что человек может спать и стоя, если понадобиться.

В общем, проснувшись и осознав то, что с нами произошло и вспомнив где мы, мы решили продолжить движение домой в Якутск...



Post Scriptum

Наш друг Дэрел был удостоен специального приза как интернациональный участник ралли.



Ещё один экипаж тоже получил индивидуальный приз за то, что они единственные из всех рискнули доехать из Оймякона до горного озера Лабынкыр. По слухам, там водится своё Лохнесское чудовище ;)



Ну, а мы с Серёгой заняли третье место в общем зачёте ;)



Но не это главное, главное, что мы прекрасно отдохнули и в очередной раз воспользовались возможностью посмотреть на невероятно красивые места республики Саха (Якутия).

Партнёры и спонсоры:

ОО «Федерация автомобильного и мотоциклетного спорта РС(Я)»

холодильник тоже космос, photo(фото)

Previous post Next post
Up