Напротив Нахимовского училища в Санкт-Петербурге установлен на вечную стоянку крейсер "Аврора". Именно из его орудия вечером 25 октября 1917 года был произведен исторический выстрел, ознаменовавший начало Великой Октябрьской революции. История крейсера сама по себе очень интересна и заслуживает отдельного рассказа. Но сегодня не об этом и не так подробно.
Крейсер Аврора принимал участие в двух война, был потоплен и чуть не ушел на слом после окончания Великой Отечественной войны. Успел сняться в кино за другой крейсер, был учебной базой и наконец стал музеем.
В середине 80-х годов прошлого столетия с крейсером приключилась еще одна история. К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. Межведомственная комиссия, созванная Главкомом ВМФ осенью 1980 года, представила заключение по техническому состоянию корпуса. После двух лет споров и трудных решений решили провести восстановительный ремонт с заменой повреждённых элементов корпусных конструкций. Проектировщиком назначили Северное проектно-конструкторское бюро, исполнителем Судостроительный завод имени А. А. Жданова (ныне "Северная верфь"). Инженерами было принято решение о полной замене нижней части корпуса крейсера, несмотря на протесты со стороны историков флота. Тогда еще много что заменили, полностью переделали и даже некоторые части унесли на сувениры. От настоящего крейсера, в его первозданном виде, практически ничего не осталось.
Хотите узнать что было дальше? Тогда милости просим под кат.
Новая нижняя часть корпуса "Авроры" в доке судостроительного завода.
В конце лета 1987 года крейсер был переведен от стенки завода им. Жданова к Петроградской набережной и установлен на вечную стоянку.
Буксировка крейсера "Аврора" при проходе через Троицкий мост.
Спустя 24 года утро одного летнего дня началось где-то в приграничном районе. Радио вещало передачи и музыку из сопредельного государства, а я пытался позавтракать и любовался красивой природой.
Иногда встречались более техногенные объекты и по своему дополняли пейзаж.
Немного поплутав вокруг нового порта Усть-Луга, я был поражен масштабами и размахом строительства! Все стройки что я видел до этого момента просто несерьезное хобби в сравнении с ним. Еще нашел место строительства совсем нового храма. Строится скорей всего на деньги инвесторов порта. Называться будет Свято-Троицкий (Морской) собор.
Вот и Финский залив во всей его красе. Точнее его Лужская губа. И вот зачем я сюда приехал. Место по истине уникально. Данный кусок берега в начале тридцатых годов ХХ века было решено превратить в новую и запасную базу ВМФ на Балтике, по причине ограниченного пространства в Кронштадте. Объект получил название "Строительство №200" и проходил по совершенно секретным документам
Специально для строительства был организован Лужский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). В план сооружения новой базы входило углубление фарватера и акватории, строительство причалов, складов и ремонтной базы, включая сухой док. Поблизости должен был вырасти целый город и проложены две железнодорожные ветки. Для охранения базы так же планировалось привлечь существенные военные силы, с созданием поблизости войсковых частей. Многое из этого удалось сделать до войны. Слухи говорят о существовании железнодорожного тоннеля и еще чего-то под землей. Но сильно по тем местам лазить не советую, вдруг что...
Грандиозным планам помешала война. Сначала наши воска все взорвали, потом немцы при отступлении. Восстанавливать базу не стали, из-за возвращения базы в Таллине. Да и не до этого было после войны. И дошел до нас очень печальный вид не просто заброшенной, а полностью уничтоженной, базы.
Из всех построек в округе только вот этот домик.
Прибрежная полоса усыпана остатками различных береговых конструкций. Из земли торчат металлические стенки, которыми укрепляли берег.
Остатки взорванной причальной стенки. Тянутся они вдоль берега на два километра, до сухого дока. Он сейчас затоплен и к нему просто так не подойти, так как там причалы.
Но приехал я сюда посмотреть на более интересную и знаковую вещь. На фотографии в волнах, еле показываясь над водой, виднеется металл. Это та самая нижняя часть корпуса крейсера "Аврора", отрезанная на заводе.
По завершению ремонта было принято решение отбуксировать остатки крейсера подальше, с глаз долой. База "Ключи" прекрасно подходила для этой задачи. Что планировали дальше точно не ясно, но помог случай. Уже на базе, вовремя волнения моря, останки крейсера, являвшие собой баржу, хватили воды и затонули. Так это или нет, сейчас сложно судить.
Так теперь и лежит днище "Авроры" возле самого берега и иногда становится добычей охотников за металлоломом. К счастью, до основной части корпуса им не добраться, на заливе отливы незначительны.
В 2010 году группа дайверов пыталась исследовать этот исторический артефакт, но им помешала погода.
Дальнейшая судьба этих обломков совершенно неясна. Но вряд ли что-то будет предприниматься официально, иначе что тогда говорить начнут про макет напротив Нахимовского училища, почитаемый туристами как истинный и неподдельный символ революции 1917 года.
Исторические фотографии нашел на сайте www.navsource.narod.ru/ Свои снимал на китайский калькулятор последней модели.
Еще видео по теме.