Практически в центре Москвы (историческом районе Миусы) существует очень небольшая лавка под назв-анием "Оптовая торговля Кавказскими фруктами Каландадзе", под мирной вывеской которой скрывается настоящая подпольная типография. Ну как скрывается, о ней все знают, так как реальную подпольщину превратили в музей. Само здание является бывших доходным домом, который в начале 20-го века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву. И с учетом того, что недалеко и знаменитая Бутырка, а напротив считай был полицейский участок и казармы Москвоской конвойной бригады - расположить что-то незаконное здесь было делом смелым, хоть и весьма рискованным.
При этом музей под этой вывеской существует аж с 1924 года, и его организовавывали те, кто и создавал когда-то подпользину эту, и даже работали в ней. Так что экспозиция воссоздана чуть ли не до милиметра.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Типография здесь располагалась в дни первой революции 1905-1907 года, была глубоко законспирирована и издавала революционные листовки и газету "Рабочий". И это, как пишут, единственная такого рода типография, которую так и не раскрыли усилиями царской полиции.
Вход в музей располагается сбоку за симпатичный акустической аркой, входишь и оказываешься в небольшом холле с кассами, гардеробом, информационным разнообразным: как брошюры, так и интерактивное табло.
Полюбопытствовав на тему расположения комнат в ближайшей брошюре потопали исследовать самостоятельно.
картинка честно стырена с брошюры про типографию
Сам музей из трех этажей, и первый этаж как раз и показывает интерьеры торгового зала и небольшой квартирки управляющего этим всем Кобидзе. Лавка имела складской подвал, под которым и была на три метра вглубь вырыта та самая типография, в которой ныне всем показывают реконструированную типографию с печатным станком "Американка". И в подвал можно спуститься. Конечно, в саму типографию никто не пустит без присмотра, сликшмо глубоко, а вот в подвал можно спокойно спускаться.
Первая же жилая комната... да какой комната, комнатка, оказалась такой небольшой, что двум людям было весьма трудновато разминуться на входе выходе. К тому же она была проходной...
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Предметов немного, но к каждому можно подойти да рассмотреть, даже к детской кроватке, стоявшей в изголовье и так небольшой кровати.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
И отдельного внимания удостоилась вышивка, так как я увлекаюсь вышивкой, ну и там в подвале копошились еще посетители, то спокойно было время все изучить.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
В самой лавке несмотря на небольшое помещение спокойно разместились витрины с фруктами, и прочим интересным, включая секретный ключик. Как говорится хочешь спрятать, прячь на виду. И это можно отнести и к самой лавке.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Смотритери предупредительно смотрят (тут должен быть каламбурящий смайлик), чтобы никто не навернулся в открытый подвал. Что интересно, если подвал открыт, то пройти в лавку сложновато, так как перешагнуть и не пошатнуться еще умудриться надо, да и мебель расставлена так, что за нее не то чтобы не схватишься, она сама помешает перешагнуть и устоять))) И спускаться надо весьма осторожно, так как спуск крайне низкий и в подвале тоже не особо выпрямишься, даже с моими 163 см.
Внизу разложены и выпуски газеты, и листовки и со всем можно ознакомиться, посидеть да почитать))
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Да и вообще есть что почитать, разного да исторического))
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Спуска еще ниже нет во избежание лишней травматичности, но в целом сквозь оставленные проемы все прекрасно видно. Если учесть, что все это прикрывалось дополнительно, то не приведи ночь остаться там надолго, так как клаустрофобию схлопотать можно как нефиг делать, и сырость добьет здоровье. Однако выпрямиться в полный рост там вполне можно было. И это не единственный печатный станок... выше этажом стоит примерно такой же, в большей сохранности и подойти к нему можно гораздо ближе.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
А дальше нас ждали следующие этажи. На втором этаже весьма богато иллюстрированная история полицейского сыска, включая этапирование заключенных, и условия жизни на каторге и в ссылке.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Все это сопровождается сохраненными предметами, которые собрали и передали музею члены Общества бывших политкаторжан и ссыльных в 1920-1930 годах. Каждый предмет достоит пристального изучения, включая примеры алфавита для шифровок и перестуков.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Жизнь на каторге и в ссылке не прекращалась, даже дни рождения праздновали и прочие праздники. Вообще, история таких людей и похожи, и не похожи одновременно. У каждого своя вина или "вина", у каждого своя статья, которая определяет каторжник ты или ссыльный.
фото сделано на мой замечательный китайский тапок
Третий же этаж небольшого музея отдан во владение временным тематическим выставкам, посвященным памятным датам нашей истории. В наше посещение там размещалась экспозиция, посвященная русско-японской войне, и показывали отрывки из старого черно-белого фильма про знаменитый крейсер "Варяг" под командованием Всеволода Фёдоровича Руднева...
Музей стоит того, чтобы его посетить, весьма примечательный и интересный, даже если брать в расчет его небольшую площадь.
Forever yours,
Рыж