В период зимних праздников, начиная с первого воскресенья декабря и до самой Епифании исторические парусники открытой части экспозиции Морского Музея Чезенатико превращаются в подмостки для городского Рождественского Вертепа. Впервые вертеп предстал перед горожанами и туристами в 1986-м году.
Первой была установлена фигура Сан-Джакомо, святого Иакова Зеведеева, покровителя Чезенатико; впоследствии к ней постепенно добавлялось все больше и больше фигур, причем это были не только привычные "участники" традиционного Вертепа - святое семейства и волхвы - но и, можно сказать, "посторонние" персонажи, взятые из жизни простого рыбацкого поселка, каким раньше и был, собственно, Чезенатико. И в этом случае Вертеп не только подводит зрителя к главному христианскому празднику, но и параллельно как бы знакомит его с историей конкретного города: рыбаки, торговка рыбой, женщина, раскатывающая тесто для пьядины, мужчина, чинящий рыбацкие сети, уличные музыканты, сидящие перед кукольным театром детишки, а из воды высовывают деревянные морды дельфины, бывшие в середине двадцатого века одним из символов города.
Все фигуры выполнены в натуральную величину: лица, руки, ноги и все остальное вырезано из европейского кедра, одеяния сшиты из вощеной ткани, Расцветки те самые, что использовались в старину местными рыбаками для раскрашивания парусов. Результат очень натуралистический, а когда в сумерках включается установленная на кораблях иллюминация, эффект получается потрясающий.
Каждый год к экспозиции добавляется еще по одному персонажу, таким образом с семи фигур, выставленных на самом первом Вертепе в 1986-м году их количество увеличилось до 47-ми в 2011-м.
Каждый год на открытие Вертепа и первое включение иллюминации собираются сотни туристов.
На небольшой сцене, устанавливаемой напротив главной городской церкви, дети из городского хора поют рождественские песни, затем проходит официальная часть -мэр обращается с речью к местным жителям и гостям города, потом выходит священник с молитвой. В наступившей к тому времени темноте гасятся все фонари на примыкающей к церкви и Морскому Музею части канала и в торжественной тишине кто-то из важных гостей мероприятия нажимает главную кнопку. Канал озаряется двойной иллюминацией - из Вертепа и с отражений в гладкой, как оливковое масло, воде канала.