3-й КРИЗИС. Вторая (левая) квадратура, 21 год, "10 дом". Кризис контроля. Характеризуется тем, что перед началом кризиса преобладает ощущение, что можно все пустить на самотек. Как правило, в 21-22 года человеку начинает казаться, что он "уже пожил" и знает, что к чему, что он обрел достаточно знаний и опыта, чтобы расслабиться и подумать, что главные трудности уже позади. И действительно, в среднем к этому возрасту человек уже окончил школу, выбрал профессию, заканчивает институт, устроился на работу, получил достаточные социальные навыки, умеет обращаться с деньгами, вступил в брак или во всяком случае имеет опыт отношений, а некоторые уже родили детей. Однако не забываем, что социум (символическая верхняя половина нашего цикла) в этот пери-од активнее человека, и расслабляясь, человек позволяет событиям идти своим чередом, не замечая, как они выходят из под его контроля и начинают совершаться помимо человека.
Если социальный статус на этот момент удовлетворителен, то все идет как по заведенному порядку, а если нет, то наступает кризис неудовлетворенности своим местом в мире. Идут обвинения в адрес родителей, начальства, правительства, социального устройства, инфантильные протесты и попытки подогнать социум под себя, в то время, как социум продолжает неумолимо сгибать человека, невзирая на его вяканье.
Вспомним, что каждый предыдущий этап влияет на последующий. Если кризис 15 лет пройден неудовлетворительно, то к моменту серьезной социализации так и не повзрослевший человек при первых же трудностях будет требовать от мира, чтобы он прогнулся под него, такого хорошего. Типичные жалобы - "мне не везет" (а что ты сделал, чтобы везло?), "преподаватель меня не любит, поэтому я не сдал экзамен" (сами понимаете), "начальник - козел" (а ты, конечно, отличный работник), "подумаешь, прогулял (выпил с друзьями, наделал долгов, за-пустил учебу)" , "я понял, что не готов к браку, она меня вынудила" и т.п. Типично инфантильное поведение - искать причину где угодно, только не в себе.
Кризис 21 года ясно дает понять, что человек не в состоянии изменить социум, что изменения происходят по своим законам, и что ему все равно придется жить в социуме таком, какой он есть и уж лучше приспособиться, чем протестовать, разрушая свою жизнь. К этому моменту важно примириться с этим, научиться извлекать и этого свою пользу, важно не встать в позу обиженного, не запить, не пуститься во все тяжкие и т.п. Важно ощутить себя действительно взрослым, ответственным за свою судьбу и за судьбу своих детей, своей семьи, продолжателем которой ты являешься и т.п. Еще один важный момент этого кризиса (да и вообще Сатурна) - нужно научиться уважать тот государственный строй, в ко-тором ты живешь, уметь находить в нем свои достоинства, чтобы успешно вы-живать. Диссиденты и революционеры долго не живут.
Важный момент этого кризиса - проявление проблемы с отцом. Сатурн и 10 дом олицетворяют ту роль отца, которая заключается в том, чтобы показать ребенку, что в жизни есть смысл, что нужно к чему-то стремиться помимо личного комфорта, что необходимо быть вписанным в социум, найти свое предназначение или просто место в жизни. Даже если отец не воспитывал ребенка, или его про-сто не было, или он был плохим родителем, у каждого человека есть архетипический образ идеального отца. Этот архетип побуждает каждого из нас искать свое место в жизни, думать о том, чему себя посвятить, кем работать и т.п. Бессознательно мы хотим показать нашему отцу (реальному или идеальному), что мы чего-то стоим, что он может нами гордиться.
Если ребенка бросил отец, развелся с матерью, особенно если семья после этого стала хуже жить материально, то такой ребенок, вырастая, начинает истово делать карьеру, а если карьера его не интересует или не удовлетворяет, начинает заниматься эзотерикой, психологией или ударяется в религию. То есть, он ищет высший смысл, который оправдал бы его существование, дал цель, помог найти призвание. Также он ищет учителя, который бессознательно олицетворяет образ идеального отца. Поэтому так важно в процессе кризиса 21 года перестать обвинять других, разобраться в себе, исправить ошибки, окончательно принять свою взрослую ответственность за собственное будущее. Только после этого поиски смысла принесут плоды, а не будут похожи на бесконечные попытки оправдать свои страдания.
Особенность данного кризиса в том, что он наступает постепенно, среда затягивает, социум неумолим и не прощает долгов, в то время, как человеку кажется, что еще можно немного потянуть, что все образуется, и вообще, это еще не по-настоящему, а вроде как понарошку. Но мы помним, что здесь как раз пик социального, социум проводит проверку соответствия, и есть очень большая опасность скатиться вниз, в нижнюю полусферу, в детство, беспомощность. Начать декларировать "мне ничего не надо, я не карьерист", "я не гонюсь за деньгами", "все равно мне в этой стране не дадут проявить себя". Все это сильно влияет и на способность создавать семью, содержать детей. "Брак - это тюрьма, он убивает любовь". В душе - горечь: и это все, чего я достиг? Как же я пойду дальше? Поиски смысла. Если не научился жить по-человечески, начинает искать смысл в философии, эзотерике, религии, но не потому, что туда привело призвание, а чтобы спрятаться, запудрить мозги себе, родителям, супругам, оправдать свою несостоятельность. Такие "эзотерики" вечно учатся и никогда не находят то, что ищут, мучительно перебирая школы, учителей, обнуляя полученные знания. Им кажется, что еще немного, и они найдут истину, но чтобы решить эту проблему, необходима серьезная проработка отношений с отцом.
Продолжение