Султан Салах ад-Дин (в европейской традиции - Саладин) считается одним из самых выдающихся политических деятелей средневекового Востока, который сыграл важную роль в его истории и непосредственно в истории исламо-христианского конфликта. Проблема взаимоотношений Востока и Запада, безусловно, очень актуальна на сегодняшний день, потому что неугасающая политическая и культурная борьба между двумя религиями, который мы наблюдаем в настоящее время, уходит корнями в раннее средневековье и длится уже более тысячелетия.
Весомый вклад в изучение военно-политической деятельности Саладина сделали Стенли Лейн-Пул, который первым начал заниматься этим вопросом , Эндрю Эренкрейц, Яков Лев и Девид Николь. В советской историографии следует выделить Л.А. Семенову, которая, используя классовый подход, в своей монографии посвятила значительное место выявлению и изучению социально-экономических причин успехов Саладина.
Саладин родился в 1138 г., в городе Тикрит. Свою политическую карьеру он начал в Дамаске, при дворе дамасского эмира Нур ад-Дина, который подчинялся багдадскому халифу аль-Мустади из династии Аббасидов. Аббасиды были официальными покровителями суннитского ислама, в то время как Фатимиды, которые правили Египтом, были шиитами.
Прежде чем прославиться в борьбе с крестоносцами, Саладин многое сделал для того, чтобы обновить силы исламского мира. Приняв визират в Египте, он по приказу багдадского халифа сверг Фатимидскую династию и подчинил Египет власти Аббасидов. При нем в 1171 г. умер последний халиф аль-Адид. Став полноправным правителем, Саладин устремил все свои силы на то, чтобы улучшить социально-экономическое состояние Египта и укрепить материальную базу армии (путем проведения реформ икта). По отношению к Нур ад-Дину, формально покоряясь ему, но тайно стремясь к независимости, Саладин вел осторожную политику. Несмотря на это, их взаимоотношения существенно ухудшились. Но в 1174 г. Нур ад-Дин умер и Саладин получил возможность осуществить цели.
В период с 1174 по 1186 гг. Саладин проводил завоевательные действия относительно Сирии с целью объединения ее с Египтом под знаменами суннитского ислама; в 1186 году он завершил покорення Джазиры.
На данном этапе политической деятельности Саладину удалось посодействовать консолидации исламского мира под властью багдадского халифа, укрепить армию благодаря проведенным земельным реформам и богатым ресурсам покоренного Египта и вывести последний из тяжелого социально-экономического кризиса, который он пережил в первой половине ХІІ столетия при правлении обессиленной Фатимидской династии. Саладин стал основателем новой династии - династии Айюбидов, которая правила в Египте вплоть до 1250 г.
Внешнеполитические действия Саладина характеризуют его как политика осмотрительного и дальновидного. В 1173-1174 гг. при участии его брата Туран-Шаха был покорен Йемен, оплот профатимидских сил, которые ратовали за возвращение наследников аль-Адида к власти. Рапространение политического влияния на юг Аравийского полуострова давало возможность уберечь Хиджаз от посягательств шиитов и полноценно контролировать морские пути из Судана в Египет, которые использовались ради путешествий мусульманских паломников в Мекку и Медину. Также одной из причин экспансии Саладина в Йемене можно назвать поиск надежного убежища на случай поражения в возможном конфликте с Нур ад-Дином (который тогда быв еще живым).
Приблизительно в то же время (1172-1174 гг.) были завоеваны Нубия и Киренаика, восточная провинция Ливии. Экспансия в Нубии, осуществленная братом Саладина аль-Маликом аль-Адилем, была также спровоцирована наличием там профатимидских элементов и необходимостью ликвидировать главный источник повстанческих сил. Киренаика (или Барка, как ее называют арабы) была очень привлекательной для Саладина в связи с тем, что была достаточно богатым регионом, для того, чтобы снять с Египта тяжесть роли основного поставщика материальных ресурсов.
Вышеописанные действия Саладина демонстрируют его стремление укрепить границы огромной Айюбидской империи и обеспечить сильные тылы для ведения борьбы с главным врагом тепер уже объединенного ислама - христианскими государствами Леванта. Укрепление Сирии и Египта, слабость иерусалимского королевства (тогда его королем был Ги де Лузиньян), которое в тот период было ослаблено внутренними политическими междоусобицами и децентрализацией королевской власти, привели к тому, что потомки первых крестоносцев были попросту неспособны на полноценную войну с противником. 4 июля 1187 года произошла битва у Хаттина, которая определила дальнейшую судьбу Иерусалимского королевства. Овладев на протяжении двух месяцев рядом городов, принадлежавших крестоносцам (Акрой, Назаретом, Бейрутом, Сидоном, Хайфой и т.д.), 2 октября 1187 года Саладин вынудил Иерусалим сдаться. По сравнению с тем, ценой какой крови был завоеван Иерусалим в 1099 году, Саладин оказался относительно гуманным победителем - капитуляция была осуществлена на приемлемых для его жителей условиях, им было позволено оставить город после выплаты определенной суммы выкупа за каждое лицо.
Таким образом, Саладин достиг своей главной цели - Иерусалим всегда был для мусульман святым городом, третим по значению после Мекки и Медины, потому что в нем, как они верили, вознесся на небо пророк Мухаммед. Военные достижения Саладина и гибель Иерусалимского королевства вызвали широкий резонанс вхристианской Европе; началась подготовка третьего крестового похода, окончательными руководителями которого стали немецкий император Фридрих І Барбаросса, английский король Ричард I Львиное Сердце и французский король Филипп ІІ Август.
Ради достижения успехов в войне с европейскими христианами Саладин также пошел на сближение с Исааком Ангелом, императором Византии, которая всегда враждебно относилась к западным завоевателям, которые проходили через ее территории. Общая ненависть к крестоносцам стала причиной для заключения союзного договора, согласно которому Исаак должен был военными методами препятствовать передвижению через подвластные ему земли Фридриху Барбароссе, который первым из трех лидеров крестового похода отправился в Палестину. Вопреки ожиданиям Саладина, действия Исаака не принесли значительного результата: опасаясь Фридриха и его огромного войска, который до того еще и вступил в союзнические отношения с Иконийским султанатом, византийский император пытался избегать прямых столкновений, что ему и удавалось делать. Все решил случай, когда Фридрих Барбаросса погиб 10 июня 1190 года при переходе через речку Салеф.
Важнейшим и последним этапом войны Саладина с крестоносцами стала борьба с Ричардом Львиное Сердце, в частности, оборона Акры, которую тот осаждал с помощью бывшего иерусалимского короля Ги де Лузиньяна, Филиппа Августа, Конрада Монферратского, маркграфа Тирского и Леопольда, герцога Австрийского. Невзирая на все междоусобные противоречия, которые царили в христианском лагере, Саладину все же не удалось помочь городу удержаться.
Далее Ричард сделал попытку отвоевать у Саладина прибрежные территории (им были захвачены Арсуф и Яффа). Трижды он пытался подойти к Иерусалиму, но, сомневаясь в собственных силах, так и не отважился осадить город. Армия Ричарда, как и войско Саладина, было утомлено и деморализовано. Силы Саладина также подходили к концу: он не получал существенной помощи от багдадского халифа, среди его вассалов назревали сепаратисткие настроения, армия была дезорганизована. Именно поэтому ему пришлось идти на уступки: - 2 сентября 1192 года было заключено перемирие между ним и королем Ричардом. По условиям договора крестоносцам была оставлена узкая прибрежная полоса от Тира до Яффы, а за христианскими паломниками было закреплено право доступа к святыням Иерусалима.
Третий крестовый поход не стал для Европы решающим событием. Он лишь продолжил время пребывания европейцев на территории Леванта еще на столетие, хотя не укрепил их политического положения. Что касается Саладина, то, несмотря на сомнительный успех в борьбе с Ричардом, ему все-таки удалось ограничить влияние крестоносцев на Ближнем Востоке и доказать католической Европе то, что ислам имеет силы для того, чтобы защититься от иноземной экспансии. Также вызов, который Саладин бросил Западу, выявил слабость Иерусалимского королевства и неспособность крестоносной знати к консолидации и объединенным военным действиям. То время, которое латиняне еще продержались на мусульманских территориях, стоит охарактеризовать как период агонии, затянувшийся на столетие благодаря тому, что Саладин, утомившись от нескольких десятилетий затяжной войны, был неспособен довести ее до конца.
Баха ад-Дин. Саладин, победитель крестоносцев / Пер. с араб. - М., СПб.: Изд-во ДИЛЯ, 2009. - 432 с.
Камал ад-Дин ибн ал-Адим. Сливки истории Халеба / Пер. Л.А. Семеновой // Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии. - М., 1990. - С. 315-342
Ибн ал-Асир. Полный свод всеобщей истории / Пер. Л. И. Надирадзе // Хрестоматия по истории Халифата. - М, 1968. - С. 184-188
Абу-ль-Аббас аль-Макризи. Книга поучений и назидания, [содержащихся] в описании кварталов и памятников [Каира] / Пер. Л.А. Семеновой // Семенова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. - М., 1966. - С. 174-186
Вильгельм Тирский. Belli sacri historia, libri XXIIІ // История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.). - СПб, 2001. - С. 324-338
Бернард Казначей. L`estoire de la conqueste de la Terre d`outremer etc // История Средних веков: Крестовые походы (1096-1291 гг.). - СПб, 2001. - С. 364-369, 396-401
Ернул. Свидетельство о Хаттинской битве 1187 года, составленное бывшим там франком, Ернулом, написанное вскоре после 1197 года / пер. Г. Росси // Peter Edbury, The Conquest of Jerusalem and the Third Crusade. - Scolar Press: Aldershot, Hants, 1996 //
http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Ernoul/text.phtml?id=479 Lane-Pool S. The life of Saladin and the fall of the Kingdom of Jerusalem. - London: G. P. Putnam`s Sons, 1898. - 416 p.
Ehrenkreutz A. Saladin. - New York: State university of New York, 1972. - 290 p.
Lev Y. Saladin in Egypt - Leiden, Boston, Koln, 1999. - 214 p.
Nicolle D. Saladin: The Background, Strategies, Tactics and Battlefield Experiences of the Greatest Commanders of History. - O., 2011. - 64 p.
Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. - М.: АН СССР, 1966. - 214 с.