О том, что до революции и войны город Орел был, если так можно выразиться, «многоконфессиональней» чем сейчас, я знала и раньше. Но, только начав интересоваться историей города, просматривая литературу на эту тему, я узнала, что у каждой из конфессий были свои отдельные некрополи. Тогда же, я узнала и о существовании в черте современного Орла, старого еврейского кладбища. Решив посвятить этому месту одно из заседаний клуба «Орловский тафофил», мы с
avit_al подготовились и навели справки. Так что на место мы выдвинулись уже подготовленными.
Сегодня заброшенное еврейское кладбище находится рядом с железнодорожным мостом у Гипсового комбината (которого, к слову сказать, уже практически нет) − это улица Энергетиков, не центр города, но уже и не совсем окраина. Адрес довольно точный, но найти по нему кладбище оказалось очень непросто.
Начался наш поход с того, что мы не там свернули и заблудись, но потом поняли свою ошибку и вернулись, не прошло и получаса. Но, даже придя на место, мы не сразу поняли это. Оказывается, кладбище сегодня расположено в довольно глубоком овраге. Об этом в книжках не пишут. К тому же, за долгие годы овраг зарос деревьями, так, что продраться туда летом было почти невозможно. Наконец нашли небольшой проход.
1.
Но перед тем как нырнуть в овраг, расскажу все, что известно об истории этого места.
Согласно скудным историческим сведениям, еврейская община в Орле появилась в середине XIX века. Первоначально она состояла из так называемых «николаевских солдат» - детей из еврейских местечек, забранных в рекруты и отслуживших 25 лет в царской армии. По окончании службы они и их потомки получали право селиться в городах вне черты оседлости и приписывались к мещанскому сословию. С годами к бывшим солдатам прибавились ремесленники и купцы I гильдии, на которых закон о черте оседлости тоже не распространялся.
Практически одновременно с образованием орловской общины, за приделами города, вдали от православных кладбищ и храмов появился общинный некрополь. Этот обширный участок на правом берегу Оки, за вокзалом, стал первым из «неправославных» кладбищ города (позднее в Орле появились еще католическое, лютеранское и по некоторым сведениям мусульманское).
К концу XIX - началу XX века еврейская община в Орле стала довольно многочисленной. Стараниями ее членов кладбище обустроили, у него появились каменная ограда. В таком виде оно продолжало существовать и в годы советской власти, оставаясь действующим до 60-х годов ХХ века.
25 августа 1962 года, по решению орловского горсовета, еврейское кладбище Орла было закрыто. Часть захоронений была перенесена родственниками на новые городские кладбища. Однако родственники нашлись не у всех. Сказались тут и два года оккупации с радикальным стремлением решить «еврейский вопрос» и послевоенная эмиграция. Поэтому часть могил осталась на прежнем, заброшенном месте.
К сожалению, фотографий этого места не до, не после революции либо не делалось, либо просто не сохранилось до наших дней. Поэтому представить себе как выглядело кладбище до закрытия, можно лишь по рассказам людей, которые жили поблизости, или тех, кто бывал там до его закрытия. Один из них, председатель еврейской религиозной организации города Орла «Центр Шолом» Семён Лившиц (который помогал мне в подготовке статьи, за что ему большое СПАСИБО!). Еще ребенком он бывал там в 50-е годы. По его словам, тогда, кладбище начиналось почти от перекрестка современной улицы Энергетиков и Московского шоссе, простираясь почти до реки. Вход был со стороны улицы, через ворота и небольшую калитку. Ворота были очень красивые, кованые с затейливым ажурным орнаментом в который были вплетены стилизованные фигуры львов, стоящих на задних лапах и звезды Давида. За воротами начиналась широкая центральная аллея, от которой отходили маленькие тропинки. Самые старые захоронения кладбища были в дальней его части, а ближе к входу - могилы советских времен.
Однако придя туда сегодня ничего из описанного увидеть невозможно. Все годы после закрытия кладбище постоянно разрушалось. Была уничтожена ограда и многие надгробия. Из-за деятельности находящегося рядом Гипсового комбината, произошла эрозия почвы, и прежде ровный участок кладбища постепенно превратился в довольно глубокий овраг, куда сползло и большинство могил. К тому же за годы после закрытия на самом старом участке заброшенного кладбища были выстроены гаражи, а на месте где был вход, недавно появился магазин автозапчастей.
Зная, что кладбище заброшено уже много лет, и за ним никто не следит, мы с
avit_al были готовы к тому, что увидим, но всё же, лично мне поначалу стало немного не по себе.
Среди густых зарослей, деревьев, кустарников, дикого винограда, то там, то здесь, нам встречались полуразрушенные памятники. Большинство из них разбито и лежит на земле. Разбито не при падении, а специально, ударом кувалды или еще чего-то тяжелого.
2.
3.
4.
5.
Видимо, большая старая гробница.
6.
К сожалению, подтвердилась и рассказанная мне
avit_al, история, сперва выглядевшая в моих глазах скорее как байка, про гробокопателей, ищущих «еврейское золото» в могилах. Действительно, многие могилы разрыты. Под тяжелые плиты, лежащие поверх могил, сделан подкоп сбоку.
7.
8.
Кроме «золотоискателей» и любителей помахать кувалдой, приходят на старое кладбище и любители «пикников». К тому же, в овраг с разных концов скидывают мусор, слава Богу, в основном строительный. Картину дополняет недружелюбный лай собак и шум вокзала. Но обо всем этом быстро забываешь, погружаясь с головой в атмосферу этого места, разыскивая уцелевшие надгробия, читая и разглядывая надписи.
Пожалуй самый красивый кадр лета.
9.
10.
Поскольку самая старая часть некрополя не сохранилась, большинство памятников на кладбище уже послереволюционных времен. В основном, они в форме двух плит, одна лежит на могиле, а другая, с информацией о покойном стоит на ней вертикально. Сделаны такие надгробия из бетона или кирпича. На других орловских кладбищах я таких не видела. Фотографии и таблички с именами, вставлявшиеся в специальное углубление, в основном разбиты.
11.
12.
Есть здесь и пара классических советских обелисков из металла.
12. 1.
Имен погребённых и дат жизни, которые можно прочесть, так немного, что можно перечислить всех.
13.
14.
15.
16.
Осколок таблички из большого памятника: Гуревич Моисей.
17.
А вот эту плиту кто-то пытался собрать. Кто и зачем не знаю. Но нижний кусок явно не отсюда.
18.
Летом условия для съемки не самые удачные, густая листва и яркое солнце тогда помешали мне «понять» и «рассмотреть» этот старый некрополь.
Дореволюционных надгробий летом мы почти не нашли, лишь отдельные их обломки. Уж очень густые заросли были в той стороне оврага.
Поэтому, я сходила туда еще раз в конце апреля. Правда почетный член клуба "Орловский тафофил",
avit_al осталась дома. Но на то она и почетный, что бы издалека следить за мытарствами председателя. :0))
Надела резиновые сапоги, но они не понадобились.
19.
Вместо, ожидаемой, непролазной грязюки там уже выросла молодая травка и цветы.
20.
Да и деревья как выяснилось, зимой почти все спилили, но почему-то не увезли. С одной стороны это хорошо, что кладбище видно с дороги да и спрятаться там так хорошо у «пикникующих» уже не получится. Но с другой стороны через этот бурелом почти невозможно пробраться и пройтись по нему стало совсем трудно. Да и очарования заброшенности стало меньше.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Целью моего весеннего визита было найти дореволюционные памятники и понять чем же они отличаются от тех, что сохранились на православных кладбищах.
Этот гранитный саркофаг мы летом умудрились не заметить. Из него сделали скамейку у дороги.
27.
Побродив по самому кладбищу, я нашла много интересных старых памятников, которых мы тоже не видели летом, и сделала некоторые выводы.
Часть сохранившихся надгробий старого еврейского кладбища такие же, как на других старых кладбищах Орла.
28.
29.
30.
31.
Только здесь эти фигурные обелиски из гранита и песчаника (но естественно без крестов наверху) и даже черный саркофаг, вытащенный к краю дороги, не привлекают много внимания. И взгляд, скользнув по ним, останавливается, может на более скромных, но необычных для православных кладбищ надгробиях, которые и придают этому некрополю свой неповторимый колорит.
Конечно самые интересные надгробия старого еврейского кладбища с надписями на иврите. Их возраст точно определить трудно, но все же, думаю, что они делались не менее ста лет назад. Надписи же на русском языке больше характерны для надгробий советского времени.
В большинстве своем это простые плоские плиты. Есть среди них фигурные, в форме арки и простые прямоугольные. На некоторых кроме текста вырезаны орнаменты и звезды Давида.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Из всех плит, больше всего мне запомнилась одна - прямоугольная из белого известняка, с изображенной на камне ладонью. Как потом мне объяснили специалисты, этот знак говорит о том, что под плитой был похоронен Коэн (потомок служителей из I и II Иерусалимского Храма, который сам тоже мог быть священнослужителем). Такой человек дает благословение - и это означают либо две ладони, сложенные в ритуальном жесте, либо одна, как на этом памятнике.
39.
40.
Кроме плит, сохранилось на кладбище и несколько более сложных по форме старинных надгробий не характерных для православных захоронений. Представить, как они выглядели в целом виде, сейчас можно только мысленно собрав воедино лежащие на земле разрозненные части.
Обычно таких части было две или три. На невысоком широком основании стоял толстый, прямоугольный столб, или плита, венчавшиея навершием в виде двускатной крыши и или «короны». Основной текст, выбитый на таких больших и сложных памятниках, как и на меленьких плитах, был на иврите, но иногда он дублировался и на русском. Благодаря чему их можно точно датировать началом ХХ века и узнать даты жизни и имя покойного.
41.
42
43.
44.
Здесь на основании надпись: "Дина Яковлевна Попель - скончалась 5 января 1911 года. Мир праху твоему дорогая мать".
45.
46.
47.
Не везде надписи дублировались. Этот памятник с длинной надписью на иврите пожалуй самый красивый на кладбище.
48.
49.
avit_al перевела надпись на памятнике так: "Здесь погребена замечательная женщина Хая Исааковна Горшинер (? Гуршинер? Гуршин?)"
Думаю, что прежде, таких красивых стел на старом еврейском кладбище было много. От некоторых из них остались лишь обломки, на которых едва можно прочесть даты или имена.
50.
51.
52.
Отсутствие деревьев позволило разглядеть и более мелкие детали старого некрополя.
53.
Видимо это кусок той ограды, что была по периметру кладбища.
54.
Собственно это почти все надгробия, которые удалось найти в летних зарослях и весеннем буреломе. От большого кладбища остался лишь небольшой участок.
А так выглядела весной граница старой части кладбища. И те самые гаражи.
55.
Жаль, что это одно из старейших кладбищ Орла, дошло до наших дней в таком плачевном состоянии, что не сохранилась его ограда с ажурными воротами и старейший участок с надгробиями XIX века. Но даже в современном своем виде место это сохраняет очарование старого некрополя, притягивает и завораживает своей историей, красотой старинных плит заросших мхом, необычными надгробными памятниками и надписями на непонятном языке.
Современная еврейская община Орла уже много лет борется за восстановление и благоустройство хотя бы этой, оставшейся части некрополя. Если это им удастся, то старое еврейское кладбище станет одним из интереснейших мемориальных мест города. Однако времени на то, чтобы спасти остатки кладбища осталось совсем мало: памятники разрушаются и растаскиваются, в дальней части продолжают расти гаражи, магазин автозапчастей расширяет свою территорию за счёт засыпки кладбища.
56.
Источники:
http://gazeta.aif.ru/_/online/orel/781/02_01 http://fermana.livejournal.com/11430.html http://www.orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=298&page=0#msg3154 P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.