Про военную педагогику-1. Время.

Jul 24, 2024 03:08

Приветствую!

image Click to view



Далее последуют несколько заметок сугубо гражданского человека (меня) про военную педагогику, сделанные на основе некоторых с ней соприкосновений.

Итак. При необходимости подготовить N человек за M дней следует четко уяснить, сколько есть времени на обучение. При этом:

1) Нельзя играть в любимую военными игру "сначала ждем - потом бежим" и пытаться после месяцев ничегонеделания пытаться решить проблему за неделю занимаясь по 18 часов в сутки. Точнее пытаться можно - решить нельзя, способность человека к усваиванию информации ограничена, уставший человек учится плохо.
Важно - эта способность тренируется, например, старшеклассник хорошей физматшколы или студент хорошего ВУЗа реально может осваивать сложную теорию по 12 часов в день. Полагаю, есть люди, которые могут сложные моторные навыки так же интенсивно учить. Но вот эта способность учиться тренируется много лет, если не всю жизнь с детства, и за две недели, или сколько там обучения есть, ее не прокачать. Поэтому рассчитывать на продуктивное обучение более 8 часов в день не стоит. Попытки выжать еще капельку обернутся только усталостью назавтра, а не усвоенным материалом.

2) В течение времени, выделенного на обучение, люди должны присутствовать на занятиях. Если во время обучения люди находятся в нарядах, на хозработах, получают снаряжение, проводят строевые смотры, присутствуют на общественных мероприятиях, находятся в увольнении, занимаются, чем угодно, кроме обучения - они не учатся (внезапно!). Вся эта псевдовоенная суета, столь милая сердцу псевдовоенного человека, к обучению никакого отношения не имеет и должна быть сведена к минимуму. Командир, который не смог организовать присутствие людей на занятиях - хреновый командир вне зависимости от того, сколько у него звезд на погонах и лет выслуги, и какой образцовый порядок он навел в казарме/парке. В завхозы пусть идет, тоже профессия нужная.
Если жизнь такова, что кто-то обязательно должен что-то делать во время занятий - надо в явном виде выделить тех, кто будет учиться, и тех, кто не будет, и не полагаться на волю случая в виде расписания нарядов, и уж тем более не пытаться играть в мнимую справедливость "почему это Х должен третий раз в наряд идти вместо У" или "почему это Х ходил в увольнение, а У сейчас не идет". Х должен идти третий раз в наряд, поскольку его ВУС - продолбщик, а ВУС У - наводчик СПГ, и научить У для боеспособности подразделения стрелять из СПГ важнее, чем научить Х продалбываться. Х ходил в увольнение, поскольку по предмету "продалбывание" занятий не было (это он и так умеет), а У не идет, поскольку по предмету "огневая подготовка - СПГ" занятия есть. Если этого не сделать, то по закону подлости во время обучения на СПГ расчеты СПГ будут получать гранатометы, во время инженерной подготовки саперы что-нибудь грузить и т.п.

3) Проистекает из 2. Во время, выделенное для занятий, люди должны заниматься. Не двигаться к/от места проведения занятия, не получать/сдавать матчасть, не строиться, строиться и еще раз строиться, не перекуривать, наконец - а заниматься. Все вышеперечисленное должно быть минимизировано и/или вынесено за расчетное время занятий.
Учебный процесс должен быть организован с максимальным вовлечением личного состава, ситуация, при которой люди стоят в строю (сидят, лежат), а один/два непосредственно занимаются с инструктором или на учебном месте терпима быть не может. Как организовать учебный процесс в конкретных условиях следует продумать - разбить бойцов на пары/тройки, чтобы они какие-то задания выполняли со взаимным контролем, например.

Это все может показаться речами капитана Очевидность, но я бы это все не писал, если бы, знаете, кто-то кое-где у нас порой...

С уважением, Dargot.

педагогика, опыт, досужее

Previous post Next post
Up