Гендер / теория власти / феминизм
(продолжение) 18.09.2011
accion-positiva.livejournal.com/117319.html «Феминизм и переосмысление реальности. Мужчинам - Свобода (воля и представление, возможность мочь),
женщинам - Необходимость (нужда и претерпевание, тело как судьба).
Психо-духовно-интеллектуальное состояние живого разумного существа, принужденного жить в таких условиях, представляется мне в виде мира голодных духов, прета, то есть "ушедших", удаленных из жизни (4) и скитающихся по цементированной пустыне в поисках пищи. Но в мире голодных духов нет ни еды, ни воды, поэтому они постоянно страдают от голода и жажды. Бредут, покачиваясь, на своих иссохших ногах по бескрайним каменистым или заледенелым пустошам. Толпами и поодиночке добредают до конца цементной пустыни и незаметно исчезают по ту сторону отчаяния. Однако, некоторым из исчезнувших удаётся вернуться, и возвращаются они уже не как прета, а как осознавшие себя, что-бы-это-не-означало (5). Возвратившиеся "отличаются" от остальных тем, что уже не испытывают страха перед постоянными голодом и жаждой, они знают, что искать на поверхности бессмысленно, да они и потеряли всякий интерес к этим поискам. Они уже точно знают, что необходимо разрушить цементный слой, откопать и собрать все разбросанные кости, вернуть себе ключ жизни.
Проблема в том, что можно вернуться не когда захочешь, а когда возникнет возможность.
Неприятие феминизма женщинами и освобождение от символического насилия
Не секрет, что большинство женщин отвергает феминистскую теорию (взгляд на реальность). Задача феминизма - как и большинства социальных движений как таковых - во многом заключается в том, чтобы сделать видимым групповой конфликт, в данном случае воплощенный в динамике "господство мужчин/подчинение женщин". Эта задача может показаться непосильной в контексте перманентного и структурного насилия, осуществляемого в отношении женщин. Часто создается впечатление, что феминистки и феминисты "говорят для себя", "слушают сами себя", "заняты сами собой", особенно, если учесть, что социального адресата феминистского дискурса не существует: "женщины", как и всякая подчиненная социальная группа, по сути, группой не является - она разрушается в самом процессе сегрегации, в практическом осуществлении подчинения:
"Главным следствием процесса разрушения подчиненной {группы} является растущее обособление индивидов-членов {группы}, как если бы между ними были созданы междоусобные противоречия, блокирующие все больше и больше процесс внутригрупповой коммуникации между индивидами, так много значащей в построении автономной перспективы {группы}. По мере того, как междусобица и сепарация индивидов подчиненной {группы} нарастает, разрушение {группы} становится все более эффективной и порочный круг подчинения замыкается. Обособление и разделение внутри подчиненной {группы} гарантирует доминантной группе, что desperados (7) будут парализованы в качестве социальной силы и не выйдут из положения субординации (ни совместно, ни поодиночке). Наиболее ярким примером такой внутригрупповой сепарации является положение женщин. Как подчиненная {группа} женская коллективность не в состоянии функционировать как референт для построения коллективной и индивидуальной идентичности, предоставить своим членам самостоятельную внутригрупповую систему координат и опору. Женщины являются примером коллектива, групповая идентичность которого оказалась полностью разрушенной. Как следствие, у этой {группы} нет собственного стандарта идентичности, социальной и политической репрезентации, такая {группа} per se обречена на вечно-комплиментарный к доминантному статус (если это вообще можно назвать статусом). На примере женщин можно четко проследить, как по мере того, как разрушение {группы} заходит всё дальше, всё явственнее становится интроекция механизмов власти. Власть становится серым кардиналом, внешне незаметным, чьё существование ставится под сомнение в первую очередь самими членами подчиненной {группы}." (6)
Освобождение жертв от символического насилия не может осуществиться благодаря чьей-то воле, по чьему-то приказу, тем более, что женщины, "подчинившись работе по социализации, направленной на то, чтобы их ослабить и исключить, усваивают негативную добродетель самоотречения, смирения и молчания" (П.Бурдьё). Мужское господство не только полностью реализовано в объективности социальных структур, но и в субъективности ментальных структур женщин - всех и каждой -, организующих их восприятие, мышление и деятельность по установленному мужчинами образцу. Получается, что феминизм не в последнюю очередь видится женщинам как витальная угроза, как вторгающийся в их субъективность, как нарушающий их "личностные границы". Так что многие, несомненно, предпочитают продолжать голодное существование прета, так как оно, по крайней мере, даёт им иллюзию субъективности, личностной целостности - посредством соответствия навязанному и интериоризованному стереотипу (8). Необходимо осознавать, что женское эго конституируется на базе "быть (вос)принятой", это "существование-в-мужском-(вос)приятии", поэтому оставление женщины мужчиной ("он её бросил") полностью разбивает женское эго: угрозой оставления (то есть, угрозой обречения на не-существование) от женщины можно добиться всего, что угодно (они "охотно" откажутся даже от своих детей - вплоть до инфантицида -, не говоря уже о работе, карьере, доходах, успехе, здоровье, достоинстве и других мелочах) (9)
Феминизм и этапы когнитивного освобождения; у каждого этапа - своя логика
В отличие от абсолютного большинства общественных движений прошлого и настоящего, феминизм имеет горизонтальную структуру. У него нет - и не может быть - великих вождей и учителей, доктрин и учений. "Ни бога, ни хозяина, ни партии, ни мужа" феминизм не приемлет (10). Феминизм "ан-архичен", радикально и по сути противопоставлен власти, будь она внешней или внутренней. Осознавшие-себя - тоже не вожди, это просто те женщины, которые по мере своих личных возможностей обобщают в категории знания тот этап когнитивного освобождения, современницами которого они являются. Они бросают камень в воду, чтобы круги разошлись как можно шире, так, чтобы можно было достичь каждую из разделённых и разобщённых.
Когнитивное (как любое другое) освобождение происходит в три этапа:
• обозначение существующей ситуации как ненормальной, нелегитимной и несправедливой
• выявление причин (экономических, политических, культурных и т.д.), приведших к этой ситуации и воспроизводящих её, т.е. "атрибуция ответственности"
• артикуляция альтернативных предложений: распространение идеи возможности и необходимости перемен, универсализация идеи о необходимости перемен и об их позитивном для общества и индивида характере
Ср. с динамикой любой идеологии освобождения:
"Идеология освобождения
- в первую очередь производит "контр-маркировку", раскрывая механизмы господства/подчинения и их ПРОИЗВОЛЬНЫЙ, а не данный свыше, характер
- задает фундаментальный вопрос "кому это выгодно?" относительно создавшегося в обществе положения, переводя, таким образом, проблему в надлежащую ей историческую плоскость
- переставляет моральные акценты: подчиненная (группа) провозглашается носителем положительных ценностей
- провозглашает самостоятельность и субъектность подчиненной (группы)
- маркирует доминантную группу как комплиментарную, узурпаторскую, недееспособную и неправомочную
- раскрывает процесс построения групповой идентичности в доминантной группе как полностью зависимый от противопоставления подчиненной (группе), а следовательно, РЕАКТИВНЫЙ по сути и неспособный к развитию/прогрессу "
Эмансипация и инсубординация
В истории феминистской теории и феминистского движения можно выделить два направления: "эмансипация" и "инсубординация". Период эмансипационного движения - с XIX века по сегодняшний день, это борьба за равноправие, сперва политическое, затем экономическое ("равные возможности"). Эмансипационный феминизм развивается как в сфере либерального, так и марксистского дискурса, опирается на социологию и экономические теории. Гендерные исследования - основная теоретическая область эмансипационного феминизма, а главная цель - достижение социального равенства между социальными группами "мужчины" и "женщины". Дискурс эмансипационного феминизма - эгалитаризм и универсализм - безраздельно главенствовал в женском движении и в процессе когнитивного освобождения до конца 70-х годов ХХ века, когда возникает новый дискурс - феминизм инсубординации или "феминизм различия" (в отличие от "феминизма равенства"). Феминизм инсубординации возникает из радикального суфражизма начала ХХ века и продолжается развиваться как радикальный феминизм в 70-х годах, когда для преодоления неравенства ставится под вопрос маскулинная модель "равноправного нейтрального субъекта" в социуме. Феминизм инсубординации провозглашает необходимость для женщин "мыслить самих себя через собственный опыт, собственную историю, не мерить себя мужскими мерками, их (мужчин - Acción Positiva) ментальностью и их историей" (Alessandra Bochetti).
Третья гинея
Оба направления феминизма были заложены в женском движении изначально: "Три гинеи" В. Вулф как раз об этом.
Третья гинея, предназначенная для антифашистской мужской организации, стала самой проблематичной. Дилемма третьей гинеи: интегрироваться в систему или бороться с ней извне, с маргинальных позиций (на которых женщины находились исторически)?
Интегрироваться в систему (через достижение равноправия, законодательного обеспечения "равных возможностей") грозит ассимиляцией женского движения другими общественными организациями и прежде всего - политическими партиями левого толка и реконструкцией патриархата на качественно новом уровне - тем, что позднее и произошло в действительности.
Борьба извне с маргинальных позиций означает борьбу голыми руками (с шашками против танков), на деле это значило бы игнорировать самую неотложную из нужд женщин - доступ к ресурсам - то есть, заниматься демагогией.
Поэтому третья гинея была в конце концов пожертвована антифашистской организации, но одновременно Вулф говорит, что женщинам не следует забывать о том, что мужское общество, мужские организации - это фратрии, братства, организованные по принципу радикальной оппозиции к "женскому". Нас туда не примут (несмотря ни на какие гинеи), а если примут - зачем это НАМ? Не лучше ли честно признать себе, что "мужчина готов принять женщину как свою ровню, как мужчину в юбке, как ангела, как демона, как детское личико, как машину, как инструмент, как грудь, как матку, как пару ног, как служанку, как ходячую энциклопедию, как идеал, как непристойность; единственный вид, в котором мужчина никогда не примет женщину, - это как человеческое существо, реальное человеческое существо женского пола" ? (11)
Инсубординация и обретение женщинами групповой автономии; смена парадигмы
Феминизм инсубординации ставит вопрос о том, что: "Мы - это мы, а они - это они. Если мы и они сможем договориться - это прекрасно. Если нет - ничто не сможет этого изменить".
Феминизм инсубординации отказывается продолжать тянуть" извечную" женскую волынку:
"Я служила его целям и думала, что это любовь
…
через мои глаза которые на самом деле были глазами мужчины внутри меня я сделала ему подарок
любви к самому себе
…
его любовь ко мне была разрешением любить его, моя любовь к нему была его возможностью любить во мне самого себя" (Элизабет Хермодссон, "Сделай так, чтобы тебя видели")
Феминизм инсубординации исторически ставит женское движение перед (поистине чудовищным) фактом не только системной реконструкции патриархата, произошедшей на новом качественном уровне (в условиях формального равенства, которого добились женщины), но и его укрепления. Феминизм инсубординации встаёт во фронтальную оппозицию к андроцентризму, ставя под вопрос саму МОДЕЛЬ равенства.
Поначалу феминизм инсубординации казался многим возрождением эссенциализма, своеобразным "сексизмом наоборот", возраждающим "феминность" и наделяющим женщину особой "природой". Но это понимание неверно и сегодня повторяется теми, чья цель - дискредитация женского движения. Феминизм инсубординации говорит о "нас" и о "них" в рамках ТЕОРИИ ИНТЕРЕСОВ и ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, но никак не в смысле какой-то особой "женской природы".
Оба направления феминизма - эмансипация и инсубординация - не противостоят, а концептуально дополняют друг друга.
Феминизм инсубординации
• пытается изменить мир через изменение жизни женщин
• утверждает сексуальное отличие женщин от мужчин не как эссенциализм, а как право на отличие ("свобода - это возможность отличаться")
• исследует действия "специфического символического кода", позволяющего патриархату превращать различие в неравенство
• понимает достигнутые структурные и законодательные изменения в обществе не как цель, а как начало процесса освобождения женщин
• пытается создать новый символический порядок, в котором различие по признаку пола представляет собой основополагающую переменную в области повседневной жизни, общественной мысли, политики; этот символический порядок полагает в основу ПРАВО НА ОТЛИЧИЕ
• считает, что соучастие и солидарность женщин - это самый мощный политический багаж
• начинает борьбу за власть с процесса само-определения женщин как автономной группы и с расширения их прав и возможностей
• ставит целью борьбы за власть не достижение званий и постов для женщин, а достижение субстанциального представительства женщин на всех уровнях государственных структур
• пытается выработать и легитимировать женские этические ценности
• не представляет собой самоцели или доктрины, это только временное направление в движении, поиск, основанный непосредственно на жизненном опыте женщин
Феминизм различия не отрицает включение в общественную жизнь, но призывает делать это с позиций и с целью коренной трансформации общества: необходимо не только требовать признание прав женщин и обеспечение их доступа к ресурсам в рамках ныне существующих политических систем, но и критически исследовать структуру общественных институтов и общественной мысли в свете генеалогии андроцентричного мышления. Феминизм различия ставит под сомнение или прямо отрицает "гендерно и сексуально нейтральный" субъект общественной жизни, т.е. некоего "Человека", на практике оказывающегося мужским субъектом (12), к приобретению атрибутов которого реакции (backlash) в конце концов и удалось свести большинство достижений эмансипационного феминизма (13)
Люс Иригарэ: Новая Демократическая Культура, основанная на Различии
Феминизм различия дал огромный толчок развитию феминистской мысли: он предотвратил её догматизацию, обозначил новые области для исследований и новые подходы. Новые исследования сосредоточились на проблеме символического подчинения женщин (на мой - сугубо личный - взгляд : на последствиях символического уничтожения женщин, совершившегося в предыдущие исторические периоды, и на попытках обозначить пути реконструкции уничтоженного). Именно безраздельное господство в области символического позволяет патриархату не только практически мгновенно актуализироваться и адаптироваться к меняющимся условиям, но и использовать против и в ущерб женщинам "всё, что они скажут". "Вы имеете право хранить молчание", ага.
"Свобода означает для женщины осознание своей собственной системы ценностей и утверждение своего права на существование как субъекта в личной и общественной жизни. Речь идет об осознании женщинами ныне существующего положения их подчинения единому субъективному строю, об открытии и развитии того другого субъекта экзистенции, каким является женщина; о том, чтобы заявить о женщине на социальном уровне как о самоутверждающемся различии, и том, чтобы предотвратить поглощение женщины мужским миром... Женщины могут требовать быть признанными обществом как равноценные мужчинам с позиций собственной субъективности и в соответствии с собственной системой ценностей. На мой взгляд, важно построить мир, в котором могли бы существовать два субъекта, и ни один из них не был бы подчинён другому" (интервью Л. Иригарэ, Париж, 2001)
Л. Иригарэ и феминизм различия задает вопрос: "можем ли мы быть свободными без того, чтобы стать гомогенными, однородными?" Асимметрия пола не случайно стала - и остаётся - фундаментом патриархата, значит, необходимо исследовать как сам феномен асимметрии пола, так и способ превращения половых различий в глобальное неравенство. Иригарэ предлагает исследовать, "почему исторически половому различию не было предоставлено право на существование. Ни на существование эмпирическое, ни на трансцендентальное. Почему отсутствует соответствующая этому различию этика, эстетика, логика, религия, макро-и микрокосмическая реализация его (различия - Acción Positiva) генезиса и судьбы" (Л.Иригарэ "Этика полового различия"). Другими словами: что стало с женским символическим миром? почему мы НАПРОЧЬ лишены каких бы то ни было исторических признаков его существования? (14) Почему философия, которая является ЛИШЬ идиолектом мужчин, представлена нам как мышление об универсалиях, способное подняться над различиями? Как нам определить параметры, по которым было бы возможным построение независимой женской субъективности, когда женская символическая подчиненность и гетерономия - очевидны? Как возможно мыслить женщине и о женщинах в рамках мизогинных структур, без того, чтобы не заразиться "фемино-фобией" теоретической мысли? - Ведь язык, посредством которого осуществляется дискурс, - это отнюдь не только средство (со)общения, но - в первую очередь - "место", где конструируется субъективность, и где фаллогоцентрический код оперативен на 100%, кем бы ни был говорящий/говорящая. Оказывается невероятно трудно - если вообще возможно (и насколько возможно?) - ниспровергнуть фактическую, идеологическую и символическую историю, построенную на фаллическом принципе и структурировавшую реальность в течение тысячелетий. Также трудно, если вообще возможно, выйти за пределы мужского дискурса, который в каждом тексте отменяет и скрывает любой след того фундаментального ОНТОЛОГИЧЕСКОГО различия, каким является различие по признаку пола, предсуществующего всем другим различиям. (15)
Иригарэ выдвигает идею о том, что креативный потенциал мысли подрезается в самом корне, если женское различие (различие по половому признаку) трактуется с позиций неумолимой "логики гомогенности", в свете которой женское редуцируется к отрицанию, дефициту или отсутствию по отношению к нормативному мужскому. Мыслить сексуальное различие, таким образом, оказывается способом поставить под вопрос все этико-политические дискурсы, которые развиваются вокруг концепта Другого и Не-похожести (это означает идти дальше, чем концепция женщины как Вечной Другой у Бовуар, и чем лакановская концепция желания как нужды и отсутствия).
Для Иригарэ "справедливость не означает равенство, а поддерживаемое в пространстве и времени равновесие, с тем, чтобы иметь возможность оставить Другому его свободу и его пол". Женщины не свободны ни внешне, ни внутренне, так как ложь о "нейтральном субъекте" по сути не оставляет ей ни пространства, ни времени, чтобы Быть Собой, она должна всегда исполнять перформанс "Другой", отнесённой и комплементарной к этому "субъекту".
Не в моей компетенции настрочить рецензию или краткое изложение творчества Иригарэ: таких авторов, как она, необходимо читать самостоятельно и - желательно - в оригинале. Иригарэ настолько блестяще осуществляет Смену Интеллектуальной Парадигмы, что неслучайно те, кто "непонятное пропускает, в пролетарскую суть вникает", сразу скажут, что это всё слишком заумно, что много воды, что ни о чём. Или что это "ревизия феминизма", ужоснах, мачизм наоборот, женский сексизм. Страшного, ниочёмного и ревизионистского там ничего нет, скорее, можно обнаружить, насколько обусловлено наше собственное мышление (и к "нам" я причисляю и феминисток), как трудно воспринимается всё, что так или иначе не соответствует привычной андроцентрической (sic) схеме.
Я только хочу соотнести творчество Иригарэ с мейнстримом феминистской мысли (в который я включаю как эмансипационное, так и инсубординационное направления), чтобы было легче ориентироваться.
Итак, творчество Люс Иригарэ делится на три основные этапа:
1. Деконструкция, критика культуры, построенной с точки зрения нужд "единого нейтрального субъекта" ("Спекулум. О другой женщине").
2. Поиск средств для построения автономной женской субъективности и группальности ("Я, Ты и Мы", "Этика различия", "Пол, который не единичен"). Особенно: проблематика отношений "мать-дочь", культурно нерепрезентированных, проблематика матрицида как краеугольного камня в фундаменте патриархата ("Этика различия").
3. Конструкция культуры Двух Субъектов, уважительно относящихся к собственным различиям. Построение модели сосуществования в различии на универсальном уровне ("Люблю Тебя" и "Быть Двоим")***
(4) "Женщин насильственно удерживают вне мира" (С. Бовуар)
(5) См. образ "костяной женщины" у К. Пинкола-Эстес и "опасную" гипотезу В.Вулф о том, что "свобода может быть сохранена только на тёмной стороне мира" ("Три гинеи")
(6) Э. Апфельбаум "Механизмы власти и освобождение"
(7) староисп. "лишенные наследства"
(8) не могу не процитировать замечательный комментарий marrisa-smth:
"Вот эта вот необходимость что-то делать и пугает, насколько я поняла из разговоров "на кухне". Класть свою, единственную живую жизнь вотпрямосейчас на баррикады. Потерять комфорт, который таким трудом получен, потому что с очень большими шансами он КУПЛЕН продажей себя, своего тела, своей свободы, а осознавать этого не хочется, осознавать себя - "проституткой", вещью и принять себя с этим осознанием - это та еще задача. Да, вынуждено, да, единственный способ выжить. Но - проституткой. Себя. И выйти С ЭТИМ на баррикады."
(9) Причины мужской тревоги по поводу феминизма тоже вполне понятна: мужское эго базируется на признании себя высшим существом. Если женщина не проявляет, не выказывает покорности и послушания (=не принижает себя - во всех смыслах), мужское эго находится в опасности обрушения; так как эго (личность) идентифицировано с жизнью, страх обрушения эго является экзистенциальным. В подсознании мужчина прекрасно осведомлён о том, что неподчинение женщины разрушает его эго-структуру. И он будет" защищаться" ногтями и зубами: подчинение женщины является его "жизненной средой", без него он как без кислорода.
(10) "Ni dios, ni amo, ni partido, ni marido" - лозунг испанских радикальных феминисток
(11) цитирую по Anne G. Jónasdóttir "Love Power and Political interests"
(12) эмпирически: "тревожно-неуверенным, трусоватеньким, психологически и духовно недоразвитым инфантилом" (с)
(13) что очень трагично и травматично, потому что одним из фундаментальных достижений эмансипационного феминизма были ИМЕННО разработка и исследование концепции андроцентризма. Однако, на практике эмансипационный феминизм не смог противостоять андроцентрической ассимиляции женщин - это нанесло огромный ущерб современному женскому движению.
(14) скажите мне, пожалуйста, как поставить словосочетание "член группы" в женский род?
(15) не потому ли патриархат является системой эксплуатации, предшествующей всем остальным?»
19.03.2010
accion-positiva.livejournal.com/4944.html «Нашла сегодня подробное описание базовой самоотчуждающей модели женского робота, и "тьма глянула мне в очи". (Самоотчуждение - отсутствие возможности к самореализации индивида в социальной деятельности.)
Авторы иностранного оригинала называют эту модель Т9 (на то у них свои причины), решила в пересказе называть её так же, для краткости. Итак...
"Т9. Модель Леность.
Леность не всегда (или никогда) не проявляет себя как лень в действии, это - душевная и психическая леность, это - трудность смотреть внутрь себя и потеря смысла бытия, которое подменяется приспособлением к приземленному существованию.
В какой-то момент Т9 понимает, что её чувства, интуитивные восприятия и ощущения не подходят окружающим, решает смириться и забыть о себе и жить в соответствии с внешними требованиями. Самозабвение действует вкупе с анестезией боли и разочарования. Однако забыть о внутреннем не означает отказаться от него, и это порождает двойственность, разделение между "чувствовать" и "делать", которое, в свою очередь, выливается в отсутствие - неучастие в жизни - и глубокий скептицизм.
Экзистенциальная боль сведена до минимума и незаметна для стороннего наблюдателя. Часто, боль выражается телесно, устраняясь, таким образом, из психического, в котором присутствие этой боли недопустимо из-за риска сбоя в функционировании. Отказ от желаний, способность к адаптации, отрицание боли придают Т9 спокойный внешний вид. Этот вид кажущийся, так как, хотя собственные желания и предпочтения успешно задвинуты на задний план, из сознания удалены как боль, так и притязания, всё это не исчезло, а невидимо присутствует, оставляя свой след в скептицизме и отсутствии интереса, которые лишают жизненных сил и частенько выражаются в депрессивном состоянии, которое способствует избеганию страдания через отказ от удовлетворения.
На эмоциональном уровне леность выражается в самоигнорировании и следовании внешним указаниям, а также отказа от собственных глубинных желаний и компенсаторного развития "здравого смысла".
В когнитивном плане создаётся фиксация на самоотверженности, на жизни для другого, на служении нуждам другого, которые принимаются за свои собственные. Для того, чтобы проделывать такое, необходима гипертрофированная адаптивная способность, которая возникает на базе самозабвения (забывания о себе) и смирения. Однажды установившись, эта фиксация в дальнейшем служит гарантом недопущения внутренней жизни.
Хотя леность может показаться лишённой энергетического заряда, на деле её невероятно трудно устранить, так как на некотором уровне, такая фиксация способствует анестезии боли, а отказ от себя и самоотрицание создают психологически удобную ситуацию.
Защитный механизм Т9 - это "удаление". Этот механизм похож на механизм подавления, с той разницей, что "удалённые" содержания не перемещаются в бессознательное, а остаются в подсознании, а это означает, что "удаление" происходит сознательно и выборочно. С другой стороны, "удалению" подвергаются аффекты, эмоциональное, тогда как подавление осуществляется в отношении идейных содержаний. Дополнительно с механизмом удаления действует механизм альтруистического отказа, - когда Т9 удовлетворяет потребности другого, идентифицируясь с этим другим и достигая удовлетворения собственных потребностей опосредованно, через другого. Как и в случае удаления, механизм альтруистического отказа не действует неосознанно.
Структура модели Т9 характеризуется психологической инертностью, гиперадаптацией, смирением, щедростью, посредственностью, тенденцией к рассеянности, склонностью к механическим привычкам.
"Быть" подменяется на "быть полезной"
В зависимости от основного направления действия инстинктов, имеются следующие разновидности базовой модели:
1. В сфере инстинкта самосохранения - разновидность "Аппетит". Удовлетворение потребностей заменяется на удовлетворение аппетитов, "довольствуясь" этим. Одна вещь подменяется другой и происходит удовлетворение по типу замещения. "Несосредоточенность" позволяет избежать необходимости удовлетворения истинных потребностей и сама по себе превращается в необходимость, в мотив действий. Аппетит представляет из себя замещенное желание, что-то такое, что не вызывает осложнений в жизни и что каким-то образом соотносится с физиологическим удовлетворением. Во всем этом есть стремление довольствоваться тем, что позволяет чувствовать себя относительно уверенно и удобно, что позволяет не волноваться. Иногда, аффективный голод (аффекты удалены) превращается в голод буквальный: к пище, материальным капризам (шоппинг), конкретным занятиям, таким, как развлечения или чтение ("проглатывать книги"), ко всему, что способно заместить глубинные потребности.
2. В сфере социального инстинкта - разновидность "Принадлежность". Принадлежность к группе становится фундаментальной необходимостью. Чтобы быть принятой, способна сделать, что угодно. Существует сильная необходимость в участии, в том, чтобы быть принятой, не исключенной, в том, чтобы чувствовать себя частью чего-то, а также сильное страдание от чувства отверженности, вместе с реальной трудностью к интеграции. Трудность к интеграции происходит от страха быть поглощенной группой, страха слишком полной отдачи, в процессе которой возможны разочарования. Одновременно, эта трудность к интеграции проявляется как тенденция к "стоянию в стороне", к самоисключению, которое образуется на фоне недоверия (неверия) в искренность принятия со стороны группы. Присутствует ложь, упрятывание собственной сущности, происходящее в попытке адаптации, которое вызывает страх, что её "выведут на чистую воду" и отвергнут.
3. В сфере сексуального инстинкта - разновидность "Слияние". Слияние видится как средство от потери идентичности, вызванной самозабвением. Потребности переживаются опосредованно, через другого, собственные интересы упраздняются на службе интересам другого. Существует тенденция к единению в партнёром, с потребностями, желаниями, мыслями, чувствами которого она миметизирует. Потребности другого превращаются в собственные, а собственные исключаются в постоянном усилии "быть для него". В первом прочтении можно видеть растворение "эго" в этом слиянии, на более глубоком уровне присутствует попытка владения через отдачу, надежда на то, что так называемая безусловная отдача изменит другого и заставит его выполнять её "удалённые" из сознания желания. Под видимостью подчинения присутствует тенденция к овладению. Нет отказа от собственного желания, есть надежда на то, что через слияние другой заметит, признает законным и выполнит это желание.
Видимое поведение Т9 состоит в услужливости, адаптации и избегании конфликтов. В этом способе поведения присутствует как бы наркотизация, отсутствие страстности, переживаний, бесчувственность (иногда это рекламируется как фригидность, иногда - как добродетель), которые служат избеганию страдания. Также это очень приземленное и конкретное поведение, которое занимается практическими аспектами жизни (хозяйством), чтобы не быть в контакте и не замечать собственный эмоциональный мир и собственный внутренний опыт. Это поведение легко доводится до упрощения, совершенной привязанности к конкретному, уплощенности и вульгарности. Ему характерны состояния рассеянности и спутанности. Часто оно проявляется как физическая неуклюжесть, тенденция разбивать и портить вещи, как результат невнимательности.
Жизненная и межличностная стратегия имеет тенденцию к гиперадаптации и упразднению личных потребностей. Это обязательно включает в себя сверхконтроль за собственным поведением, так как такой уровень адаптации был бы невозможен без способности к подавлению и устранению собственных импульсов. Это жесткий самоконтроль иногда смягчается через еду и принятие алкоголя.
Смирение также входит в арсенал жизненной стратегии, и кажется, что Т9 притворяется мёртвой, чтобы продолжать жить, сама жизнь отдается здесь на откуп выживанию. Это включает в себя отказ от борьбы за собственные интересы. Механические привычки и деятельность робота способствуют поддержанию этой стратегии. Поиск психологического комфорта (который не достигается) оплачивается высокой ценой самоотчуждения.
Межличностные отношения: легкость в предпочтении чужих интересов собственным и в разрешении конфликтов. Когда отношения достигают напряженности, ведет себя как робот, занимаясь "делами" и выполняя обязанности, но с отключенным вниманием и сознанием. Щедрость проявляется в любезности, предупредительности, снисходительности к другим и самоотверженности. Также проявлено некое экстравертное добросердечие и веселость, которые есть ничто иное как форма легкомыслия, легкомысленного, не серьезного отношения к самой себе - как результат страха стать другому в тягость. Уютная и утешающая, Т9 легко позволяет себе слишком большое снисхождение к требованиям и потребностям других и готова тянуть на себе больше, чем способна поднять.
Когнитивный стиль: интуиция с инстинктивной уверенностью в ее верности, что сводит на нет возможность повлиять на сложившееся таким образом мнение, хотя в то же время способствует возникновению глубокого скептицизма. Прагматична, сочувственна, ориентирована на адаптацию, с идейными конструкциями, оправдывающими смирение.
Самовосприятие: ущербная, без амбиций, скромная и добрая. Низкая самооценка, своеобразно кореллирующая с нарциссическими потребностями, так как и требования занижены. Нет беспокойства по поводу социального положения и власти, и часто по поводу и собственной внешности (запущенность). Кажется, что у Т9 нет необходимости быть социально успешной ни реализоваться, как нет желания быть признанной, но все это на самом деле присутствует в виде глубокого и неосознаваемого желания получить признание и любовь за своё самоотверженное смирение и в виде имплицитной надежды на вознаграждение, как если бы мир однажды вздумал оценить и признать то, что больше всего ценит Т9 - способность любить."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/43398.html