Систематизация свидетельств времени ССВ
8. Психосфера
8.1. Сознание/мозг/разум/ум/память/мышление
***
предыд. стр. ССВ 8.1.(33)
http://dar-aya.livejournal.com/255449.html***
Казакевич 03.02.2016: МЫСЛЯЩЕЙ МАТЕРИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ! (Читать всем атеистам и материалистам) - "Человеческий мозг - это телевизор, а душа - телестанция" / "Обратите внимание на два важных вывода - «мозг не способен мыслить» и «сознание может жить и после смерти тела». Если бы это сказал какой-нибудь философ или поэт, то, как говорится, что с него возьмешь - человек далек от мира точных наук и формулировок! Но эти слова сказаны двумя весьма уважаемыми в Европе учеными. И их голоса - не единственные. Джон Экклз, крупнейший современный нейрофизиолог и лауреат Нобелевской премии по медицине, также считает, что психика не является функцией мозга. Вместе со своим коллегой, нейрохирургом Уайлдером Пенфилдом, который провел более 10000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямым текстом заявляют, что у них «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». Профессор Экклз пишет: «Я могу экспериментально подтвердить, что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне». По его мнению, «сознание не может быть предметом научного исследования… Появление сознания, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной»." * "Еще одно авторитетное и уважаемое имя - Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961), выдающийся хирург, доктор медицинских наук, духовный писатель и архиепископ. ... убеждения опытного и мудрого ученого-практика: 1. «Мозг - не орган мысли и чувств»; и 2. «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела»." ***
"Оказывается, безмозглых младенцев рождается немало. Счет идет на десятки. Эти данные только по России. Это посредственная статья, рассказывающая нам о личных переживаниях участников драмы. Нет в конце статьи главного вопроса, который бы вывел эту статью из разряда посредственных в разряд выдающихся. Этот вопрос должен был бы звучать примерно так: а чем же, собственно говоря, ребенок думает анализирует, запоминает? И тут бы подключить к ответу выдающихся академиков Института мозга, известных нейрохирургов и спросить, что же они так долго и чрезвычайно плодотворно изучают несколько десятилетий, когда без «этого» живут сотни людей. И не просто живут. Живут полноценной жизнью. И эти люди являются живым противоречием общепринятому мнению, что наш интеллект, наш разум находится в мозге. Академики будут молчать. Во -первых для того, что бы ответить на эти вопросы, нужно быть «честным ученым», а не человеком от науки. Во- вторых, нужно не бояться того, что потом произойдет. Поэтому «людей наоборот» еще долго не будут замечать." ***
Черниговская: Язык и сознание: что делает нас людьми? - "Можно вспомнить Пенроуза, замечательного ученого, он писал, что осознание и понимание - основа человеческого интеллекта." / "Если признать, что сознание - это в первую очередь осознание, то мы наталкиваемся на огромный разрыв между относительно хорошо изученными психофизиологическими процессами и фактически неизученным осознанием и пониманием. Мы даже не можем сказать, что это такое. Некоторые говорят, что на этом пути нам могла бы помочь интроспекция. Давайте будем смотреть «внутрь себя». Один из двух нобелевских лауреатов, которые открыли двойную спираль ДНК, Ф.Крик, в последние годы очень серьезно занимался сознанием. И он пишет, что интроспекция обманывает нас на каждом шагу. И это нам не помогает. Что делать? Еще одна вещь, которая меня расстраивает в связи с мозгом - это его самодостаточность. Он делает, что хочет. Похоже, что ему не нужен внешний мир. Дальше возникает вопрос, кто кому подчиняется? Мы мозгу, или мозг нам? Есть данные, из которых следует, что нейронная сеть обладает собственной свободой воли. Если снимать (фиксировать) функциональные процессы, которые идут в мозгу, когда человек должен принимать какое-то решение, простое решение, мозг принимает это решение за 20-30 секунд до того, как человек об этом узнает." * "Говорят, что характеристикой развитого сознания является рефлексия, я бы сказала так. А с чего мы взяли, что все, принадлежащие к нашему биологическому виду этим обладают? Я постоянно вижу множество людей, которые к никакой рефлексии не способны. Этим, конечно, не обладают дети. Но и взрослые тоже. Так что рефлексия не всегда есть. Это значит, что есть некий разрыв между происходящим, нашим осознанием этого и оценкой." *
"Почему наш мозг не может быть описан с помощью компьютерной метафоры? Ведь говорят об Искусственном Интеллекте, который повторит наш мозг. Этого не произойдет никогда. Все могут успокоиться. Для того чтобы сделать его таким, как наш мозг, мы должны в него вложить весь мир. А этого не произойдет. Какие есть свойства у мозга, которых нет даже у самых мощных компьютеров? В скоростях они нас обогнали давно. Скорость обработки информации в компьютере в миллион раз больше, чем в мозгу. А толку? Все равно они не могут делать то, что мы. Значит, это делается по-другому. То, что мы делаем, зависит от контекста.
*
Есть возможность множественных трактовок событий вообще. Одного этого достаточно, чтобы понять, что даже самые лучшие базы данных этого не обеспечат. Компьютер всегда имеет адрес объекта. Мозг - нет. Мы не можем даже указать дорожку. У нас есть возможность поиска многих путей для одного и того же. Использование разных алгоритмов в разное время без очевидных причин. Сегодня я это так делаю, завтра - по-другому. И мы не знаем почему. Неожиданность и частотная непрогнозируемость того, что происходит в мозгу. Кстати, чем более непрогнозируемо поведение, тем оно нам ценнее. Эта дорога ведет к открытиям и творческим прорывам. Размытость, неточность описаний, которые не снижают эффективности поиска. Компьютеру же нужен твердый путь."
*
"«Theory of mind». Это способность строить модель сознания Другого. Этой способностью, как говорят в мейнстриме науки, обладают только взрослые люди! Ей не обладают никакие иные биологические виды. С этим категорически не согласны очень многие. Маленькие дети этим действительно не обладают. * Приведу следующий пример. Известно, что «Theory of mind» нарушена у людей с аутизмом и чрезвычайно сильно нарушена у людей с шизофренией. Это считается одним из специфически человеческих свойств высокого ранга. Способность посмотреть в голову собеседника."
*
"Успешность коммуникации достигается не только за счет удачных языковых алгоритмов. Их может вообще не быть. Ведь не вся коммуникация вербальна. Не стоит также забывать, что язык обслуживает не только коммуникацию, но и мышление. Я не хочу сказать, что все мышление вербально. Но наиболее сложные этапы мышления вербальны.
*
Кроме того, не стоит забывать о других функциях языка - поэтической и магической. Чего другие не делают, так это не создают искусства. Итак, я заканчиваю. Вот последний слайд. Я была просто поражена. Бродский написал следующие слова: «Поэзия - это не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель». Если то, что отделяет нас остального животного царства, - это речь, то поэзия - это высшая форма речи. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения. Это колоссальный ускоритель сознания и для пишущего и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали. Это уникальный инструмент познания."
***
Видеолекторий: 7 лекций Татьяны Черниговской о мозге и языке ***
Борис Булюктов: Человеческая логика к логике не имеет никакого отношения ***
Рене ДЕКАРТ: "Правила для руководства ума" ***
О физиологической пользе воздержания / "Величайшие гении древности и современности, достигли пика своего творчества именно во время вынужденного воздержания. В качестве примера можно привести Данте, написавшего «Божественную комедию» будучи в изгнании, Мигель де Сервантес написал Дон Кихота в тюрьме. Мильтон написал «Потерянный рай» будучи слепым, не имея возможность вести половую жизнь. Ньютон сохранил живость ума до 80 лет благодаря воздержанию, то же самое можно сказать и о Л. Да Винчи, Микеланджело и многих других великих гениях." ***
10 вещей, которые мозг делает без вашей помощи ***
TROITSA1: Мифы мозга / "Обожаю отыскивать мифы, бытующие широко в народе, которые на поверку оказываются совершенным бредом. Например, что Ленин был евреем. Или, что у Гитлера настоящая фамилия Шикльгрубер. И вообще: Черчилль однажды сказал, что Россия - это загадка, спрятанная в тайну, укутанную в секрет. Мы живём среди мифов! И правда мало кого интересует... Меня, например, интересует )) Так вот, такова и история с право- и левополушарными людьми. Сознайтесь, вы точно знаете, что человеки делятся на правополушарных творческих и левополушарных логических?" * " Всё началось со статьи, вышедшей в 1961 году: её автор Роберт Сперри заметил, что у больных эпилепсией (подчёркиваем: больных эпилепсией!) разрыв связи между полушариями затрудняет выполнение неких когнитивных задач. На основании этих данных впервые родилась идея о том, что разные полушария - это как два разных мозга, каждый со своей памятью, каждый со своими ощущениями и особенностями психических процессов. Раньше такое наблюдали только у обезьян. Соответственно, родилась идея о том, что особенности того или иного полушария можно увидеть и в норме, при ненарушенной связи между ними, и что по этим особенностям можно понять, какое из них доминирует." * "Самое смешное, что уже через год Финк и Маршалл повторили свои эксперименты - и получили противоположные результаты! То есть теперь никакого «полушарного доминирования» уже не было. Но было поздно - и нейробиологам до сих пор приходится опровергать эту, чего уж там, довольно красивую и простую концепцию. Сейчас принято считать, что никакой общей поляризации личности по полушариям нет, что полушария постоянно взаимодействуют друг с другом довольно сложным образом, но это самое «принято считать» до ширнармасс, в том числе психолого-педагогических, ещё не дошло. Не успело!" ***
09.2016: Интервью с профессором В. Л. Зельманом Советско-американский ученый, заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии Университета Южной Калифорнии, иностранный член РАН, профессор Владимир Лазаревич Зельман о перспективах бионики / "Не так давно мы в нашем Университете Южной Калифорнии вживили больному в головной мозг чипы с 96 электродами." * "Поставить такие чипы - задача не из простых. Мозг, как и все другие ткани организма, на появление инородного тела отвечает образованием вокруг него защитной капсулы, начинается так называемый глиоз. В каких-то случаях это происходит быстро, в каких-то нет, тут все индивидуально. Чип может долго стоять, работать, но потом все равно покрывается изолирующей тканью и теряет связь с нейронами. Тем не менее нескольких больных мы уже прооперировали и они научились управлять бионической рукой." * "Еще не так давно все говорили о телепатии, транслокационном зрении, телекинезе и т.д. как о чем-то фантастическом. Сегодня мы осознали: мозг может передавать информацию в компьютер, может разговаривать с компьютером, управлять через компьютер так называемыми заместительными органами - электронно-механическими руками, ногами и др. Чем больше мы изучаем мозг, тем больше стараемся испытать все его возможности. Шквал новых технологий при использовании достижений физики привел к изобретениям новых инструментов и тестов: магнитно-резонансной томографии, электроэнцефалографии, позитронно-эмиссионной томографии, глубокой стимуляции мозга, компьютерной томографии, электрической стимуляции, - которые, в свою очередь, позволили ученым читать мысли работающего мозга и даже начать процесс их расшифровки при помощи мощных компьютеров. Поэтому перспективы в этой области у нас хорошие." ***
Гоголь 09.2016: 5 хитростей, которыми мозг удерживает вас во власти дурной привычки / "1. Ваш мозг считает «будущего» вас совершенно другой личностью" * "2. Для формирования устойчивой «хорошей» привычки требуется около десяти недель" * "3. Сила воли - ограниченный ресурс * самую большую опасность на вашем пути к совершенству представляют не разного рода неподконтрольные вам обстоятельства, а… недостаток мотивации." * "4. Мозг использует ваши успехи как повод для того, чтобы сделать себе поблажку" * "5. Вы миритесь с дурной привычкой, чтобы уберечь себя от большого провала" Кирпа (или Дед Ведун - из книги "Комплексное очищение организма в домашних условиях"): 10 вещей, отрицательно влияющих на мозг / "1. Недосыпание Это знакомое каждому явление становится глобальной проблемой. По данным ВОЗ, за последние 100 лет человек стал спать в среднем на 20% меньше. Сильное недосыпание чревато тем, что в фактическом состоянии бодрствования различные участки мозга переходят в фазу медленного сна. В это время человек «зависает» в одной точке, становится рассредоточенным, ухудшается мелкая моторика. Регулярное недосыпание влечет за собой отмирание клеток мозга. 2. Отсутствие завтрака Пропуск утреннего приема пищи негативно влияет на работоспособность и тонус человека в течение дня. Это кажется вполне очевидным, но дело здесь не в столько в потреблении необходимой организму энергии, сколько в том, что отсутствие завтрака понижает уровень сахара в крови. А это, в свою очередь, снижает и затрудняет поступление в мозг питательных веществ. 3. Избыток сахара Предыдущий пункт объясняет, почему для продуктивной работы мозга рекомендуют есть сладкое, в особенности, горький шоколад. Однако чрезмерное количество сахара вызывает проблемы с усвоением белка и питательных веществ. Результат тот же, что и при низком уровне сахара в крови: питательные вещества в мозг попросту не поступают." *
"4. Стресс
Сильное психоэмоциональное напряжение ведет к разрыву связей между нейронами и затрудняет понимание причинно-следственных связей и последовательности событий. С этим связана сильная нервная возбужденность и ощущение, что все валится из рук. Накопленный стресс ухудшает память и снижает интеллектуальный потенциал.
*
5. Антидепрессанты и снотворное
Проблема повального увлечения сильнодействующими препаратами более всего актуальна в США, где подобные лекарства выписываются очень легко. Употребление снотворных и популярных антидепрессантов вроде ксанакса может ухудшить память вплоть до амнезии, вызвать слабоумие и навязчивые суицидальные мысли.
*
6. Курение
Говоря об отрицательном влиянии курения на организм, первым в голову приходит изображение черных легких и испорченных зубов. При этом довольно мало говорится о том, как сигареты воздействуют на головной мозг: никотин сужает его сосуды. Впрочем, коньяк обратно расширяет. Помимо проблем, связанных с недостатком питательных веществ в мозге, это многократно увеличивает риск болезни Альцгеймера.
*
7. Солнце
Отсутствие достаточного количества солнечного света напрямую влияет на познавательные способности человека. Во-первых, ультрафиолет, получаемый с солнечным светом, регулирует кровообращение, то есть приток кислорода и питательных веществ. Во-вторых, солнечный свет способствует выработке серотонина - гормона, влияющего на настроение человека.
* 8. Вода
Недостаток воды вызывает уменьшение объема мозга, что значительно снижает его работоспособность и приводит к почти нулевой способности запоминать информацию. Рекомендуется употреблять в среднем 2 литра воды в сутки.
*
9. Избыток информации
Год за годом количество информации, усваиваемой человеком, увеличивается лавинообразно. Казалось бы, это тренировка мозга и поддержание его тонуса. На самом деле, это избыток, на который мозг отвечает однозначно: сопротивлением. Выражается оно тем, что в какой-то момент информация перестает усваиваться вплоть до провалов в памяти.
*
10. Многозадачность
Другая аномалия информационного мира: человек одновременно воспринимает несколько потоков информации. Как следствие, ни один из них не усваивается должным образом, а сознание привыкает к подобному режиму работы. Информация воспринимается поверхностно, а сосредоточиться и заниматься чем-то одним без частой смены деятельности становится все труднее."
***
Физик и программист из Гарварда вывел формулу интеллекта - "желание выйти из под контроля возможно и является той самой силой, характеризующей существо, наделенное интеллектом" / "интеллект - это сила, направленная на максимизацию свободы действий в будущем или, если говорить более сложными словами, на максимизацию производства энтропии в некоторой долгосрочной перспективе. Вот так просто. Интеллект не хочет оказаться зажатым, он стремится к свободе. Он хочет “захватить” как можно больше вариантов возможного будущего." ***
15 сенсационно-пугающих цитат нейролингвиста Татьяны Черниговской о сюрпризах мозга и подсознания ***
5 типов мышления / "Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги - рассказать о том, как развивать данные типы мышления. 1) дисциплинарный тип 2) синтезирующий тип 3) креативный тип 4) респектологический тип 5) этический тип." ***
8 типичных признаков высокоинтеллектуальных людей ***
+ 1,5 стр.
***
след. стр. ССВ 8.1.()
оглавление журнала ССВ (3)
http://dar-aya.livejournal.com/233367.html