Вопрос: почему существует именно такая форма церемонии еды, для чего?
Ответ: у нас четыре миски потому, что в Китае было три типа еды: рис, суп, овощи и четвертая для воды. Люди должны сами мыть свои миски. И ты должен индивидуально сам совершать всю свою еду чтобы быть полностью подвержен сам себе. Это начинается от чистой посуды и заканчивается чистой посудой. И все, что ты оставляешь после себя - это чистая вода. Это исключительно великолепное Учение причины и следствия. Потому что, если ты сделал у себя бардак, то сделал для себя самого. И ты не можешь отказаться так как это прямо здесь находится. Исключительное Учение. Учение - действие. А в остальном просто следуй чукпи. Это одна из причин, почему люди не хотят приходить на ретрит, так как не все могут справиться с этой формой. Это большой тест для них. Если ты прошел через церемонию еды, то остальное является просто тортиком, раз плюнуть. Обычно в корейской традиции это быстрее, чем в обычной. Это корейская культура. В большинстве это стиль Хва Ге СА. В монастырях начинают разносить чай, когда поел самый старый монах. Люди едят быстро, так как старые монахи едят мало.
Я посещал дзен монастыри, где едят с нормальной скоростью. Но они не едят много. Наша формальная еда помогает найти баланс, как ты ешь, и сколько ты ешь. Это и есть правильная форма еды. Обычно, если ты ешь быстро, твой желающий ум становится таким большим, невозможно быть удовлетворенным едой, которую ты ешь. Но когда ты кладешь немного меньше еды, но ешь с полным умом. Тогда ум и тело регистрируют, то, что ты ешь. Тогда твой голод исчез. Поэтому мы и едим так мед-лен-но, мед-лен-но.
Вопрос: я провожу занятия по цигун. При статическом цигун необходима концентрация сознания, неподвижность. Когда я сижу в дза-дзен, автоматически я начинаю делать цигун. Это отвлекает меня. Хочется это совместить, что для меня естественно.
Ответ: когда ты делаешь цигун, только делаешь цигун, когда ты делаешь дза-дзен, только дза-дзен. Цигун - это двигающаяся энергия и двигающийся ум. Правильная практика дзен означает неподвижное тело, неподвижный ум.
- Что собирается в центре?
- Что собирается в центре? Здесь ты ничего не найдешь. Все возвращается в эту точку. Все, что собирается в центре и то что ты чувствуешь, называется ци.
- Об этом я и говорю. Если ци, то есть цигун.
- Если ты двигаешь это ци, то и получается цигун. А если не двигаешь, то получается дза-дзен.
- Я прошу прощения, что возражаю, но хочу лучше понять. Ведь всегда есть вдох и выдох. Всегда есть движение. Может тело не двигаться, можно ум не двигать какое-то время, но я не могу не двигать дыхание.
- Дыхание спонтанное. Ты не думаешь о том, чтобы делать это. Ты не думаешь об этом потому, что твоя энергия естественно успокаивается внизу. Когда ты делаешь цигун, тогда твоя концентрация и воля двигает энергию по телу. Иногда это осознается через различные позиции тела. Иногда визуализируешь, как течет энергия, и появляется некоторое мышление и движение, которое ты хочешь. Во время медитации ты не думаешь о дыхании, ты ничего не создаешь, это происходит естественно, спонтанно. Например, когда ты сидишь твоя, энергия остается не только здесь, потому, что твоя кровь циркулирует. Тебе не нужно думать о том, как твое тело бьется. Это и значит неподвижное тело, неподвижная энергия, неподвижный ум. Ты не двигаешь это своим сознанием. Твой ум находится до мышления, абсолютно неподвижно, но не заморожен. Когда ты находишься в комнате для интервью, ты показываешь часть формы. Эта форма сама по себе не важна, это движение. Этот ум, который готов на 100% до движения, это означает до движения, до мышления. На 100% готов. Это и есть дза-дзен. 100% готов. Но неподвижен.
- Я слышал, что в некоторых именно в дзен школах используются специальные дыхательные методики для достижения состояния сознания.
- Это что-то они специально сделали. Если это сделано, то мы этим не интересуемся.
- Что значит специально сделано?
- Это сотворено. Ты используешь технику специально для того, чтобы достичь уровня сознания.
Вопрос: я не понимаю, что значит ясность.
Ответ: у тебя слишком много энергии в глазах и в голове и в твоем мышлении. Когда ты медитируешь с открытыми глазами, твои глаза открыты, но они не смотрят. Вообще-то ты видишь пол, но ты на самом деле не смотришь на этот пол со всей энергией, которая заключается в «Я смотрю на пол». Когда ты замечаешь, что здесь что-то не очень ясно, то не поднимай свои глаза, удерживай их здесь и снова взаимодействуй со своим дыханием, возвращайся к своему дыханию. Снова отмечай свой центр. Гарантированно, что эта размытость исчезнет. Это происходит потому, что твой центр двигается. В первый год моей практики цветок вырос прямо передо мной. Почему? Представление, собственное кино. В момент, когда кино останавливается, только пол остается. Все, кто сидели долгие ретриты могут это подтвердить. Потому, что твоему уму нечего делать, снаружи ничего не приходит, ничего не происходит. И он играет в свою собственную игру. Когда это начинает происходить и не только с цветами, лицами или размытыми линиями, но и с эмоциями, в этот момент люди хотят бежать, потому что они открывают ворота, которые никогда не хотели трогать. Они получают кучу говна. Что такое? Что такое? И снова закрывают ворота. Если они терпеливы и проходят через это, то они берут это ведро и выкидывают его. Это не приятно. Но в нашей школе никто и никогда не говорил, что это будет приятно. Мы никому не врем. Мы говорим, что, когда ты сидишь, то удерживай ум «не знаю», не привязывайся ни к чему, позволь уйти всем твоим мыслям и чувствам. Если ты не позволяешь, то не удивляйся.
- На самом деле это не только неприятно, это страшно. Страшно бывает, просто страх чисто животный.
- Почему страшно? Повтори это же кино. Прокрути его заново. Имей мужество повторить. То, что ты проснулся среди ночи, пережил пустоту, пережил страх и снова заснул - это все в твоем сознании и поскольку это досаждает тебе, это приходит к тебе в медитации, потому что ты это не переварил. Когда ты медитируешь, и мысли приходят - это не случайно, это вещи, с которыми ты не работал, не переварил. Когда ты видишь их, воспринимаешь их - это и есть переваривание. Когда опыт возвращается, позволь этому посмотреть на это. Тогда ты обнаруживаешь, что этот опыт не есть твоя истинная природа. Что-то произошло, ты испугался, и твой ум немедленно изменился. Что-то пришло, оставалось некоторое время и снова ушло. Поэтому это не ты.
- Я очень сожалею, что заснул тогда.
- Не проверяй. Сожалею - означает, что ты проверяешь. Не обвиняй самого себя. Полностью отбрось тот случай. Отбрось прошлое. Не привязывайся к нему. Если у тебя есть что-то, что ты можешь делать с этим, то когда этот возвратиться к тебе во время медитации и скажет: «Привет! Как дела?» Ты ответь: «Спасибо! Все нормально!» и все исчезнет. Если все еще есть страх, тогда это остается. Страх - это как липкая бумага. Чем больше боишься, тем больше оно остается в твоем сознании. Глупо, но таким образом это и работает. Поэтому я говорю на интервью: «Держи ум чистым, как зеркало!» Как только ты отражаешь, ничто не может принести тебе вреда. В момент, как только ты привязываешься к чему-то, зеркало исчезает. Все, что ты видишь - это объекты твоего гнева, желаний, страданий.
Вопрос: (моктак мастер): Вопрос по форме практики? Зачем мы поем непонятные слова? Стучим по деревяшке?
Ответ: ты не знаешь почему ты ударяешь в моктак?
- (Удар)
- Только это?
- Мне на самом деле не интересно это. Я ударяю и ударяю. Но люди, которые впервые пришли сюда Вас сейчас не спросят, а меня потом спросят. Что им отвечать?
- Если они спросят тебя, что ты им ответишь?
- Если бы я точно знал ответ, то не задавал бы этот вопрос сейчас.
- Ты знаешь для чего ударяют в моктак, чтобы держать ритм. В противном случае каждый бы следовал своей идее по поводу скорости. А почему мы поем песнопение, вот это интересно. Когда ты поешь правильно, в то время как ты слышишь свой звук, одновременно ты слышишь звук всей группы. В этот момент ты и вся группа становятся одним. Это очень простой опыт того, как действовать совместно. Важно обнаружить это. Песнопение - это также напоминание. Каждый день мы совершаем свою работу. Очень легко можно сделать ошибку, поддаться ложному взгляду или идее. Когда мы поем Сутру Сердца, в которой говориться, что пять скандх пусты, мы один за другим вычищаем все: нет глаз, нет ушей, нет носа, нет ума, нет тела. Это все равно, что очищать дом, имеющий пять этажей. Все этажи полностью пусты. Это означает, что они полностью свободны. Песнопение напоминает тебе об этом. Твой ум вообще-то возвращается в эту точку, поэтому мы и поем сердечную Сутру и Поклонение Трем Драгоценностям напоминает твою позицию. Ты ученик, и Будда и патриархи, они все тебя учат. Великая Дхарани - это напоминание номер один так как оно не имеет значения. Когда ты поешь Великую Дхарани, ты оставляешь свой собственный шум, свои собственные мысли и просто возвращаешься в изначальный ум. Конечно же шум появляется взамен. И после практики мы продолжаем свою жизнь. Но в следующий раз мы проходим на практику все вместе и снова напоминаем самим себе и снова возвращаемся в изначальную точку. Тогда возможно держать себя на правильном пути.
Вопрос: когда делаем поклоны, то руки делаем так. Что значит этот жест?
Ответ: это означает оставь свою карму позади.
- Во время поклонов где энергия? Тоже в центре? Кланяться с мантрой?
- Некоторые люди кланяются с мантрой. Если ты чувствуешь, что это важно, то можешь это делать, но это не обязательно. Важно, что во время поклонов твои глаза не бегают по сторонам. Они также наклонены вниз, смотрят перед собой. Важно чтобы твои поклоны, тело и дыхание синхронизировались. Хорошо бы при подъеме делать вдох, а когда двигаешься вниз, то выдыхать. Но если кто-то курит слишком много, то он не может это делать. Тогда он ворует немного больше дыхания. Не важно сколько раз ты дышишь, важно чтобы ты наблюдал свое дыхание, чтобы ты был относительно этого сознателен и пробужден.
- По поводу поклонов. Поклон кому?
- Никому. Нет того кому.
- Это просто часть медитации?
- Точно. Это кланяющаяся медитация. Ты оставляешь свою карму позади. Твое «Я» исчезает. Ты и вся вселенная становится одним. Это все равно, что капля воды возвращается в океан.
Вопрос: возникает иногда ощущение, что перестаешь чувствовать. Почему это происходит?
Ответ: не важно почему это происходит. Прими холодненький душ. Это тебя пробудит. Ты опять будешь чувствительная. И ты полюбишь полотенце. Это точно.
Вопрос: расскажите, пожалуйста, о дзен болезни.
Ответ: 84 000 дзен болезней. О которой именно ты спрашиваешь?
- Обо всех.
- Что ты хочешь знать о дзен болезни?
- Больше ничего.
Вопрос: если проблема в том, что ты слишком сильно чувствуешь. Вплоть до того, что чувствуешь, думает о тебе человек или нет.
Ответ: ты приносишь дзен в магазин эзотерический. Это все равно, что все там поджечь. Потому, что дзен не зависит ни от слова, ни от разговора. Это совершенно парадоксально, что дзен выглядит каким-то эзотерическим. Для людей, имеющих эзотерический ум, дзен бесполезен, ничего не значит. Они хотят что-то, нечто. Что могло бы произойти, если бы они слышали этот разговор - позволь всем своим идеям уйти и получи свой изначальный ум обратно. Но они не хотят, чтобы это произошло. Так любят они свои сны, они привязаны к этому. Если ты будешь говорить с любым человеком, с эзотерическими людьми или людьми, делающими другие виды духовных практик, необходимо иметь очень сильный центр. Если твой центр не строгий, а тебе говорят что-то плохое («Ты больше мне не друг» или «Ты больше не работаешь на меня»), тогда ты чувствуешь боль. Отражать их ощущения - это все, что тебе нужно делать.
Чтобы быть способным так делать, твоя практика должна быть очень ясной. Каждый день всю свою энергию помещать сюда. Первый уровень сострадания - разделяй чувства. Но это не значит, что ты следуешь за этим чувством. Сострадание открывает твое сердце. Но чистый ум позволяет уйти всем привязанностям. Если сердце закрыто, ты чувствуешь себя, как кусок дерева. Если следуешь за чувствами, то чувствуешь себя как будто на море огромные волны, как на картинах Айвазовского. Держи свое сердце открытым, а центр сильным одновременно. Выбирай очень осторожно с кем говорить о дзен. Особенно наш стиль. Наш стиль, как говорят китайцы имеют изначальный яд. Все равно, что вирус компьютерный. Он идет в сознание, разрушает все идеи, все привязанности, все «Я». И люди просто начинают кричать: «Что ты делаешь! Ничего не осталось!» Это часть страха, о котором мы говорили раньше. Но даже, если твой жесткий диск абсолютно чистый, то сила остается. И мы должны постичь это. Это есть «не знаю ум». Если твой жесткий диск полностью пуст, то ты можешь сохранить, загрузить, установить. Это то, что люди не хотят. Они думают, что это вымывание мозгов. Они привязаны к какой-то системе, которую уже кто-то загрузил в них. Все родители, школа общество, друзья или условия, которые заставляют тебе думать о себе так, как ты думаешь.
Ты должна быть очень храброй, и ты должна страдать достаточно много, очень много, чтобы позволить уйти всему этому. Каждый практикует пропорционально своим страданиям. Много страданий - много практики, мало страданий - мало практики, нет страданий - нет практики. Поэтому DSSN и говорит: «Хорошая ситуация - это плохая ситуация!» Здоровые и богатые люди никогда не будут практиковать. Необходимо обнаружить непостоянство. По крайней мере в момент укуса, когда пчела кусает тебя, в момент когда страдание ударяет тебя первый раз это все равно, что разрывает шар иллюзий, это означает, что ничего не остается, ничему нет спасения. Имя и форма не могут быть для тебя спасением, потому что они приходят и уходят. Истинное спасение и сохранение до имени и формы, до прихода и ухода, до появления и исчезновения. Если люди находятся в хорошей ситуации шар никогда не взрывается, их карма помогаем их иллюзиям быть почти пуленепробиваемыми. И когда они в конце концов обнаруживают, что они умрут, то это уже поздно. Хорошо. Еще вопросы?
Вопрос: во время практик появляются очень сильные ощущения: гнев, эмоции. Не всегда, но часто.
Ответ: больше поклонов. 300 поклонов в день. Я тебе билет для поклонов напишу. 300 поклонов в день тебе, тогда эти чувства, эти ощущения будут сгорать, и в конце концов исчезнут. У тебя есть какая-то привычка ума. Изначальная энергия становится эмоциями. Если ты практикуешь, то привычка ума исчезает, мышление и эмоции возвращаются в изначальную энергию. Поклоны - самая лучшая практика дзен.
Вопрос: существует множество ситуаций, в которых принимаешь решение, как тебе кажется правильное. Но, как говорится, пряников сладких на всех не хватает, и всегда, как бы ты не поступил, будет тот, кто недоволен. Существует ли критерий, чтобы быть уверенным в том, что ты действительно правильно поступаешь, что это не игра твоего ума.
Ответ: увидь, воспринимай причину и следствие, действие и его результат. Все, что другие люди говорят - это всего лишь мнение. Это неважно. Важно направление твоего действия, почему ты так делаешь и фактический результат. Небольшая история на эту тему. В Китае был монах, который собирал пожертвования. Он собрал очень много пожертвований. Он был хорошим управляющим и стал аббатом Храма. Он собирал все пожертвования, чтобы ему люди не приносили. Его стали называть жадным монахом. Закрома его Храма были просто полны, они ломились. Через некоторое время потребовалось строить новое хранилище. И их он все заполнил. Через три года его управления монастырем случился большой потоп. Тогда он открыл ворота Храма, все ворота своих хранилищ и все раздал людям, чье имущество унес потоп. Это пример того, как воспринимать, как увидеть причину и следствие, действие и результат, потому что он предвидел будущее наводнение. Но до тех пор пока ты не будешь практиковать, ты не увидишь этого. Ты даже не можешь видеть, что через полчаса с тобой произойдет. Если ты воспринимаешь этот момент, то воспринимай причину и следствие твоего действия. Только делай свое правильное действие, не беспокойся о словах других людей, когда они поймут они изменятся. Если ты практикуешь, то внутри все будет ясно и понятно, потому, что твой ум чистый и просто отражает так, как это есть.
Вопрос: [потерян].
Ответ: бесполезно называть какое-то количество лет. Будда Шакьямуни говорил о сотнях Будд, которые обучали и учили тому же, что и он. Было 77 патриархов других линий. И существует сотни патриархов других линий, но 78 патриархом был мастер Сунг Сан. Школа дзен «Куан Ум» существует немногим более 30 лет в США, немногим более 20 лет в Европе, немногим более 10 лет в Восточной Европе. Количество лет совершенно обманчиво, так как ты будешь думать о молодости или старости традиции, что абсолютно неправильно. Всегда есть школы, которые учат тебя напрямую о твоем истинном «Я», о твоей истинной природе, даже до того, как мы знаем об этом. Важно понять, что дзен является смешением, сочетанием даосизма и буддизма. Практика даосизма - это сила центра Тань-Жень и так же путь. В буддизме у тебя есть восьмеричный путь, путь бодхисаттвы и много центров тела, которые пришли из вне. Когда буддизм и даосизм встретились, это была очень хорошая встреча. Буддизм стал более простым, а медитация дао получила направление бодхисаттвы. Это стало дзен.
Вопрос: я читаю книги по истории. Бывают книги профессиональные. Пока я их читаю, я все понимаю. Когда книгу закрываю, проходит какое-то время и возникает странное чувство. То, что прочитано, осталось во мне, но я не могу воспроизвести никаким образом. Такое чувство, что я все забыла, но одновременно чувствуется, что я это знаю. Как это понять? Может у меня просто склероз?
Ответ: сколько ты практиковала дзен?
- 3 года.
- Хорошая работа. Многие люди гораздо дольше практикуют, чтобы быть способными так сделать. Когда ты читаешь, ты просто читаешь. Не беспокойся о знании, как таковом. Когда мы практикуем медитацию, мы практикуем, чтобы забыть. Все привязанности забыть, забыть, забыть. Сначала возникает чувство страха. Надо понять, что ты не забываешь. Ты просто к этому не привязана, это в твоем сознании, не беспокойся об этом. И природа практики заключается в том, что вымывает глину и оставляет золото. Все, что является мудростью остается в твоем сознании, а все остальное исчезает. Может быть ты читала очень скучную и нудную книгу. Может она была очень интересна и важна. Если эта книга нужна тебе, то время придет, и она появится сама собой. По венгерской литературе нам надо было читать 5 толстых книги для сдачи одного экзамена. Мне нравилось, я любил эти книги, потому, что там много было об искусстве, о писателях, об истории и так далее. Но у меня было время, чтобы прочесть эти книги только один раз. Даже не мог проверить знаю я или нет. Успел только сконцентрировано прочесть. На экзамене это появилось. Почему? Я сфокусировался и с чистым умом положил себе это в сознание. Тогда очень легко вспомнить. В твоем случае также. Читай с очень чистым умом. Ты возможно даже не будешь способна вспомнить, но когда момент придет, это появится само собой. Просто то, что тебе нужно.
Вопрос: немного по-венгерски скажите, пожалуйста.
Ответ: (Чонг Ан Суним прочел Сутру Сердца по-венгерски) Нужен ли перевод? Позвольте мне поделиться впечатлениями от этого короткого пребывания в России. Не новость, что Россия - это место тяжелое для всех вас, потому, что вы живете здесь. Вам необходимо обеспечить проживание здесь, заботиться о тех, кто окружает вас, и вам нужно иметь значение своей жизни. Жизнь требует много работы и потому многие устают. Усталость означает, что мало энергии. Если уровень энергии низкий, то ваши привычки могут захватить очень легко. Я предполагаю и призываю, чтобы Сангха могла собираться вместе и делать поклоны вместе по крайней мере раз в неделю. Может быть 300 поклонов ночью или вечером. Правильность действия зависит от двух вещей: ясность и энергия. Когда на ретрите вы можете обнаружить сильный ум или сильную энергию, но как только вы начинаете делать свою работу энергия быстро расходуется, исчезает. Счастье - это нечто, что требует много энергии. Чтобы быть способным улыбаться, требуется быть сильным. Когда вы уставшие, то чувствуете себя совсем маленькими, мизерными по отношению к этому миру. Как будто мир на вас насел. «Вещей так много. Я не могу с ними справиться, бороться. Оставьте меня в покое!»
Чтобы позволить уйти своему мышлению, своим чувствам, быть способным вернуть истинного себя, необходимо кланяться, тогда это произойдет очень динамичным путем. И все эти воры, которые забирают вашу жизнь, исчезнут, потому что они не смогут войти. Спонтанно и естественно от того, что вы чувствуете больше энергии. Вы чувствуете себя гораздо лучше, вы верите в самих себя. И этот ум, который говорит: «Я могу это сделать!», возвращается. Если вы посмотрите вокруг себя, то увидите, что существуют только два вида людей: те, которые верят, что они могут что-то сделать, и те, которые не верят, что они могут что-то сделать. К какому из них хотите принадлежать вы? Если вы практикуете, то у вас будет ум «я могу делать». Если ваша энергия становиться низкой, чистота исчезает, вы будете чувствовать «я не могу этого сделать» Вы все практики. Вы знаете как это сохранить, предотвратить. Вы знаете как сделать себя ясными, чистыми и сильными, помочь самим себе и всем вокруг вас. Собирайтесь вместе как только вы можете и практикуйте. Кланяться вместе, петь вместе, сидеть вместе. Разговаривать о дзен не так важно. Когда приезжает один такой человек, вы можете задать ему достаточно много вопросов. Но когда его нет, то практикуйте так много, как вы можете. И не ищите результата. Он появится автоматически.
Вопрос: понятие счастья и любви в данной религии. Что вы можете сказать об этом?
Ответ: я извиняюсь, но дзен не религия. Когда небо закрыто облаками, видишь ли ты солнце? Нет. Правильно! (по-русски). Когда все облака исчезли, солнце светит и достигает тебя. Правда? Когда твой ум чистый, счастье и любовь появляются естественно. Если твой ум находится под облаками, тогда есть противоположности, разделение, нет ни счастья, нет ни любви. Если это продолжается слишком долгое время, можно даже забыть о том, что есть солнце, и тебе нужно напомнить об этом. Тогда ты можешь практиковать, разогнать облака, изначальное твое солнце появляется и вместе с этим спонтанно появляются любовь и счастье. Не ищи любви и счастья в ком-то или в чем-то. Ты бесконечный источник этого.
Вопрос: здесь все время говорится о достижении некоторого состояния любви. Не может ли быть так, что этим состоянием любви воспользуются люди недостойные.
Ответ: если у тебя нет мудрости, это возможно. Мудрость и сострадание должны идти рука об руку. Обычно, когда твое сострадание появляется из твоего истинного «Я», из твоей практики, тогда мудрость и сострадание неразделимы. Это все равно, как две стороны одной медали. Но когда твои чувства тебя переполняют, берут верх, то тогда твое сострадание может быть больше, чем мудрость. А если мысли берут верх, то мудрость может быть больше, чем сострадание. Дам тебе пример. Спиноза - еврейский философ написал толстую книгу. Это была книга всей его жизни. И некоторые люди читают ее. В то время, как он писал о понятиях сострадания и человеческих чувствах, старая женщина подошла к его двери, потому что каждый знал, где он живет. Она открыла дверь. «Пожалуйста, помоги мне хлебом! Хлеба не хватает», - попросила она. И услышала в ответ: «Не мешай мне! Пошла вон! Я пишу о любви и о сострадании!». Есть люди с очень сильным интеллектуальным пониманием, которые подавляют свои чувства. В один момент они могут совершенно перевернуться и даже сойти с ума потому, что они настолько долго подавляли свои чувства, что это может их сжечь.
Пример этому Фридрих Ницше. Он писал о высших людях, о том, каким мир мог бы быть. Последний год своей жизни он провел в Торино в Италии. Однажды переходя улицу он увидел как возница очень сильно бьет свою лошадь. И в этот момент его строгая и сильная построенная система полностью развалилась. Он обнял лошадь и зарыдал. Его ясность и чистота никогда больше не вернулись. Он закончил свою жизнь, как сумасшедший человек. Я привел тебе пример двух противоположностей. Этот центр может быть настолько сильный, что он подавляет здесь. Любой вид привязанности полностью позволяет центру уйти. Необходимо возвратиться в точку, которая находится до мышления, до чувств, до появления и исчезновения. Тогда эти центры будут действовать естественно и свободно. Тогда со стороны они появятся, когда это необходимо, мудрость появится, когда это необходимо. Ты будешь четко воспринимать момент, когда кто-то захочет тебя использовать.
Вопрос: о различии ума восточных людей и европейцев идет речь в совершенно разных контекстах. Можно услышать, что вегетарианство только для одних, учителя есть восточные, учение восточное, европейское. Существуют ли специфические трудности на пути дзен в связи с условиями, в которых ум сформировался, воспитан.
Ответ: слышишь это? (удар) Восточное или западное?
- (удар)
- Правильно. Не беспокойся ни о западном ни о восточном. Больше мяса сейчас едят на востоке. Вообще больше едят в Штатах. А самые большие страдания в Европе так как там столько мышления, столько мыслей, что мы просто не знаем, что делать. 2000 лет копился мусор. И мы сидим на нем гордые. Все, что работает для тебя, используй это. Но не используй этого слишком много. Знай, когда этого достаточно. Слишком много мышления, слишком много чувств забирают твою энергию, и ты теряешь этот момент. Используй свои мысли, но не позволяй своим мыслям использовать тебя.
Вопрос: чувство юмора способствует очищению?
Ответ: расскажи мне какую-нибудь шутку или анекдот. Не надо, уже появилось. Чувство юмора не зависит от культуры особенно в дзен. Наибольшая шутка - это «я». Всегда есть о чем шутить. Когда ты смеешься, ты счастлив?
- Наверное не всегда. Сумасшедшие … А да, они счастливы.
- Когда ты смеешься вместе с ними, ты счастлив?
- В большинстве случаев.
- Иногда действие или предназначение шутки - просто забыть обо всем, обо всем, что думаешь, просто быть честным хотя бы на один момент. Иногда это лучше, чем удар (удар), но имеет туже самую работу.
Вопрос: понравился ли Вам наш город?
Ответ: прекрасный! Но слишком многое надо почистить: дома, дороги, починить машины, очень много работы. Это прекрасное, великолепное место, чтобы здесь жить. Если вы практикуете, то правильное действие появляется и тогда это распространяется и распространяется. Только делайте так.
Вопрос: как извлекать больше опыта из физических травм?
Ответ: сломать одну кость разве недостаточно? Если ты хочешь использовать это, то ты должен практиковать правильно. Тогда ты позволишь уйти сам себе от своего тела. Ты можешь видеть свое тело таким же образом, как водитель видит свою машину. Когда она сломается, ты должен починить ее точно также как человек пытается это сделать (из окна слышится звук не заводящейся машины). Если ты слишком привязан к своему телу, то твои механизмы не исправны слишком долгое время. А если ты не привязан, тот этот момент - боль …., но вскоре забыл.
Вопрос: как ты пришел в дзен? Почему?
Ответ: есть у нас вчерашняя пленка? 10 лет тому назад у меня был сон. Сон был таким, что я приеду в Россию, соберусь вместе с братьями и сестрами по Дхарме в одной комнате. Что я буду помогать им. Я очень долгое время готовил себя к этому. Ты веришь в это?
- Я рада этому.
- Рад это услышать. Но хочу тебя спросить, почему ты практикуешь дзен?
- Я в первый раз сюда пришла. Не могу сказать, что практикую.
- Ты уже практикуешь, потому, что ты пришла сюда. А почему ты пришла?
- Потому, что мне интересно. Я много читала о дзен.
- Ты пришла в правильное место. Ты можешь забыть все, что ты читала о дзен, тогда появится правильная практика. Еще вопрос. Что делает для тебя дзен более интересным, чем пойти в кино или пойти отдыхать со своими друзьями веселиться?
- Ты хочешь изменить свою жизнь? Почему?
- Сложно объяснить.
- Вот это «сложно объяснить» - является сердцевиной того, что хочешь это изменить. Еще не понятно как, но уже понятно почему. Ты знаешь это. И этого достаточно. Это твой двигатель для практики. Будда называл это страданием, но я не буду так говорить. Изначальный смысл дукха - где-то вне места. Противоположность дукха - сукха. Это означает, что ось находится посередине колеса, и поэтому колесо может двигаться. Дукха означает, что ось не находится вместе, эта вещь разрушена, разломана. Ось находится не в колесе, поэтому машина разломана, троллейбус разломан т.д. Это означает, что мы чувствуем себя где-то другом месте. Когда вы хотите изменить свою жизнь, это означает, что кто-то находится не своем месте. Или слишком много, или слишком мало. Проблема заключается в том, что вы хотите заменить эту жизнь на что-то еще, что возможно тоже находится не на своем месте, не в том месте. Потому, что ум один и тот же, точно такие же мысли, та же самая карма. Ты переходишь в другое место, меняешь свое окружение, меняешь свою одежду, свой язык, работу и друзей. Ты думаешь, что поменял свою жизнь. Абсолютно не правильно. С теми же самыми привычками ума ты получишь тех же самых друзей, у тебя будут те же привычки разговора, будешь есть приблизительно такую же пищу, те же самые взаимоотношения, те же проблемы, тот же вид счастья и несчастья. Невозможно изменить свою жизнь таким образом. Но ты можешь сделать это правильно.
Когда ты практикуешь, ты видишь свою жизнь такой какая она есть. И если что-то находится не на своем месте, ты можешь это вернуть, возвратить. Если твои отношения с родителями плохие, ты можешь это починить. Если начальник тебя унижает, ты можешь это исправить. Выглядит так, что твою работу невозможно поменять потому, что у тебя остается все на своих местах: те же самые очки, та же работа, те же отношения, те же люди. Но твоя жизнь изменилась радикально так как вещи находятся на своих местах. Вещи двигаются правильно. Ты способен помогать людям, которым не мог помочь раньше. Ты видишь ясно вещи, которых не видел раньше. Жизнь, которая находилась раньше где-то не на своем месте и была закрыта, открывается. Но, чтобы так случилось, необходимо практиковать. Ключ в том, чтобы позволить всем своим привязанностям и привычкам ума полностью уйти, покинуть тебя. И без практики ты не можешь это гарантированно сделать. Я тебе подпишу чек. Ты сможешь с ним отправиться в банк.
Еще вопросы. Один, два, три … Все! «Зеро». Спасибо большое, что вы пришли сюда. Пожалуйста, практикуйте сильно. Я надеюсь встретиться с вами снова.