Речь Дхармы дзен-мастера Ву Бонга в Санкт-Петербурге 29 июля 2007 года

Nov 07, 2011 22:48

Сейчас состоится Речь Дхармы, которую проведёт мастер Ву Бонг. Переводить будет Александр Немков, аббат школы Кван Ум в России дзен-центра в Петербурге. И Речь Дхармы произнесёт его ученик. Бонг, дзен-мастер, будет отвечать на ваши вопросы.

Мьонг Гонг Суним: добрый вечер. Все, наверно, читали народные сказки. И кто читал сказки разных народов может заметить, что почти у каждого народа есть сказка про дурака, который всё время попадает в неприятные ситуации. То он встречает похоронную процессию, говорит им там «таскать не перетаскать»,  его бьют. Приходит мать к нему, говорит, что надо было сказать, что там со святыми упокой. Встречает свадебную процессию, говорит, что со святыми упокой, его опять бьют. И так дальше. Ну, все почти ко мне обращаются и знаю, что к учителям ко всем обращаются очень часто с проблемами, которые попадают в неприятные ситуации. Где, пускай, не физически, но так и так жизнь бьёт. Наш учитель, дзен-мастер Сунг Сан, учил правильной ситуации, правильному отношению, правильной функции. Собственно говоря, если это соблюдать, никогда в такие ситуации плохие не попадёшь, потому что... Почему получается, что мы попадаем в такие ситуации? Мы подходим со своей ситуацией, со своим подходом, как тот дурак. Уже у него есть мысль, что он встречает, вместо того, чтобы посмотреть, что есть. Ситуация меняется каждый момент. И если мы запаздываем, если мы берём свою ситуацию, то есть своё понимание этой ситуации, то мы оказываемся на месте того же самого дурака.
 
Что значит правильная ситуация? Правильная ситуация - это видеть то, что есть вокруг. Вот мы сидим в этом зале. Я говорю, вы слышите. Это ситуация. Что значит правильное отношение? Правильное отношение к этой ситуации и к тому, что вас окружает. То есть, правильная функция. Правильная функция - это если вы видите правильную ситуацию и правильное отношение, никогда не возникнет вопроса о правильной функции. Вы сразу будете знать, что вам правильно делать в такой ситуации с таким отношением.

У суфиев, у них примерно тоже, такое же учение. Они говорят другими словами, но «время», «место», «люди». То есть фактически, любой наш поступок - он не может быть ни глупым ни мудрым. Зависит только от того, правильная ситуация или неправильная. Поступок уместный и своевременный - тогда он будет мудрый. Если тот же самый поступок, но он неуместен и несвоевременен, он будет глуп. Даже за который могут побить. Хотя тот же самый поступок. И те же самые слова.

Ну и хотел ещё рассказать свою любимую сказку. Многие её знают, потому что я её как-то очень многим рассказывал. Но интересно её запомнить всё-таки. В Египте археологи искали древности. Копали там песок. Копали, копали и смотрят, торчит какой-то камень из песка. Ну, давай копать дальше. Раскопали, докопались до краеугольного камня. Оказалось, пирамида ещё древнее, чем пирамида Хеопса. Ну, смотрят на краеугольном камне там какая-то надпись высечена таким языком, который ещё древнее древнеегипетского. Ну, сейчас очень мудрые компьютеры есть, очень мощные, поэтому вложили они это всё в компьютер, эту надпись, компьютер им всё и расшифровал. Там было написано, что наши жрецы интересовались древностями, проводили раскопки и выкопали камень, на котором были странные рисунки. Но у жрецов могучие боги, поэтому они обратились к богам, и боги им растолковали, что это значит. Фараону так понравилась надпись, что он велел высечь её на своей пирамиде, что мы и делаем. «Если тебя бьют по голове дубиной, значит ты подставил голову». Это во всех ситуациях, во всех смыслах всегда правильно. Если вы попали в какое-то неприятное положение, если вам что-то не нравится, что-то такое вас обижает или задевает, подсмотрите, где вы подставили голову. Это урок всегда. Чего я очень добиваюсь, чтоб вы это всегда помнили. Всегда вы найдёте причину, где вы ошибаетесь, где вы не правы. Не ищите её вне себя [улыбается]. Всегда в себе есть.
Спасибо [кланяется слушателям].

Ву Бонг: Хорошо. Есть вопросы сегодня или нет? Да?

- Про правильную ситуацию, вот вы спросили... Про правильную ситуацию, про правильное отношение к ситуации. Если правильное отношение к ситуации подразумевает совершение действий, которые ты сам и окружающие считают мягко сказать нехорошими. Следует совершать такие действия чтобы правильно реагировать на ситуацию?

Ву Бонг: правильное или не правильное - это создано нашим мышлением. Важное значение, важная точка во всём этом - зачем ты это делаешь. И если твоё намерение помогать в любой ситуации, чтобы твоё действие несло помощь, то даже если и окружающие будут говорить, что это ошибка, что так делать не надо, это не означает, не будет значить, что это твоя ошибка. Даже если ты позже скажешь, что я сделал ошибку, это не будет ошибкой. Но если твоё действие будет носить характер такой, что ты хотел бы получить от людей, чтобы понравится им - это означает, что ты хотел бы что-то для себя. И даже все вокруг великолепные действия, правильно сделанные - уже ошибка.

- Вы неоднократно говорили: «Когда я ем, я только ем. Когда я сплю, я только сплю. Когда я пою - я пою». Почему тогда во время пения спите?

Ву Бонг: да, конечно, если поёшь и спишь - только поёшь и спишь [смеётся].

- Вы не поёте, вы спите. Может быть имеет смысл пойти поспать и тогда петь?

Ву Бонг: тогда в чём проблема? Если я не пою, значит я сплю [смеётся].

- Можно пойти поспать и во время пения петь.

Ву Бонг: во время пения только буду петь.

- Тогда почему вы спите?

Ву Бонг: устал [улыбается]. Ещё вопросы?

- По поводу пятого обета «Не отравляй свой ум веществами». Может быть здесь просто есть какие-то примеры на конкретных ситуациях, к примеру, банка пива после рабочего дня? Скажем, психоделические трипы для того, чтобы разобраться с какой-то ситуацией?

Ву Бонг: [смеётся]. Этот обет означает: «Не принимай ничего такого, что бы сделало твоё путь неясным». Поэтому любое вещество, которое... и любая другая вещь, которая сделает его ещё более неясным - в этом нет необходимости. Здесь не заключается дело в том, чтобы не принимать никакого алкоголя вообще. Например, лекарства содержат алкоголь. Есть достаточно лекарств, которые содержат алкоголь. Или конфеты, например. Но многие люди принимают алкоголь для того чтобы опьянеть, чтобы наоборот, что называется, опьянеть и пить эти вещества.

- Той точкой, где я решаю «это моё намерение».

Ву Бонг: не просто твоё намерение. Должен использоваться здравый смысл. Например, если ты выпьешь банку пива и ты знаешь, что твой ум сохранит достаточную ясность. Ты должен знать свои границы. Но если ты пересечёшь это ограничение и ты знаешь об этом, то твоё намерение уже не берётся во внимание, ты уже разрушаешь свою практику. Я не слышал о том, что можно решить свои собственные проблемы путём психоделического путешествия [смеётся].

- Мне бы взглянуть.

Ву Бонг: взглянуть? Смотри на них трезво, это лучше. Когда я был подростком, молодым человеком, я иногда принимал марихуану. И когда мы с друзьями курили марихуану, то у нас была беседа высокого класса. Я однажды подумал: «О, у нас такая беседа! Такая высококлассная, такая интеллигентная. Я лучше запишу, чтобы не забыть». И этим вечером я записал наш разговор, два часа разговора.

- На видео или на кассету?

Ву Бонг: на плёнку. После того, как я пришёл в норму, я послушал, что я записал. И всё, что мне казалось высококлассным и интеллигентным оказалось глупым и бесполезным. И когда я услышал это, то в это время я понял, что достаточно. Я прекратил курить. Поэтому я извиняюсь, я очень скептически отношусь к подобным опытам.

- А вот интересно, почему, к состоянию изменённого сознания такое разное отношение. К тому, что вы написали в нетрезвом состоянии - критическое. А когда вы были в состоянии изменённого ума, то это казалось интересным. Почему вот эта разница происходит в отношении?

Ву Бонг: если твой ум ясный, ты смотришь на эту вещь, то ты её видишь такой, какая она есть. Если твой ум не ясный, то ты её видишь неясной. Поэтому видеть вещи такими, какие они есть - означает правильный взгляд. Когда я был впервые на своём ретрите, на дзен-ретрите... Я был на недельном ретрите в японском дзен-центре в школе Сото. И мастер, ну монах из Японии, который вёл этот ретрит, главный монах на этом ретрите был очень требовательным. Не наш стиль. Даже пошевелиться нельзя на этом ретрите. Если ты шевелился - главный монах сразу же видел и кричал. Я ничего не знал, был впервые, поэтому я очень боялся этого человека. Поэтому я не двигался, то есть сидел. И даже настолько было трудно, что всё болело, но я всё равно не двигался, я смотрел прямо перед собой в стену. И что-то очень приятное произошло. На стене появился Микки-Маус, потом Плуто, потом они стали танцевать вместе [смеётся]. Галлюцинации. Из-за того, что я курил много травы, гашиша. Это означает, что сознание не ясное. И это сознание может сотворить всё что угодно. Ещё вопросы?

- Если мы говорим, что ничего не существует, зачем тогда беспокоиться об этом сознании, чистое оно или не чистое?

Ву Бонг: например, прямо сейчас кто-то поднесёт к твоей голове пистолет. И он скажет: «Если ты двинешься, я тебя пристрелю. Если ты не будешь двигаться, я тебя тоже пристрелю». Ты в это время будешь думать: «Да, всё пустое» [смеётся]. Поможет тебе это в этот момент?

- Я понял.

Ву Бонг: ок. 11-е сентября 2000 года - знаменитый день для всего мира, не только для Америки. Потому что в этот день психология людей Америки была сильно поражена. И по этой причине сейчас весь мир страдает. Но это не главное, о чём я хотел бы сказать. Я увидел это по CNN, как второй самолёт врезался в башню. И много дней в последующем любые новости включаешь - а они по этим новостям всё время говорили об этом. В начале они думали, что умерло шесть тысяч человек. Но впоследствии выяснилось, что около трёх тысяч человек умерло, погибло. Это тоже много, много людей. И все новости говорили только об этом событии, об этом происшествии 11-го сентября. Когда бы я новости не включал, они говорили. Но незадолго до этого события произошло в Африке тоже событие о распространении спида. Эта была статья в газете. И они предупреждали в этой статье о том, что в ближайшие пять лет по причине спида двадцать миллионов человек погибнут. С одной стороны всё время, все новости, вне зависимости от страны и региона: американские, британские, европейские новости говорили о происшествии 11-го сентября потому что погибло три тысячи человек. И это было повсеместно, постоянно. И с другой стороны событие, которое предвещало гибель двадцати миллионов человек - об этом не сказал ни один человек. Ни одного репортажа по телевидению. Это было интересно для меня. Почему так происходит? Что-то неправильное происходит в этом мире. Но интересно то, что человеческое восприятие делает и выбирает что-то, делает это что-то наиболее важным, а что-то наименее важным. Для многих людей Африка - это где-то далеко, это не имеет никакого отношения ко мне. Но вот это нападение на эти башни в Нью-Йорке - это что-то близкое, имеет отношение. Конечно же телевидение показывало только то, что люди хотели видеть. Если бы люди хотели увидеть спид в Африке - по телевидению бы показывали бы это. И это только наше восприятие, только наше сознание выбирает и делает: «Это важно, это не важно. Это хорошее, это плохое».

Я думаю, что многие люди знают о этой истории мастера Вон Хё. Вон Хё де-са, де-са означает великий мастер, в молодости уже был знаменитым учителем сутр. И, естественно, эти сутры говорят о некотором достижении, постижении. То есть влияют прямо на практику. Вон Хё решил, что ему нужен учитель для того чтобы учиться. И в то время не было дзен-мастера в Корее и он решил отправиться в Китай. Не было самолётов, естественно, не было поездов и он отправился пешком. И на пути ему повстречалась пустыня. И через некоторое время вода, которую он нёс, закончилась. И он тем не менее находился в пустыне, нет воды вокруг. И, естественно, солнце продолжало светить, светило очень жарко. И, естественно, он испытывал большую жажду. Это сделало его очень уставшим. И пришла ночь. И когда он двигался по пустыне, он внезапно упал, потому что абсолютно был истощён, измождён. Когда он упал на землю, то своими руками ощупывая вокруг землю, он нащупал какой-то сосуд типа вазы. И он почувствовал, внутри вода есть. И он пододвинул к себе эту вазу, попробовал - внутри вода, понюхал - ммм, освежающе. И он выпил эту воду и почувствовал себя очень хорошо. Жажда прошла и он смог заснуть. Утром он проснулся, и он сразу же стал искать этот великолепный сосуд, который был наполнен свежей, свежайшей водой. И всё, что он увидел вокруг себя - это череп. Может быть животный череп или человека. История говорит, что это череп человека был. И вода собралась внутри этого черепа, но череп был достаточно свежий. Поэтому часть, частицы чего-то присутствовали, мяса или ещё чего-то. И не только это, очень много червячков находилось в этой воде. И он посмотрел на это и понял, что он выпил, и его немедленно вырвало. Но в это же самое время он по-настоящему кое-что понял. Предыдущим вечером, предыдущей ночью вода была великолепной водой из источника. Но внезапно это стало омерзительной вещью. И тогда он понял, наш ум сотворяет всё. Он кое-что постиг. Ему не нужно было идти и искать учителя. И он вернулся назад в Корею. И в конце концов он стал знаменитым дзен-мастером в Корее. И ему дали титул великого учителя, в истории Кореи немногие люди получали это звание. Ок, ещё вопросы?

- Когда мы делаем практику, как мы уже касались вопроса: «Сидим - только сидим, только поём». И нам мешает наш ум. То есть как бы мы пытаемся не слушать ум, делать только практику. Существует как бы ещё разряд «мастер», «дзен-мастер». То есть предполагается, что у него нету этого ума, который мешает. Существует ли какое-то состояние помимо ума, какой-то силы или что? То есть это уже не простой как бы ум, который нам мешает, а что-то появляется вместо ума, какое-то переживание или что.

Ву Бонг: [смеётся] да, это называется проверяющий ум, контроллирующий ум

- А что там?

Ву Бонг: там? немного чая [наливает себе чай].

- Только чай?

Ву Бонг: [показывая на чай] иди, сам попробуй. Дзен-мастер - это не что-то специальное и особенное.

- Но это нет ума, нет ума. Нет ума, да? [общий смех в зале]

Ву Бонг: если ты скажешь «нет ума», то уже создаёшь ум. Ещё вопросы?

- Много говорится о том, что не следует привязываться к чему-либо. Ну и в том числе в процессе практики. Ритуалы, постоянными являются ритуалы или они как-то могут произвольно меняться, не соблюдаться по каким-либо причинам?

Ву Бонг: да, если ты будешь привязан к какой-либо форме, то эта форма станет проблемой, препятствием в твоей практике. Например, когда ты приходишь в буддийский храм, ты ничего не можешь иметь на голове, никаких шапок. Но если ты отправишься в синагогу, то ты что-то должен иметь на голове. Это означает, что не будь привязан к форме, и если тебе нужно отправиться в синагогу, то что-то надень. Но если ты отправишься в буддийский храм, то сними.

- Если я правильно понимаю, то следует действовать в соответствии с ситуацией. То есть, допустим, в дзен-центре вдруг по каким-то причинам будет страшно холодно и нельзя будет сидеть без шапки. То мастер этого центра может дать разрешение ученикам придти в шапках.

Ву Бонг: конечно. Иногда в некоторых монастырях… Я всё время обращаюсь к корейским монастырям потому что это то, что я лучше всего знаю. В некоторых монастырях высоко в горах очень, очень холодно. Иногда в зале Дхармы во время сидения очень-очень холодно. Иногда можно их увидеть, они не одевают шапку потому что это не положено, но они кладут шапку на голову [общий смех в зале]. Я пробовал один раз - тепло.

- В Фаленице [варшавский дзен-центр] сидели в перчатках.

Ву Бонг: тоже, да.

- А если не привязываться ни к чему, тогда зачем привязываться к ритуалу?

Ву Бонг: не привязывайтесь к ритуалу! Не быть привязанным к ритуалу означает, что ты можешь следовать этим ритуалам без проблем.

- А могу не следовать?

Ву Бонг: да, конечно, можешь не следовать. Просто не приходи в те места, где эти ритуалы проходят. Ты не можешь тогда отправиться домой. Потому что в твоём доме тоже есть ритуалы.

- Ещё такое бывает, ритуалы хочу нарушаю, хочу не нарушаю.

Ву Бонг: если ты не будешь следовать домашним правилам, то твоя семья будет несчастна. Недовольна. Если ты на своём острове - нет ритуалов, нет проблем.

- Ещё такой вопрос задам. Почему нужны ритуалы?

Ву Бонг: много лет назад, когда в Соединённых Штатах стали производить первые машины... Хотелось бы отметить, что это правдивая история. Городок, город, довольно хороших размеров. Там было две больших улицы. Одна называлась «Бродвей», другая называлась Главной улицей. Они пересекали друг друга. И в то время люди, конечно же, пользовались лошадьми. И в этом городе было два достаточно состоятельных человека, каждый из них купил по машине. Естественно, однажды они повстречались, столкнулись. Там не было никаких знаков, никаких светофоров. Вот поэтому ритуалы необходимы.

- То есть в правильной ситуации ритуал необходим, да?

Ву Бонг: если у тебя нет какой-либо формы, даже если вас двое - однажды появится проблема. А если людей много, то без правил, без форм, взаимоотношений, жить невозможно. Но если ты только сам по себе, один единственный… Был случай в Берлине. Я давал речь Дхармы. И один человек подошёл ко мне после беседы и спросил: «Почему у тебя такая роба, почему ты так выглядишь?». В Америке есть дзен-учитель, она всё делает неформально, нет никакой формы. Она никогда не говорит о дзене, она даже не пользуется словом «дзен». Я знаю этого учителя, этот учитель очень привязан к форме. И он сказал: «Что вы имеете в виду? Она делает это неформально, нет никакой формы». Я ответил: «да, это «нет формы» есть форма». Это её форма. Ешё вопросы?

- А можно я продолжу предыдущий вопрос про формы. Вот к примеру во время еды существует довольно много мелких правил, которые определяют, как мне надо есть. Формально как бы. Не пример, но то, что все мисочки должны соприкасаться. Для человека, который держит правильный пример, это может оказаться довольно глупым просто. Какая разница, как стоят у него мисочки. Можем чуть-чуть нарушить форму, не ставить их вместе? Тем самым как бы форму разрушая. Где разница между привязанностью к форме с одной стороны и строгим её выполнением?

Ву Бонг: если ты будешь внимательно относиться к этому, то эти маленькие детали не будут для тебя проблемой. Наша практика означает быть внимательным к моменту из момента из момента. Это еда, эта форма еды означает продолжение нашей практики даже когда мы не сидим. Это ещё один способ практики.

- Да, я согласен, но вопрос был немножко о другом. Как отличить, когда я действительно стараюсь соблюдать все эти правила. Как отличить привязанность к форме. Я настолько привязан к этой форме, что это становится проблемой. Что я обязан ставить тарелочки вместе. И когда я просто соблюдаю форму. Какая разница?

Ву Бонг: что за проблема? [смеётся] Если ты на ретрите, ты должен следовать очень строго всем правилам ретрита. Но если ты отправляешься домой, то не следуй этим правилам. Если ты отправишься домой после ретрита и скажешь: «Вся семья, теперь вы едите из одной миски». Это означает, что ты привязан к этой форме. И о тебе тоже подумают, что ты сошёл с ума. И они будут правы. Если на ретрите ты можешь делать это, и если ситуация поменяется, и ты можешь это не делать, то я не вижу никаких проблем. Я никогда никого не встречал, кто бы был привязан к такой формальной форме. К такому формальному способу еды. Я, например, знаю людей, которые привязаны к сидению. Им нравятся мир и спокойствие, они любят только сидеть. Неправильная практика. Например, я никого не знаю, кто был бы привязан к практике поклонов [улыбается].

- Я знаю.

Ву Бонг: Да, я тоже иногда делаю по пять тысяч поклонов в день. Но я никогда не чувствовал, что это вот то, чем я должен заниматься до конца своей жизни. Если ты людей спросишь, искренне никто не скажет, что мне очень нравится совершать поклоны. Это просто практика. Это вид дисциплины. Одна из техник. Дэ Сон Са Ним довольно много делал каждый день по тысяче поклонов. Но если бы спросить его: «Вам нравится?». То «нравится» он никогда не сказал бы. Если ты спросишь его: «Нравится вам кланяться?», он ответит: «Только для тебя, только ради тебя».

- Есть ли какие известия о том, как переродился Дэ Сон Са Ним. Потому что я знаю, что когда Су Бонг мастер, например, умер, то Дэ Сон Са Ним потом сказал, что вот, поступило известие, он переродился, всё с ним нормально. Э, есть ли какие-то известия?

Ву Бонг: он мне ещё не звонил [общий смех в зале].

- Про формы. Привязка к формам позволяет людям называть предметы, основываясь на каких-то признаках. То есть, например, стол, который заставлен определёнными предметами, можно назвать алтарём. Существо с двумя ногами, двумя руками, двумя ушами, двумя глазами и так далее можно назвать человеком. Скорее всего это человек будет. И так далее. Если быть полностью непривязанным к форме, как тогда называть предметы? Как тогда можно в принципе вообще назвать предметы?

Ву Бонг: [беря в руку чашку] это называется чашкой. Но если ты скажешь «чашка» - ты привязан к имени и форме. Если ты не будешь называть это чашкой, будешь пользоваться любым другим словом, ты тем самым привязан к пустоте. Я хочу спросить тебя: «Это чашка или нет?» [продолжительное молчание]

- [шёпотом кто-то из зала] чашка, чашка [общий смех].

- Это может по-другому использоваться, это может по-другому называться на другом языке и так далее.

Ву Бонг: если ты скажешь «это чашка», я ударю тебя тридцать раз потому что ты привязан к имени и форме. Но в твоём случае это ещё даже хуже, потому что ты сказал, что это ещё нечто другое. Поэтому в одно и то же время это чашка и не чашка, поэтому учитесь [неразборчиво, смех]. Если ты поймёшь это, то ты сам поймёшь ответ на свой вопрос. Это мой подарок тебе. Только держи «не знаю». Ещё один вопрос?

- В сутре сердца говорится, что тела нет, ума нет и сознания нет, ничего нет. Тогда откуда же взялся этот вопрос?

Ву Бонг: «что - это что?», - спрашивает этот вопрос.

- Что значит, что - это что? Кто спрашивает?

Какой-то учитель: кто спрашивает? Тот, кто перед вами.

Ву Бонг: и что это?

- Это я.

Ву Бонг: а что ты?

- Я не знаю, я у вас спрашиваю.

Ву Бонг: а что сказало «не знаю»?

- Не знаю [общий смех в зале].

Ву Бонг: хорошо. Там уже нет ума, нет ощущений, нет языка, нет тела.

- И оттуда появляются вопросы?

Ву Бонг: ты уже понял.

- Немножко понял.

Ву Бонг: пожалуйста. Последний вопрос.

- Как вы себя чувствуете?

Ву Бонг: спасибо, хорошо [смеётся].
Сегодня у нас не будет традиционного круга дзен после ретрита. Вместо этого дзен-круга мы вместе сделали эту беседу. Я хочу вас всех поздравить с практикой, которую мы сделали все вместе. Я думаю то, что это очень здорово, что вы смогли найти время из вашей жизни, прийти сюда, помочь практиковать себе и всем окружающим. Такой вид ретрита является довольно важным. Это как настройка для нашей жизни. Те, кто имеет машину, знают, что время от времени её надо настраивать и проверять, чтобы в будущем она продолжала ездить. Если нет, то она перестанет ездить. Если вы будете заботиться о своей машине, машина будет хорошо ездить. Человеческий ум гораздо сложнее, чем любая машина. Чем больше пользуемся умом, тем больше необходимо о нём заботиться.

Эти два дня настройки вашего ума забудьте о машине. Если будете продолжать регулярно так заниматься, то это поможет вашей жизни. Но если вы приходите только на ретрит и не практикуете, не занимаетесь регулярно, то такой эффект будет вам не очень полезен. Все из вас, кто сюда пришёл, у вас будет интервью один раз. И во время интервью стало особенно ясно, кто из вас практикует, кто нет. Некоторые люди приходят на ретрит. Может быть на следующий день они опять придут, но видно, что между этими днями не практикуют. Это не так здорово. Даже я думаю, что если у вас есть каждодневная практика, то можно не приходить на ретриты. Я не хотел бы сказать, что не надо приходить на ретриты, я сказал, что я имел в виду, что если выбирать между тем, что приходить время от времени на ретриты и не практиковать между ними или практиковать каждый день, не имея возможности приходить на ретриты, то каждодневная практика будет лучше. Я надеюсь, что вы не остановитесь в своей практике только потому, что ретрит закончился. Потому что все из вас уже сделали, приняли великий обет. Чувствующие бесчисленные существа - вы обещали спасти их всех. Если вы хотите свершить эту клятву, то без какой-либо, без особенной дисциплины, без какого-то вида дисциплины это сделать невозможно. Сейчас уже поздно, вы уже поклялись. Выбора нет. Поэтому я хочу пожелать вам: «Пожалуйста, продолжайте практику каждый день, каждый день, каждый день, продолжайте практиковать». Если все существа будут спасены, тогда можно не заниматься, не практиковать, уходить в отпуск. Пожалуйста, желаю вам хорошей практики. Надеюсь, что в скором не так далёком будущем мы встретимся с вами снова и снова попрактикуем вместе. Спасибо вам [кланяется].

Александр Немков: четыре этих обета, прямо сейчас, по окончании ретрита.

Зал хором: чувствующие существа бесчисленны. Мы обещаем спасти всех. Заблуждения бесконечны. Мы обещаем преодолеть их все. Учения Будды бессчётны. Мы обещаем познать их все. Путь внутрь непостижим. Мы обещаем постичь его.

Это моя расшифровка вот этого 70-минутного видео. Да, кто ещё не заметил, я собираю все тексты Кван Ума вот в этом верхнем посте.
Previous post Next post
Up