Еще о проблемах православного богословия

Jan 29, 2024 15:02

На диспуте о консенсус патрум в качестве примера отсутствия единой позиции я привел пример неведения Христа. Тогда же выступил и Чернявский, для которого этот вопрос стал "коньком" (см., н-р: https://predanie.ru/chernyavskiy-a-l/krizis-tradicionnogo-bogosloviya-i-poiski-vyhoda/slushat/Вот краткое изложение (не очень "уважительное" в выборе ( Read more... )

богословие

Leave a comment

alexandrg January 30 2024, 09:56:31 UTC

т.е. Ваша позиция: Христос не Бог?

Reply

danuvius January 30 2024, 09:59:54 UTC
Отвечу вопросом на вопрос: а как сложились христианские (и православные) представления о том, что такое Бог? какую роль тут сыграла языческая философия?

Христос Сам говорит, что Он - Сын Божий и что Он меньше Отца.

Reply

alexandrg January 30 2024, 10:15:07 UTC

+++Отвечу вопросом на вопрос:+++

А зачем? Почему бы не ответить на вопрос ответом?))

Я же про Вашу позицию спросил, а не про то, «как сложились…»

+++Христос Сам говорит, что Он - Сын Божий и что Он меньше Отца.+++

Но Он же говорит: «Я и Отец - одно» и т.п. Все эти высказывания можно по-разному интерпретировать, в зависимости от т.ск. базовой установки. И даже если исходить из того, что Христос не Бог, то «сложные вопросы» все равно возникнут. Просто это будут другие вопросы.

Reply

danuvius January 30 2024, 10:20:01 UTC
Христос - Бог, но Он не равен Отцу. Это позиция всего доникейского богословия.

Reply

alexandrg January 30 2024, 10:36:31 UTC

И Ваша?

Но Вы же понимаете, что «неравенство Отцу» можно по-разному понимать.

А если Христос - Бог, и «все, что имеет Отец», есть Мое», значит и знание всего (которое имеет Отец) - Его. Аполлинарий тут совершенно ни при чем.

Reply

danuvius January 30 2024, 10:43:42 UTC
И мое тоже, само собой. Я не вычитываю из НЗ то, чего там нет и чем старательно занималось "византийское богословие", лишенное возможности чесать свои мозги в чистой философии.

Совсем не значит. Отец может не открывать Сыну сроки, это право Отца.

Аполлинарий здесь очень причем, поскольку человеческое неведение Христа там в принципе невозможно.

Спорить я не собираюсь, Вы понимаете, что я знаком со "школьным богословием" и с историей богословия (хотя бы частично).

Reply

alexandrg January 30 2024, 11:33:25 UTC

+++Совсем не значит. Отец может не открывать Сыну сроки, это право Отца. +++

В таком случае Вы разделяете Отца и Сына на двух богов: всезнающего и невсезнающего))

+++Аполлинарий здесь очень причем, поскольку человеческое неведение Христа там в принципе невозможно.+++

Так там и ведение человеческое невозможно, поскольку человеческого ума нет. А в ортодоксальном богословии наличие человеческого ума во Христе никогда не отрицалось. Отсюда и вопрос: каким образом в одном и том же Христе Божественное всеведение могло сосуществовать с человеческим неведением, о котором Он и сообщил апостолам?

+++Спорить я не собираюсь, Вы понимаете, что я знаком со "школьным богословием" и с историей богословия (хотя бы частично).+++

Но Вы в данном случае проблему даже сформулировали некорректно)

Reply

danuvius January 30 2024, 11:54:16 UTC
В любом случае, проблема неведения не решается удовлетворительно ни в одном случае ( ... )

Reply

alexandrg January 30 2024, 15:02:55 UTC

Смотря что считать критерием «удовлетворительности».

а) Так это же и есть тайна воплощения: каким образом страстным и бесстрастным, смертным и бессмертным, немощным и всемогущим и т.д. оказывается одно и то же лицо. Можно, конечно, обозвать все это «шизофренией», но это ничего не скажет по существу, потому что будет искажающей рационализацией: переносом названия с типового и более-менее известного явления (психического расстройства) на уникальное и таинственное.

Кроме того, проблема соотношения Божественного всеведения с человеческим невсеведением не сводится к вопросу о знании дня Суда. Можно задаться вопросом более прозаическим. Например, знал ли Христос число «пи» с точностью до триллионного знака после запятой? Ничего сверхъестественного, требующего прямого откровения от Отца, в таком знании нет. И даже «невсеведущему Богу» (каким, насколько я понимаю, Вы предлагаете считать Христа) это должно было бы быть известно. Но хватит ли человеческому мозгу его природных ресурсов, чтобы держать в сознании/памяти всю последовательность ( ... )

Reply

danuvius January 30 2024, 18:39:49 UTC
Полностью единого действия нет, потому что разные ипостасные особенности.

Reply

alexandrg January 30 2024, 21:13:01 UTC

Различие в ипостасных особенностях делает единое действие триединым, но не создает каких-то обособленных частных действий. А вот различие в полноте знания такие действия создает, и Сын при таком допущении неизбежно оказывается богом менее полноценным, чем Отец, который сам знает «день и час», а от Сына (не имеющего познавательных способностей Отца) это скрывает.

Reply

danuvius January 31 2024, 05:02:48 UTC
Создает: воплощается только Сын.

Reply

alexandrg January 31 2024, 08:45:38 UTC

Он воплощается общим действием Троицы, а не каким-то собственным.

Reply

danuvius January 31 2024, 10:10:19 UTC
Любопытная позиция ;) Если действие воплощения общее, тогда все 3 Лица должны воплотиться. Знаменитая же "рубрикация" Григория Богослова - Филарета Дроздова указывает на разные действия ("содействующу" и прочая). В таком случае и Филиокве законно и богословски, и домостроительно, и монархии Отца нет (в том смысле, какой ей придавали отцы первых трех веков).

Reply

alexandrg January 31 2024, 12:51:01 UTC

Оно общее не в смысле количества воплощающихся, а в смысле количества осуществляющих его лиц. Отец, Сын и Дух совершают одно действие, в результате которого воплощается только одно лицо - Сын.

«Но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице (…) общность и единство созерцается [самым] делом, по причине совечности [Лиц] и тождества Их существа, и деятельности, и воли, и по причине согласия познавательной способности, и - тождества власти, и силы, и благости. Я не сказал: подобия, но: тождества, также - единства происхождения движения. Ибо - одна сущность, одна благость, одна сила, одно желание, одна деятельность, одна власть, одна и та же самая, не три, подобные друг другу, но одно и то же самое движение Трех Лиц. Ибо каждое из Них не в меньшей степени имеет единство с другим, чем Само с Собою; это - потому, что Отец, и Сын, и Святой Дух суть во всем единое, кроме нерождаемости, и рождения, и исхождения».

... )

Reply

danuvius January 31 2024, 13:38:46 UTC
Эта софистика мне давным-давно надоела, если честно.

Воплощение и снисхождение - это реализация в тварном мире ипостасных свойств Троицы. Эти действия (Рождение/Воплощение - Исхождение/Снисхождение) конгруэнтны, являются особливыми свойствами каждого Лица как в богословии, так и в икономии. Эти действия различны и определяют различия Лиц Троицы. Ни о каком "общем действии" здесь не может быть и речи. Наличие ипостасных отличий превращает дискуссию о Троице/трех Богах в чистую софистику. Тайна Троицы не может быть никоим образом выражена или передана человеческим языком, логикой (или антиномиями) и т.п.

Все эти вещи мной давно продуманы, тексты все известны и прочитаны/перечитаны сто раз в подлиннике, так что я не понимаю, чего Вы стремитесь добиться?

Reply


Leave a comment

Up