Ultima ratio regum

Mar 25, 2014 02:29



Как-то странно повелось, что каждый раз, когда хотят как-то досадить России вспоминают её экспорт природного газа - мол, сейчас введем блокирующие его санкции или взорвем компрессорную станцию и все, конец стране, сала хероям!. Даже вполне дружественно настроенные комментаторы склонны рассматривать происходящее на Украине как хитрый план США по захвату Подкарпатской Руси с целью контроля стратегического участка, где сходятся все газопроводы - конечно, чтобы впоследствии держать за горло и Европу и Россию. Версия интересная, но есть один нюанс:



Основным кормильцем бюджета является нефтянка, а не газовая отрасль. По данным Минэнерго доля налоговых поступлений в федеральный бюджет газового комплекса составляет эпические 6,3% (при этом доля в экспорте - 12,4%, что, конечно, говорит о специфике налогообложения).



При этом около 70% физического объема природного газа потребляется в России и странах СНГ. Конечно, с точки зрения прибыльности эти рынки неравноценны - стоимость газа для стран СНГ и дальнего зарубежья в 3,1-3,4 раза выше, чем в России. То есть, грубо говоря, дальнее зарубежье дает где-то две трети всего cash flow (расчет действительно грубый, поскольку вторым по значимости партнером из этой категории после Германии является Турция, получающая газ по "Голубому потоку" и к санкционному шантажу не имеющая никакого отношения). Потеря такого рынка станет серьезным вызовом для компании, которая сейчас занята большими проектами, вроде "Южного потока" и "Восточной программы". Возможно, в случае потери рынка эти проекты придется заморозить. Печально. (Но учитывая стратегическое значение "Восточной программы" вполне можно ожидать государственной помощи из резервов).

Ну а что наши европейские партнеры?





График как бы намекает, что в случае прекращения транзита газа весело будет всем, включая Туманный Альбион. Очевидным решением является замещение трубопроводного газа на СПГ. Однако при общем объеме рынка СПГ в 236 млн. тонн в 2012 году доля поставок в рамках краткосрочных договоров составила около 60 млн. тонн (или около 82 млрд. куб. м., напомним, что экспорт "Газпрома" в Европу в 2013 году составил 161,5 млрд. куб. м., без Турции - около 135 млрд куб. м.), тогда как около 75% СПГ продолжает поставляться по 20-25 летним контрактам (источник). Основными импортерами СПГ по краткосрочным контрактам являются страны Азии:



Другими словами, конкурировать за СПГ придется с потребителями, которые уже платят около 550 долл. за тыс. куб. м.:



Даже если удастся оставить азиатов с голой жопой переманить весь свободный СПГ в Европу, что крайне маловероятно (да и какой ценой?), его кому-то точно не хватит. Таким образом, существует явная асимметрия последствий: если Россия в результате остановки экспорта природного газа в Европу теряет максимум 3-6% бюджетных доходов (при наличии внушительных ЗВР), то европейцы теряют физические объемы, а это остановленные заводы, электростанции и холодные дома.

Собственно, поэтому блокирование экспорта природного газа является орудием в арсенале России, а не Европы - его выстрел вполне способен поразить промышленное сердце Старого Света. Но использовать его можно только один раз: после подобного демарша европейцы если их не размажет по стенке приложат все усилия для диверсификации импорта и рынок будет потерян окончательно (спасибо тов. obkos за указание на данное обстоятельство). Именно поэтому остановка экспорта ПГ будет последним доводом - "ultima ratio..." - в грядущей Битве за Украину.

геополитика, Украина, паранойя

Previous post Next post
Up